Создание стоимости и факторы, управляющие стоимостью
Как мы уже утверждали несколько раз, экономическая оценка бизнеса зависит от его способности генерировать денежные потоки в будущем. Хорошей мерой стоимости бизнеса, таким образом, является текущая стоимость ожидаемого потока денежных средств. Задача руководства — увеличить эти ожидаемые денежные потоки для того, чтобы создать стоимость. Определение свободных денежных потоков позволяет нам понять, как руководители компании могут увеличить этот денежный поток и создать стоимость. Это можно сделать:
1. Влияя на объем продаж (темп роста объема продаж и продолжи
тельность проста объема продаж).
2. Добиваясь максимальной прибыли от основной деятельности.
3. Управляя налогами так, чтобы снизить эффективную ставку на
лога, безусловно, полностью законными методами.
4. Сводя к минимуму капитальные вложения в чистые собствен
ные оборотные средства.
5. Наиболее рационально вкладывая капитал в долгосрочные активы.
В табл. 5.13 представлены некоторые мероприятия общего характера, которые может предпринять руководство, чтобы увеличить поток денежных средств, генерируемых компанией.
На рис. 5.1 показаны связи между решениями руководителей, движущими факторами стоимости и результатами оценки.
Определяя и понимая ту степень, с которой факторы влияют на стоимость компании в долгосрочной перспективе, мы можем ожидать от менеджеров более целенаправленной деятельности, лучшего
|
|
1. Поддерживать рост:
a) Развивать бизнес с существующими заказчиками
b) Входить на быстрорастущие и крупные рынки
c) Наращивать глобальное присутствие
d) Заниматься дополняющими слияниями и поглощениями
2. Улучшать коэффициенты рентабельности:
а) Концентрировать внимание на реструктуризации, эффективности, производительности и управлении затратами
3. Снижать необходимый оборотный капитал:
a) Увеличивать оборачиваемость активов
b) Обращать внимание на процессы получения дебиторской задолженности
c) Добиваться лучших условий от поставщиков
4. Снижать эффективную ставку налогообложения:
a) Снижать ставку налога, используя все скидки, предоставляемые законом
b) Использовать внешние возможности для получения выгод от наилучших
условий налогообложения
5. Оптимизировать стоимость капитала:
a) Снижать стоимость различных финансовых инструментов
b) Не отклоняться от оптимальной структуры капитала
Рис.5.1
стратегического планирования, более рационального распределения ресурсов и лучше организованной системы материального стимулирования.
Ниже приведены шаги, способствующие построению корпоративной культуры, которая направлена на заботу о создании стоимости:
♦ Развивать понимание менеджерами компании движущих факто
ров создания стоимости.
♦ При принятии решений установить правила, процедуры и ориен
тиры, которые концентрируют внимание руководителей на со
здании стоимости.
♦ Внедрять системы материального поощрения и оценки менедже
ров, которые способствуют принятию решений, направленных на
создание стоимости.
Управление, основанное на стоимости фирмы и дисконтированных денежных потоках, предпочтительно по отношению к традиционному бухгалтерскому подходу, поскольку философия, базирующаяся на денежных потоках, лишена искажений, свойственных бухгалтерскому учету, и раскрывает реальную экономическую стоимость фирмы; долгосрочные временные перспективы отбивают охоту ориентироваться на краткосрочные результаты и временная стоимость денег и рисков соответствующим образом отражается в этой методологии.
|
СТОИМОСТЬ ДЛЯ АКЦИОНЕРОВ:
ЕВРОПЕЙСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА1
Ситуация в Европе очень быстро меняется, и европейские менеджеры все больше внимания уделяют стоимости для акционеров. И хотя все возрастающее внимание к стоимости для акционеров не устранит все барьеры и проблемы в структуре и методах управления европейскими компаниями, но оно приведет к лучшему использованию средств пенсионных фондов и других инвесторов, являющихся как юридическими, так и физическими лицами. Как показывает американская модель 90-х гг. XX века, акцент на акционерной стоимости увеличивает размер «пирога», который может быть впоследствии поделен между акционерами, руководством компании, работниками и другими заинтересованными лицами. Несмотря на неизбежность кратковременных издержек, вызванных операциями реструктуризации, такими как разделение ранее единых предприятий, в долгосрочной перспективе выгоды для оставшихся сотрудников перевешивают эти социальные издержки.
Европейская реструктуризация сдерживается неправильно понимаемым патриотизмом, когда правительства делают выбор в пользу эгоистически-национальных целей2. На протяжении всех этих лет они забывали, что национальность собственности не имеет отношения к созданию ценности. Эффективно работающая дочерняя компания с иностранным капиталом сделает больше для экономики страны, чем слабая самостоятельная компания, которая финансируется из источников внутри страны. Как учил нас Шумпетер (Schumpeter), сущность капитализма связана с «созидательным разрушением» и европейские
1 Авторы благодарят Сэма Эббуда (5am Abboud), Томаса Фетцера {Thomas
Fetzer), Адриана Фоппа {Adrian Fopp) и Сотириса Лирициса {Sotiris Liritzis) за
участие в написании данной главы.
2 «The National Factor», Peter Martin, Financial Times, 31 Aug. 1999, p. 12.
|
страны должны позволить своим компаниям изменять структуру или исчезать. Он верил также, что экономический прогресс при капитализме означает беспорядок. Появление евро приведет к обострению конкуренции в Европе, поскольку ценообразование станет более прозрачным. Введение евро и осознание правительствами большинства европейских стран с их стареющим населением того факта, что они сидят на «пороховой бочке», начиненной пенсионными обязательствами, заставит их в конце концов начать кампанию дерегулирования, реструктуризации и насаждения культуры акционерного капитала в корпоративном управлении. Более того, компании, которые испытывают давление своих акционеров, требующих повышения доходности, будут, в свою очередь, подталкивать местные правительства к облегчению налогового бремени и устранению различных ограничений, в частности накладываемых на использование трудовых ресурсов. Тем не менее юридические и административные правила и ограничения будут продолжать создавать проблемы, замедляя процесс реструктуризации.
Прежде всего мы вкратце опишем некоторые ключевые факторы, препятствующие рассматриваемым изменениям в европейском контексте, а затем обсудим более подробно три основных пути стратегического наращивания акционерной стоимости: слияния и поглощения, передача части активов вновь образуемой дочерней компании, разделение ранее единых компаний и, наконец, выкуп собственных акций.