Правоохранительные органы Франции

Судебная власть

Судебная система Франции включает:

1) Кассационный суд, который состоит из:

- палаты по уголовным делам;

- палаты по гражданским делам.

Данный суд рассматривает кассационные жалобы на решения и приговоры нижестоящих судебных органов.

2) Апелляционный суд, который состоит из:

- палаты по уголовным делам (обвинительная камера и суд ассизов — выездная сессия суда);

- палаты по гражданским делам.

Данный суд является судом апелляционной инстанции для трибуналов низшей и вышестоящей инстанции, а также судом первой инстанции по рассмотрению тяжких и особо тяжких уголовных преступлений.

3) Трибунал вышестоящей инстанции, который состоит из:

- отделения по уголовным делам;

- отделения по гражданским делам.

Данный суд является основным звеном судебной системы, в котором дела рассматриваются коллегиально в составе трех профессиональных судей.

4) Специальные судебные органы (уголовные и гражданские), включающие:

- высший суд юстиции;

- суд государственной безопасности;

- военный суд;

- морской суд;

- коммерческий суд;

- третейский суд.

Во Франции существует Государственный совет (консультативный орган при правительстве Франции), который возглавляет систему административной юстиции страны. Административные споры рассматриваются в специально созданной секции (отделе), которая выступает в роли апелляционной и кассационной инстанции по отношению к нижестоящим органам административной юстиции.

Данная секция (отдел) Государственного совета рассматривает по первой инстанции дела, связанные с жалобами на нормативные правовые акты президента и правительства Франции, а также на решения отдельных министров.

Первой инстанцией административной юстиции Франции являются административные трибуналы, которые создаются на территории нескольких департаментов.

Второй инстанцией выступают административные трибуналы, создаваемые на территории судебно-административных округов.

Прокуратура

Прокуратура Франции организационно состоит при судебных органах и структурно включает:

- прокуроров республики при трибуналах вышестоящей инстанции;

- генеральных прокуроров при апелляционных судах;

- генеральных прокуроров при кассационных судах.

Органы прокуратуры Франции принадлежат к системе исполнительной власти, осуществляют уголовное преследование и поддерживают обвинение в суде. Кроме того, в их компетенцию входит осуществление надзора за расследованием преступлений. Общее руководство деятельностью органов прокуратуры Франции осуществляет министр юстиции, при этом в его компетенцию не входит непосредственное исполнение прокурорских функций.

Прокуратура Франции осуществляет также и административные функции, такие как контроль за актами гражданского состояния и вспомогательным персоналом юстиции.

Спецслужбы

Систему спецслужб Франции составляют:

1) Генеральная дирекция внешней безопасности, входящая в структуру Министерства обороны Франции, которая состоит из:

- Управление военной разведки (организация и обеспечение военной оперативной и оперативно-тактической разведки, координация разведывательной деятельности военных, атташе за рубежом);

- служба активных операций (разведывательная и диверсионно-разведывательная деятельность);

- группа радиоэлектронного контроля (радио- и электронный перехват).

2) Генеральная дирекция налогов, осуществляющая функции, аналогичные деятельности налоговых органов РФ. Однако, в отличие них, для выявления фактов уклонения от уплаты налогов, сокрытия доходов от налогообложения Франции Генеральная дирекция налогов может привлекать частные детективные службы.

3. Заключение – 5 мин.

Преподаватель, подводя итог занятию, делает обобщенный вывод по теме лекции, сообщает о том, рассмотрены ли в достаточной для конспектирования мере вопросы лекции, обращает внимание на вопросы, которые необходимо доработать при самоподготовке.

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Правоохранительные органы России: учебник / В.П. Божьев. – 2-изд. – М.: Высшее образование, 2008.Уголовный процесс: учебник / В. П. Божьев. - М.: Высшее образование. - 2008.

2. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / М.А. Шапкин, Ю.А. Дмитриев. – М.: Эксмо, 2004. – 416 с.

3. Правоохранительные органы: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Петухов и Г.И. Загорского. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИТК «Дашков и К», 2005.—576 с.

Нормативно – правовая:

1. Конституция РФ. – М.: Элит. – 2004.

2. Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991г. № 1026-1 с изм. и доп. – ИПС «Гарант».

3. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995г. № 144-ФЗ и изм. и доп. –ИПС «Гарант».

Дополнительная литература:

1. Правоохранительные органы в схемах с комментариями: Учебное пособие. – М.: Эксмо, РАП, 2004. – 304 с.

2. Уроки реформы уголовного правосудия (по материалам работы Межведомственной рабочей группы по мониторингу УПК РФ в связи с пятилетием со дня его принятия и введения в действие): сборник статей и материалов / Лебедев А.Е., Мизулина Е. Б., Миронов С. М. – М.: Норма. – 2007.

3. Коротков А. П., Тимофеев А. В. 900 ответов на вопросы прокурорско-следственных работников по применению УПК РФ: Комментарий.- М.: Экзамен. - 2004.- 576 с.

4. Комментарий к Постановлениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам / Под ред. В. М. Лебедева. – 2-е изд. – М.: Норма. – 2008.

5. Вопросы уголовного права и уголовного процесса в практике Верховного Суда в Российской Федерации/Боровиков В. Б., Демидов В. В., Галахова А. В. –М.: Норма. – 2008.

6. Права человека в уголовном судопроизводстве: Международные стандарты и российское законодательство /С. Е. Егоров. – М.: Норма. - 2008.

7. Уроки реформы уголовного правосудия (по материалам работы Межведомственной рабочей группы по мониторингу УПК РФ в связи с пятилетием со дня его принятия и введения в действие): сборник статей и материалов / Лебедев А.Е., Мизулина Е. Б., Миронов С. М. – М.: Норма. – 2007.

8. Адвокат в уголовном процессе.Учебное пособие / Под ред. П.А.Лупинской.-М.- 1997.

9. Этин М. Л. Международные гарантии прав человека: опыт Совета Европы.-М -1997.

Статьи:

1. Бажанов С. В. Правовое положение подразделений следствия и дознания в уголовном процессе Российской Федерации // Российский следователь. - 2007.- № 1.-С.6–7.

2. Волчкова А. А. Следователи – полицейские России в 18 – первой половине 19 столетий // Российский следователь. – 2005. - № 4. – С. 60 – 62.

3. Гирько С. И. Современные проблемы института поддержания органом дознания обвинения перед судом // Российский следователь. – 2005. - № 6. – С. 8 – 11.

4. Гончаров Д. Ю. Самостоятельность следователя: быть или не быть? //Журнал российского права. - 2002. - №9. – С. 104 -110.

5. Дармаева В. Д. Полномочия следователя в уголовном судопроизводстве // Следователь. – 2003. - № 6. – С. 15 – 17.

6. Загидулин Р. А. Какая военная милиция нужна армии и обществу? // Закон и право. - 2007. - № 2. – С. 16 – 18.

7. Зайцев О., Абдуллаев Ф. Процессуальное положение дознавателей по УПК РФ // Законность. - 2002. - № 12. – С. 16 – 18.

8. Кольчурин А. Уголовно-процессуальный статус дознавателя ОВД и роль дознания в борьбе с преступностью // Уголовное право. - 2006. - № 2. – С. 87 – 89.

9. Кругликов А. П. Следователь и дознаватель как субъекты обжалования в уголовном процессе России / А. П. Кругликов, И. С. Дикарев // Следователь. – 2004. -№ 5. – С. 12 – 14.

10. Крылов А.В. К вопросу о создании единого органа по расследованию преступлений // Российский следователь. – 2002. - № 9. – С. 26 – 30.

Победкин А. В., Калинин В. Н. Процессуальная регламентация предварительного расследования в результате реформы 2007года // Гражданин и право. - 2007. - № 11.

Наши рекомендации