Сущность фискальной политики и ее виды

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВНП.

Бюджетно-налоговая политика строится на использовании государством двух экономических регуляторов: государственных расходов и налогов. Фискальная политика подразделяется на дискреционную и недискреционную, или автоматическую со встроенными стабилизаторами.

Дискреционная фискальная политика связана с целенаправленным изменением государственных расходов и налогообложения. Ее цель-приблизить равновесный ЧНП к неинфляционному ЧНП при полной занятости. Она бывает двух типов:

1. Экспансионистская-направлена на рост ЧНП.

2. Ограничительная-направлена на сокращение инфляции при наличии инфляционного разрыва в экономике.

Экспансионистская политика осуществляется двумя методами:

1.На основе увеличения дефицита бюджета (может осуществляться путем увеличения госрасходов при прежних налоговых поступлениях, путем снижения налоговых поступлений при тех же госрасходах или сочетанием первого и второго).

2.Политика сбалансированного бюджета (когда налоговые поступления и госрасходы растут на одинаковую величину).

Рассмотрим 1 метод.

Правительство может увеличить выпуск за счет роста госрасходов. Здесь действует мультипликатор госрасходов.

Мультипликатор государственных расходов показывает силу реакции изменений в производстве, определяющих величину ВНП, в результате динамики государственных расходов

(14.1),

где У-реальный ВНП. Действие мультипликатора госрасходов представлено на рис. 14.1.

Также правительство может увеличить выпуск за счет снижения налоговых поступлений и здесь действует налоговый мультипликатор

Налоговый мультипликатор (Мт) отражает изменения в экономике, вызванные увеличением или снижением налогов

, т.к. , то

Величина налогового мультипликатора меньше в сравнении с мультипликатором госрасходов, так как при изменении налогов происходит изменение совокупного спроса не на величину снижения налога, а на ту величину, на которую возрастает совокупный спрос, изменение налогов отражается и на сбережениях.

Кроме дискреционной фискальной политики, сейчас активно используется автоматическая фискальная политика.

Следует отметить, что существуют разные определения автоматических стабилизаторов. Но большинство авторов отмечают, что автоматические стабилизаторы – это такие механизмы в экономике, действие которых уменьшает реакцию ВНП на изменение совокупного спроса.

Главными автоматическими стабилизаторами являются пособия по безработице и подоходные налоги (при прогрессивной шкале налогообложения). Они смягчают сокращение совокупного спроса.

Необходимо отметить особенности автоматических стабилизаторов:

1. Смягчая последствия сдвигов в совокупном спросе, они стабилизируют выпуск продукции.

2. Действуют автоматически.

Вторая особенность является преимуществом по сравнению с активной фискальной политикой, т.к. автоматические стабилизаторы всегда включаются в нужный момент. Для того чтобы действовали автоматические налоговые стабилизаторы, необходима оперативная реакция налоговой системы на конъюнктуру. Она определяется:

1. Чувствительностью отдельных налогов к изменению конъюнктуры Наивысшей чувствительностью обладает подоходный налог благодаря прогрессивной шкале.

2. Удельным весом каждого налога в общих налоговых поступлениях. Чем больше удельный вес чувствительных к конъюнктуре налогов, тем больше автоматическая стабилизация.

Высокая степень встроенной стабильности считается желательной, так как встроенные стабилизаторы ослабляют необходимость в точном диагнозе и детальном изучении конъюнктуры.

Тема15. Рынок денег и денежно-кредитная политика

Сущность и функции денег

Существует несколько точек зрения на определение денег. К примеру, М. Фридман считает ненужным определение денег. По его мнению, понятие денег-вопрос удобства, ответ, на который заключается в том, что включать в денежную массу. К. Маркс считал, что деньги являются всеобщим эквивалентом, измерителем ценности товаров, которая, в свою очередь, выражается в труде, затраченном на производство товаров.

Сущность денег проявляется в их функциях. Такими функциями являются:

1. Деньги как средство обмена. Деньги, выполняющие эту функцию, должны обладать высокой покупательской способностью, которую поддерживает государство.

2. Деньги как мера ценности товаров.

3. Деньги как средство сбережения – актив, сохраняющий свою ценность после продажи товаров и услуг и обладающий покупательской способностью в будущем.

Важнейшим свойством денег является их ликвидность-это возможность превращаться в средство для расчетов. Наивысшей ликвидностью обладают наличные деньги.

Количество денег в обращении (КДО) влияет на объем национального производства, занятость, уровень цен, поэтому важной задачей является измерение денежной массы. Это осуществляется с помощью денежных агрегатов- группировок денежных активов по степени их ликвидности. В рамках этих комплексов агрегат с более высокой степенью ликвидности входит как составная часть в агрегат с более низкой ликвидностью.

М1 –наиболее ликвидный агрегат. Он включает наличные деньги и трансакционные вклады. Трансакционные вклады – это те средства, которые можно передавать по сделкам с помощью чеков и денежных переводов, вкладов до востребования.

М2 = М1 + мелкие срочные вклады.

М3 = М2 + крупные срочные вклады.

L = М3 + банковские бумаги, казначейские векселя и облигации.

В России используется в основном американская система денежных агрегатов, представленная выше.

Состояние денежной массы в стране характеризуются ее общим объёмом и распределением агрегатов. Небольшой удельный вес М1 характерен для устойчивых систем.

Наши рекомендации