Проблемы адаптации бухгалтерской отчетности к международным стандартам финансовой очетности

С принятием Положения о бухгалтерском учете и отчетности и нового Плана счетов бухгалтерского учета бухгалтерский учет в России существенно приблизился к международным учетным стандартам. Указанными нормативными документами введены в учетную практику новые объекты учета, обусловленные рыночной экономикой (нематериальные активы, арендные отношения, финансовые вложения и др.); организациям разрешено выбирать варианты учета многих его объектов; предложено ввести в учетную практику ряд международных учетных принципов: принцип начисления (в том числе по реализации продукции), принцип осторожности (разрешено создавать резервы сомнительных долгов) и некоторые другие; бухгалтерская отчетность приближена к финансовой отчетности западных стран.

Однако адаптация бухгалтерского учета и отчетности России к международным учетным стандартам сопряжена с определенными трудностями и проблемами.

Прежде всего, России предстоит сделать выбор между англо-американо-голландской и континентальной (европейской) системами бухгалтерского учета.

Первая система ориентирована на потребности инвесторов и кредиторов, является гибкой и либеральной с точки зрения регламентации. Вторая система отличается большей регламентацией бухгалтерского учета и отчетности на государственном уровне и существенно зависит от банковского кредитования. В России исторически государство жестко регламентирует порядок бухгалтерского учета и отчетности; в ней, очевидно, более приемлема континентальная система бухгалтерского учета.

Очень важной проблемой для России является установление соотношения правил ведения бухгалтерского учета и налогообложения. В настоящее время в России система бухгалтерского учета существенно зависит от постоянных изменений в налоговой системе. Чтобы избежать этой зависимости, введены два вида учета: бухгалтерский и налоговый.

России предстоит выбрать систему нормативных документов по регламентации бухгалтерского учета. В настоящее время большая часть учетных работников поддерживает четырехуровневую систему нормативных документов:

1-й уровень - законодательный: принятие закона по бухгалтерскому учету и отчетности;

2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;

3-й уровень: методические рекомендации (указания); 4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия.

Закон по бухгалтерскому учету и отчетности должен определить правовые основы бухгалтерского учета, его организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность. Проект закона по бухгалтерскому учету и отчетности обсужден в Государственной Думе в 1995 г.

Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечественном учете - положения) призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. В настоящее время в России разработаны проекты 10 первоочередных учетных стандартов. Некоторые из них утверждены Минфином РФ, в том числе Положение "Учетная политика предприятия", являющееся основополагающим, поскольку в нем изложены основные принципы учета, ориентированные на международные (принципы непрерывности деятельности организации, осмотрительности, последовательности применения учетной политики и др.).

Методические рекомендации призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами (только в промышленности СССР действовало 140 отраслевых инструкций).

Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основным из них является документ по учетной политике предприятия.

Резкое расширение задач бухгалтерского учета в условиях перехода к рыночной экономике, введение коммерческой тайны на многие учетные показатели, придание бухгалтерской отчетности статуса публичности, а также необходимость адаптации бухгалтерского учета и отчетности России к международным стандартам обусловливают необходимость выделения из бухгалтерского учета в качестве самостоятельных финансового и управленческого учета.

Финансовый учет должен предусматривать в основном получение информации, необходимой для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, и осуществляться в соответствии с законодательством, отечественными стандартами и другими регламентирующими документами.

Управленческий учет призван обеспечить получение внутренней информации, необходимой для управления производством и принятия решений руководством на ближайшую и отдаленную перспективу, исчисление и контроль себестоимости продукции, определение финансовых результатов от реализации продукции по всем выбранным позициям (зонам реализации, новым технологическим решениям и др.).

При разработке внутрипроизводственной системы учета, отчетности и контроля необходимо в полной мере использовать отечественный опыт организации оперативного учета и анализа хозяйственной деятельности, а также опыт организации управленческого учета в зарубежных странах.

Выделение в качестве самостоятельных финансового и управленческого учета потребует, очевидно, введения двухрядной системы счетов: балансовых, используемых в финансовом учете для составления баланса, и операционных, используемых в управленческом учете. Эти изменения позволяют определять финансовый результат деятельности организации различными методами.

Как уже отмечалось, использование англо-американо-голландской и континспталыюй систем бухгалтерского учета предусматривает высокий образовательный уровень как профессионалов, так и всего населения, позволяющий им хорошо разбираться в довольно сложной системе информации. В России же до недавнего времени от бухгалтера требовалось в основном лишь овладение учетной техникой - планированием и анализом финансово-хозяйственной деятельности он не занимался; основная часть населения незнакома даже с основами бухгалтерского учета и не разбирается в отчетной информации.

Адаптация бухгалтерского учета и отчетности России к международным стандартам предъявляет новые требования к подготовке специалистов по бухгалтерскому учету.

Первоочередными мерами в переподготовке и подготовке бухгалтерских кадров являются: выпуск соответствующих современных учебников, учебных пособий и других учебных материалов по основным дисциплинам; современное техническое оснащение процесса обучения учетных работников (включая компьютеры, аудио-, видео- и телевизионное обеспечение); создание сети ведущих учебных центров для подготовки и переподготовки преподавателей, обучающих бухгалтеров и аудиторов, с использованием зарубежных стажировок.

Важное условие совершенствования бухгалтерского учета - обучение его основам всего населения (в том числе в общеобразовательных школах) и особенно лиц, обучающихся по коммерческим специальностям.

Одним из направлений совершенствования бухгалтерского учета в России и его адаптации к международным стандартам является повышение уровня механизации и автоматизации учета. Обязательное условие механизации и автоматизации бухгалтерского учета - разработка программ регистрации и обработки бухгалтерских данных.

Адаптация бухгалтерского учета и отчетности России к международным учетным стандартам зависит и от совершенствования системы управления бухгалтерским учетом, подразумевающей участие в этом процессе и государственных (как правило, Минфина РФ) и общественных организаций (ассоциации бухгалтеров и аудиторов и др.). В указанных структурах целесообразно создать отделы по методологии бухгалтерского учета, оперативному консультированию, образованию и лицензированию, профессиональной этике, проведению конференций, конгрессов и международным связям, информационному обеспечению.

Адаптация бухгалтерского учета и отчетности России к международным учетным стандартам зависит не только от решения методологических, организационных и технических вопросов в области бухгалтерского учета, но и от степени развития рыночных отношений в деятельности организаций.

Нужно учитывать и тот факт, что при действующей налоговой системе часть организаций сознательно искажает учетные данные, влияющие на размеры объема реализации, прибыли, а следовательно, и налогов. В таких организациях адаптация бухгалтерского учета и отчетности к международным стандартам становится особенно проблематичной.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение важно отметить, что в случае полного перехода России на МСФО не следует ожидать, будто иностранные инвестиции рекой хлынут в Россию. Однако это будет важным шагом в процессе построения взаимного доверия между Россией и международным сообществом. Увеличение корпоративной прозрачности будет означать, что инвестиции станут менее рискованными для инвесторов, а значит, более дешевыми. Очевидно, что ни один национальный финансовый рынок не сможет нормально развиваться в отрыве от международного. По итогам первых лет реформы уже можно говорить об определённых как положительных результатах, так и о проблемах перехода. Тем не менее, реформа будет реально закончена лишь, когда каждый бухгалтер будет профессионально владеть основами МСФО, а руководители компаний - действительно заинтересованы в предоставлении достоверной и объективной информации. Это означает, что более активно должна вестись работа по повышению квалификации бухгалтеров.

Следует подчеркнуть, что реформа бухгалтерского учёта должна осуществляться с учётом сложившихся национальных традиций, специфики экономического развития России, а не путём слепого копирования западного опыта. Поэтому на данном этапе реформирования системы бухгалтерского учёта должно стать последовательное сглаживание несоответствий, что будет способствовать более успешному продвижению российских компаний на рынки капитала. При этом, говоря о реформировании необходимо подчеркнуть, что автоматическое, без каких-либо изменений, принятие МСФО невозможно. Ведь, по сути, международные стандарты – это компромисс между ведущими системами учёта в мире.

Пожалуй, главный вывод по первым итогам реформирования российской системы бухгалтерского учёта – наличие определённых положительных результатов. Чрезвычайно важно, чтобы реформа продолжалась достигнутыми темпами и приобретала законченный характер.

Хочется надеяться, что российские предприятия будут разговаривать на одном языке с международным бизнесом и рассматриваться на внешних рынках в качестве равноправных партнёров, что позволит в полной мере использовать широкие возможности, предлагаемые международными рынками капитала.

Таким образом, предстоит ещё много сделать для того, чтобы Россия полностью перешла на международную практику учёта. Важно, чтобы необходимость перехода была осознана как на уровне властей, так и среди бизнеса и бухгалтерского сообщества.

Наши рекомендации