Характеристика отдельных видов инвестиционного контроллинга на предприятии
Виды инвестиционного контроллинга | Основная сфера контроллинга | Основной контрольный период |
1. Стратегический контроллинг 2. Текущий контроллинг 3.Оперативный контроллинг | Контроль инвестиционной стратегии и ее целевых показателей Контроль текущих инвестиционных планов Контроль бюджетов | Квартал; год Месяц; квартал Неделя; декада; месяц |
3. Формирование системы приоритетов контролируемых показателей. Вся система показателей, входящих в сферу каждого вида инвестиционного контроллинга, ранжируется по значимости. В процессе такого ранжирования вначале в систему приоритетов первого уровня отбираются наиболее важные из контролируемых показателей данного вида контроллинга; затем формируется система приоритетов второго уровня, показатели которого находятся в факторной связи с показателями приоритетов первого уровня; аналогичным образом формируется система приоритетов третьего и последующих уровней. Такой подход к формированию системы контролируемых показателей облегчает подход к их разложению при последующем объяснении причин отклонения фактических величин от предусмотренных соответствующими заданиями.
При формировании системы приоритетов следует учесть, что они могут носить разный характер для отдельных типов центров ответственности; для отдельных направлений инвестиционной деятельности предприятия; для различных аспектов формирования, распределения и использования инвестиционных ресурсов. Однако при этом должна быть обеспечена как иерархическая сводимость всех контролируемых показателей по предприятию в целом, так и их сводимость по отдельным направлениям инвестиционной деятельности.
4. Разработка системы количественных стандартов контроля.После того, как определен и ранжирован перечень контролируемых инвестиционных показателей, возникает необходимость установления количественных стандартов по каждому из них. Такие стандарты могут устанавливаться как в абсолютных, так и в относительных показателях. Кроме того, такие количественные стандарты могут носить стабильный или подвижный характер (подвижные количественные стандарты могут быть использованы при контроле показателей гибких бюджетов, для корректировки стандартов при изменении учетной ставки, темпов инфляции и т.п.). Стандартами выступают целевые стратегические нормативы, показатели текущих планов и бюджетов, система государственных или разработанных предприятием норм и нормативов и т.п.
5. Построение системы мониторинга показателей, включаемых в инвестиционный контроллинг.Система мониторинга (или как ее часто переводят "следящая система") составляет основу инвестиционного контроллинга, самую активную часть его механизма. Система инвестиционного мониторинга представляет собой разработанный на предприятии механизм постоянного наблюдения за контролируемыми показателями инвестиционной деятельности, определения размеров отклонений фактических результатов от предусмотренных и выявления причин этих отклонений.
Построение системы мониторинга контролируемых инвестиционных показателей охватывает следующие основные этапы.
а) Построение системы информативных отчетных показателей по каждому виду инвестиционного контроллинга основывается на данных инвестиционного и управленческого учета. Эта система представляет собой так называемую "первичную информационную базу наблюдения", необходимую для последующего расчета агрегированных по предприятию отдельных аналитических абсолютных и относительных показателей, характеризующих результаты инвестиционной деятельности предприятия.
б) Разработка системы обобщающих (аналитических) показателей, отражающих фактические результаты достижения предусмотренных количественных стандартов контроля, осуществляется в четком соответствии с системой инвестиционных показателей. При этом обеспечивается полная сопоставимость количественного выражения установленных стандартов и контролируемых аналитических показателей. В процессе разработки такой системы строятся алгоритмы расчета отдельных обобщающих (аналитических) показателей с использованием первичной информационной базынаблюдения и методов инвестиционного анализа.
в) Определение структуры и показателей форм контрольных отчетов (рапортов) исполнителей призвано сфор мировать систему носителей контрольной информации. Для обеспечения эффективности контроллинга такая форма отчета должна быть стандартизирована и содержать следующую информацию:
— фактически достигнутое значение контролируемого показателя (в сопоставлении с предусмотренным);
— размер отклонения фактически достигнутого значения контролируемого показателя от предусмотренного;
— факторное разложение размера отклонения (если контролируемый показатель поддается количественному разложению на отдельные составляющие). Алгоритм такого разложения должен быть определен и доведен до каждого исполнителя заранее;
— объяснение причин отрицательных отклонений по показателю в целом и отдельным его составляющим;
— указание лиц, виновных в отрицательном отклонении показателя, если это отклонение вызвано внутренними факторами деятельности подразделения.
Форма стандартного контрольного отчета (рапорта) исполнителя дифференцируется в соответствии с содержанием доведенного ему бюджета (плана).
г) Определение контрольных периодов по каждому виду инвестиционного контроллинга и каждой группе контролируемых показателей в целом основывается на рекомендациях, изложенных в первой таблице. Конкретизация контрольного периода по видам контроллинга и группам показателей определяется "срочностью реагирования", необходимой для эффективного управления инвестиционной деятельностью на данном предприятии. С учетом этого принципа выделяют:
— недельный (декадный) контрольный отчет;
— месячный контрольный отчет;
— квартальный контрольный отчет.
д) Установление размеров отклонений фактических результатов контролируемых показателей от установленных стандартов осуществляется как в абсолютных, так и в относительных показателях. Так как каждый показатель содержится в контрольных отчетах исполнителей, на данной стадии он агрегируется в рамках предприятия в целом. При этом по относительным показателям все отклонения подразделяются на три группы:
— положительное отклонение;
— отрицательное "допустимое" отклонение;
— отрицательное "критическое" отклонение.
Для проведения такой градации на каждом предприятии должен быть определен критерий "критических" отклонений, который может быть дифференцирован по контрольным периодам. В качестве критерия "критического" отклонения может быть принято отклонение в размере 20 и более процентов по недельному (декадному) контрольному периоду; 15 и более процентов по месячному периоду; 10 и более процентов по квартальному периоду.
е) Выявление основных причин отклонений фактических результатов контролируемых показателей от установленных стандартов проводится по предприятию в целом и по отдельным "центрам инвестиций". В процессе такого анализа выделяются и рассматриваются те показатели инвестиционного контроллинга, по которым наблюдаются "критические" отклонения от целевых нормативов, заданий текущих планов и бюджетов. По каждому "критическому" отклонению (а при необходимости и менее значимым размерам отклонений показателей приоритетов первого порядка) должны быть выявлены вызвавшие их причины. В процессе осуществления такого анализа в целом по предприятию используются соответствующие разделы контрольных отчетов исполнителей.
Разработанная система мониторинга должна корректироваться при изменении целей инвестиционного контроллинга и системы показателей текущих планов и бюджетов.
6. Формирование системы алгоритмов действий по устранению отклоненийявляется заключительным этапом построения инвестиционного контроллинга на предприятии. Принципиальная система действий менеджеров предприятия в этом случае заключается в трех алгоритмах.
а) "Ничего не предпринимать". Эта форма реагирования предусматривается в тех случаях, когда размер отрицательных отклонений значительно ниже предусмотренного "критического" критерия.
б) "Устранить отклонение". Такая система действий предусматривает процедуру поиска и реализации резервов по обеспечению выполнения целевых, плановых или нормативных показателей. При этом резервы рассматриваются в разрезе различных аспектов инвестиционной деятельности и отдельных инвестиционных операций. В качестве таких возможностей может быть рассмотрена целесообразность введения усиленного режима экономии (по принципу "отсечения лишнего"), использования системы инвестиционных резервов и другие.
в) «Изменить систему плановых или нормативных показателей». Такая система действий предпринимается в тех случаях, если возможности нормализации отдельных аспектов инвестиционной деятельности ограничены или вообще отсутствуют. В этом случае по результатам инвестиционного мониторинга вносятся предложения по корректировке системы целевых стратегических нормативов, показателей текущих инвестиционных планов или отдельных бюджетов. В отдельных критических случаях может быть обосновано предложение о прекращении отдельных инвестиционных операций и даже деятельности отдельных центров затрат и инвестиций.
Внедрение на предприятии системы инвестиционного контроллинга позволит существенно повысить эффективность всего процесса управления его инвестиционной деятельностью.
[1] На структуру себестоимости продукции существенно влияет размещение предприятий по отношению к источникам сырья и топлива. Чем дальше предприятие находится от топливно-сырьевой базы, тем больше расходы на транспортировку и хранение, тем выше удельный вес материальных затрат в составе себестоимости.
Структура себестоимости продукции зависит также от изменения уровня цен на предметы и средства труда. Так, повышение отпускных цен на продукцию сырьевых отраслей и продукцию топливно-энергетического комплекса приводит к росту удельного веса затрат на сырье, материалы, топливо и энергию в потребляющих отраслях. В то же время рост отпускных цен на машины и оборудование увеличивает долю амортизации в отраслях, использующих технику.
[2] Областной закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Смоленской области» от 17.12.2002 г. №95-з.
[3] Областной закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Смоленской области» от 17.12.2002 г. №95-з.
[4] По оценкам экспертов, в настоящее время в страну возвращается 10-20% от всего вывезенного капитала.