ТЕМА 8: Производственная логистика

Любой вид предпринимательской деятельности включает три этапа воспроизводственного цикла: закупки (снабжение), производство и распределение (сбыт). При этом основным содержанием предпринимательской деятельности в любой сфере является производство товаров или услуг. Закупки обеспечивают производство необходимыми ресурсами, а распределение - доведение изготовленной продукции до потребителей.

Производственное предпринимательство – это деятельность по производству товаров, услуг, информации, подлежащих последующей реализации потребителям.

Материальный поток на своем пути от первичного источника до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики, а он сам является ее объектом. Характерная черта объектов изучения в производственной логистике – их территориальная компактность.

Производственная логистика – это функциональная область логистики, осуществляющая управление внутренними материальными и другими экономическими потоками (сервисными, информационными, финансовыми, кадровыми), возникающими в процессе создания товаров (услуг).

Участников логистического процесса в рамках производственной логистики связывают внутрипроизводственные отношения (в отличие от участников логистического процесса на макроуровне, связанных товарно-денежными отношениями). Логистические системы, рассматриваемые производственной логистикой, носят название внутрипроизводственных логистических систем. К ним можно отнести: промышленное предприятие; оптовое предприятие, имеющее складские сооружения; узловую грузовую станцию; узловой морской порт и др.

Производственная логистическая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих подразделений фирмы, обеспечивающих логистическую оптимизацию движения внутрифирменных экономических потоков.

Производственная деятельность предприятия должна быть направлена на удовлетворение запросов потребителей производимых товаров.

Целью производственной логистики является такая организация потоков внутри фирмы, которая обеспечила бы производство товаров (услуг), наиболее полно отвечающих запросам внешних потребителей (клиентов) фирмы, причем с оптимальными затратами ресурсов.

Следовательно, на выходе из производственной логистической системы мы должны иметь товары (услуги), изготовленные с соблюдением логистического правила «семи Н»: нужный продукт в нужном количестве нужного качества в нужном месте в нужное время для нужного потребителя с наилучшими (оптимальными) затратами на производство.

Производственный процесс начинается с получения и обработки исходного сырья (входных ресурсов), которое в результате производственных операций наделяется новыми полезностями для потребителей и преобразуется в новый продукт или новые услуги, готовые к поставке потребителям. На рисунке 8.1 показано, что чем больше полезностей создано в ходе производственного процесса, тем больше прирост стоимости выходных потоков произведенных товаров (услуг) по сравнению со стоимостью входных потоков использованных ресурсов.

ТЕМА 8: Производственная логистика - student2.ru

Ф1 - финансовые средства, которые платит логистическая система за входные ресурсы;

П1 - входной поток ресурсов;

Ф2 - финансовые средства, которые платят потребители за товары (услуги), производимые логистической системой;

П2 - выходной материальный поток товаров (услуг).

Рисунок 8.1. Эффективность логистической системы (чем П2 больше П1, тем Ф2 больше Ф1)

Соотношение между входными и выходными потоками может быть различным в зависимости от специфики фирм. В некоторых случаях фирма продает то, что закупает, даже не меняя упаковки товара. Полезность таких предприятий для их клиентов заключается в производстве полезностей времени и места, выполнении работ по складированию и транспортировке, ценообразованию и т.д., т.е. услуг посреднического характера. Наряду с предприятиями, специализирующимися на производстве отдельных операций или услуг, существуют фирмы с полным циклом производства и распределения.

В производственном процессе могут выполняться различные виды заказов: начиная со стабильных заказов на изготовление стандартной продукции и до специализированных, с уникальными характеристиками, возникновение которых не поддается предварительному планированию.

По признаку производимой продукции выделяют следующие типы производств:

1. Производство стандартных и стабильных товаров обеспечивает цикличность, повторяемость производственного процесса. Как правило, срок изготовления таких заказов невысок, логистические потоки в циклическом производстве имеют жесткие графики, поддаются четкой регламентации.

2. Промежуточную позицию по сложности логистической оптимизации занимает производство с малым разнообразием товаров и большими объемами выпуска каждого наименования. Хотя время пребывания изделия в производстве здесь больше (так как требуются переналадки оборудования при переходе к другому виду продукции), но скорость движения потоков от входа в логистическую производственную систему к выходу из нее достаточно велика и стабильна.

3. Наиболее сложным объектом логистической оптимизации является производство с высоким разнообразием номенклатуры выпускаемых изделий и с малыми объемами выпуска каждого наименования. Здесь скорость и мощность логистических потоков невелики, а время пребывания каждого заказа в производстве относительно длительно, так как для выполнения каждого вида продукции требуется своя документация, переналадка оборудования и т.д. В современных условиях данный тип производства становится преобладающим.

На рынке, где спрос на товары превышает предложение (т.е. на «рынке продавца»), можно достаточно уверенно прогнозировать, что изготовленная с учетом сложившейся конъюнктуры партия товара будет реализована. В ситуации, когда реализация товаров не вызывает сложностей, приоритетной становится задача максимально эффективного использования производственных ресурсов (оборудования, сырья, трудовых ресурсов и т.д.). И чем крупнее будет изготовленная партия, тем ниже окажется себестоимость единицы изделия.

В условиях «рынка продавца» эффективно применялся традиционный процесс производства, который предполагает:

· поддерживать высокий коэффициент использования оборудования;

· изготавливать продукцию крупными партиями;

· иметь большие запасы ресурсов на случай выполнения крупных заказов и т.д.

В условиях «рынка покупателя» основные трудности связаны не с процессом производства, а с процессом реализации. Задача реализации произведенных продуктов в условиях конкуренции становится основной. Насыщенный рынок характеризуется непостоянством и трудно предсказуемым спросом, поэтому создание больших запасов товаров становится нецелесообразным и даже рискованным. С другой стороны, в условиях жесткой конкуренции предприниматель стремится выполнять все заказы, поступающие от клиентов, так как не выполнить заказ - потерять потенциальную прибыль. Это означает, что производственный процесс должен быть гибким, способным быстро отреагировать на возникший спрос.

Производство в современных условиях может быть конкурентоспособным, только если оно способно быстро менять ассортимент и количество выпускаемой продукции. В такой ситуации традиционная организация производственного процесса не дает требуемого эффекта, поэтому ей на смену приходят логистические производственные системы. Их цель – повысить адаптируемость производства к быстрым колебаниям спроса, обеспечить наиболее эффективную трансформацию ресурсов предприятия в выгоды и полезности для покупателей.

Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения:

- отказ от избыточных запасов;

- отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций;

- отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей;

- устранение простоев оборудования;

- устранение нерациональных внутризаводских перевозок;

- превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.

Сравнительная характеристика традиционного и логистического подходов к организации производства представлена в таблице 8.1.

Таблица 8.1. Традиционная и логистическая производственные системы

ТРАДИЦИОННАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА
Ориентация на большие объемы производства однородной продукции. Работа с ориентацией на склад Ориентация на уменьшение размера партий производимой продукции и времени производства. Работа точно в соответствии с полученными заказами
Ориентация на ритмичность производственного процесса Точное реагирование на изменения спроса
Запасы в виде сырья и готовой продукции для обеспечения непрерывности производственного процесса Запасы производственных мощностей, повышение гибкости производственного процесса. Минимизация материальных и товарных запасов
Стремление к максимальному использованию оборудования Стремление к максимальному соответствию производимой продукции требованиям рынка
Оптимизация отдельных производственных функций и операций Оптимизация движения потоков сырья, полуфабрикатов и готовой продукции
Повышение мощности производственного оборудования Повышение пропускной способности производственных мощностей
Преобладание специализированного оборудования Преобладание универсального оборудования
Стремление к сокращению номенклатуры выпускаемой продукции Возможность расширения номенклатуры выпускаемой продукции в соответствии с новыми требованиями клиентов
Поставщики рассматриваются как противостоящая сторона с противоположными интересами. Возможна частая смена поставщиков Поставщики рассматриваются как партнеры по общему делу. Ориентация на стабильные взаимовыгодные связи
Kвалификация производственного персонала повышается в конкретных вопросах, в соответствии с выполняемыми работником производственными операциями Повышение квалификации персонала рассматривается как одна из основных задач. Обучение проводится не только с целью повышения качества выполнения конкретных операций, но и с целью расширения областей использования сотрудников, универсализации их функций
Допущение брака в пределах установленных норм, внешний контроль качества контролерами Сокращение брака в результате внедрения концепции всеобщего управления качеством. Внутренний контроль на рабочих местах (саморегулирование)

Содержание концептуальных положений свидетельствует о том, что традиционная концепция организации производства наиболее приемлема для условий «рынка продавца», в то время как логистическая концепция - для условий «рынка покупателя».

Когда спрос превышает предложение, можно с достаточной степенью уверенности полагать, что изготовленная с учетом конъюнктуры рынка партия изделий будет реализована. Поэтому приоритет получает цель максимальной загрузки оборудования. Причем чем крупнее будет изготовленная партия, тем ниже окажется себестоимость единицы изделия. Задача реализации на первом плане не стоит.

Ситуация меняется с приходом на рынок «диктата» покупателя. Задача реализации производственного продукта в условиях конкуренции выходит на первое место. Непостоянство и непредсказуемость рыночного спроса делают нецелесообразным создание и содержание больших запасов. В то же время производитель уже не имеет права упустить ни одного заказа. Отсюда необходимость в гибких производственных мощностях, способных быстро отреагировать производством на возникший спрос.

В традиционных производственных системах стремились поддерживать стабильный производственный ритм, а к колебаниям спроса старались адаптироваться за счет создания запасов сырья и готовой продукции. Сегодня такой путь является слишком затратным: кроме издержек, связанных с омертвлением средств в запасах, с затратами на хранение, возрастает риск устаревания запасов. Следовательно, необходимо адаптироваться к изменениям спроса не за счет запасов готовой продукции, а за счет запасов производственных мощностей, гибкости производственных логистических систем.

Гибкость производственной системы – это способность оперативно адаптироваться к меняющимся условиям функционирования с минимальными затратами, с минимальным снижением производительности. Гибкость является одним из эффективных средств обеспечения устойчивости производственного процесса.

Логистические производственные системы должны быть высокоадаптивными, т.е. способными точно реагировать на любые изменения во внешней среде. Изменения могут сказаться на результатах деятельности предприятия или в сторону ухудшения - тогда надо стремиться к максимальной нейтрализации последствий, или в сторону улучшения - тогда требуется максимально использовать изменения.

Современный рынок предъявляет к производственным логистическим системам следующие требования:

· увеличение ассортимента производимых товаров (услуг), индивидуализация их потребительских свойств;

· сокращение времени пребывания продуктов в процессе производства;

· увеличение количества используемых в логистической системе технологий;

· сокращение сроков не только изготовления, но и поставки потребителям товаров;

· повышение требований к качеству, надежности и экологичности производимой продукции.

Заказы потребителей становятся все более мелкими и индивидуальными. Идет так называемый процесс кастомизации (customization) продукции. Кастомизация – это совокупность логистических операций, придающих продукции свойства и параметры, отвечающие требованиям конкретных потребителей.

Специалисты отмечают, что в современной экономике происходит в определенном смысле возврат к ремесленному производству, когда ремесленник изготавливал конкретное изделие под конкретного заказчика. Естественно, этот возврат происходит на новом технологическом уровне, позволяющем, не теряя производительности, свойственной массовому производству, выполнять требования к уровню качества, характерному для мастеров прошлого.

Учет индивидуальных требований потребителей находится в определенном противоречии с потенциальной прибыльностью производимого продукта. В традиционных производственных системах снижение затрат связано со стабильным и массовым выпуском продукции. Логистические принципы управления производственным процессом требуют соотнесения производственных затрат с результатами, полученными от реализации продукции.

Производственные предприятия должны уметь находить равновесие между товарами и услугами, производство которых приносит доход, и товарами, которые потребляют средства и ресурсы. Продукты могут не приносить доход по разным причинам. Например, новые товары, для признания которых покупателями требуется время, или, наоборот, товары, заканчивающие свой жизненный цикл, которые должны быть своевременно удалены с рынка. В связи с этим одной из основныхзадач планирования производства является принятие решения о том, выпуск каких товаров нужно начинать и расширять, каких – поддерживать, а каких - снижать, чтобы обеспечить сбалансированные материальные и финансовые потоки.

Одним из методов планирования сбалансированного портфеля товаров (услуг) является матрица Бостонской консультативной группы (рисунок 8.2), которая широко используется в маркетинге.

ТЕМА 8: Производственная логистика - student2.ru

Рисунок 8.2. Матрица Бостонской консультативной группы

Наши рекомендации