Организационно-правовые формы предпринимательства в Казахстане

Предпринимательство в зависимости от количества участников – собственников подразделяются на следующие формы: индивидуальные и коллективные.

Эти формы предпринимательства, в свою очередь, осуществляются в рамках определенной организационно-правовой формы предприятия, регулируемой Гражданским кодексом РК.

Организационная форма предпринимательской деятельности представляет собой определенную систему норм, включающую внутренние отношения между партнерами по предприятию и отношения с государственными органами и другими предприятиями.

Правильный выбор организационно-правовой формы предпринимательство зависит от многих факторов:

· наличия собственного капитала либо возможностей по его привлечению;

· характера и масштабов предпринимательской деятельности;

· сроков реализации предпринимательского проекта;

· личного опыта и организаторских способностей предпринимателя;

· условий рынка и многих существенных особенностей начинающегося бизнеса, а также от достоинств тех или иных форм предприятия.

Выбор организационно- правовых форм должен существенным образом обеспечить возможности реализации предпринимательского проекта.

Рассмотрим их более подробно.

Индивидуальные формы без создания юридического лица в виде предприятия относятся и к инициативному индивидуальному предпринимательству.

При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу.

Обычно индивидуум, обладающий достаточным для реализации проекта ресурсами и склонный единолично контролировать процесс принятия решений, готовый нести полную материальную и юридическую ответственность, предпочитает форму индивидуального предпринимательства, став единоличным хозяином фирмы.

Данная форма предпринимательства имеет преимущества, которые заключаются в минимальной регламентированности и зависимости, мобильности, материальной заинтересованности и т.д.

Следует отметить, что в целом индивидуальное предпринимательство занимает незначительное место в производственном секторе, использует в большинстве случаев ручной труд и универсальные малопродуктивные средства производства, в недостаточной степени использует достижения НТП. При индивидуальном предпринимательстве привлечение капитала основано на вложениях самого владельца из его собственных средств.

К тому же индивидуальный предприниматель несет ответственность по всем обязательствам своего предприятия всем своим совокупным имуществом, включая частную собственность.

Таким образом, возникающий риск в индивидуальном предпринимательстве распространяется на все его достояние. Вся полученная прибыль от данного вида предпринимательства принадлежит владельцу.

Это форма предпринимательской деятельности особенно интенсивно развивается в последние годы. В Казахстане в 1998 году было зарегистрировано 40433 индивидуальных предпринимателей, из которых в промышленности работают 1950 человек (4,8 %), в торговли – 29992 (74,2 %), на городском и дорожном транспорте – 4020 (10 %), в гостиницах и ресторанах – 1815 (4,5%) и других сферах деятельности – 2656 (6,5%).

Формы предпринимательства в свою очередь можно подразделить на организационно-правовые и организационно-экономические.

К числу организационно-правовых форм можно отнести товарищества, общества, кооперативы.

Однако желание иметь большой объем финансовых ресурсов, а вместе с тем высокая личная материальная ответственность и большой риск ведут к тому, что для реализации масштабных проектов более предпочтительными формами являются формы коллективного предпринимательства, в основе которого заложен признак «количества собственников».

При коллективном предпринимательстве собственность принадлежит одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них и без определения долей (совместная собственность). К ним можно отнести товарищества, акционерные общества, кооперативы.

Товарищества создаются при участии двух или более партнеров. Преимуществами товарищества являются возможность привлечения дополнительного капитала и осуществления специализации внутри предприятия на основе знаний и умений каждого из партнеров.

Недостатки данной формы: каждый участник несет равную материальную ответственность независимо от размеров его вкладов; действия одного из партнеров являются обязывающими для всех остальных даже если они не согласны с этими действиями.

Участники товарищества подразделяются на две группы – полные товарищи (товарищество с неограниченной ответственностью), и коммандитные товарищи (товарищество с ограниченной ответственностью).

В коммандитных товариществах часть партнеров может обладать неограниченной, а часть – ограниченной ответственностью.

Общество создается по соглашению не менее двух граждан либо юридических лиц путем объединения их вкладов (как в денежной, так и в натуральной форме) в целях осуществления хозяйственной деятельности.

Участники общества с ограниченной ответственностью (ООО) не отвечают по его обязательствам. Они несут ответственность только в пределах стоимости внесенных вкладов. В отличии от них участники общества с дополнительной ответственностью несут ответственность всем своим имуществом.

Наиболее распространенными являются акционерные общества(АО). Их отличие состоит в том, что им предоставлено право, привлекать необходимые средства путем выпуска ценных бумаг - акций. При этом участники акционерного общества (АО) несут ответственность за результаты его деятельности в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Кооперативы – это предприятия, созданные группой лиц для совместной производственной или хозяйственной деятельности на основе имущественных паевых взносов.

К основным организационно-экономическим формам предпринимательства можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы.

Концерн - многоотраслевое АО, контролирующее предприятие через систему участия. Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являющихся по отношению к нему дочерними. В свою очередь, дочерние компании также могут владеть контрольными пакетами акций других акционерных компаний, нередко расположенных в других странах.

Ассоциации – мягкая форма добровольного объединения экономически самостоятельных предприятий, организаций, которые, одновременно могут входить в другие образования.

В состав ассоциаций, как правило, входят специализированные предприятия и организации, расположенные на определенной территории.

Основная цель создания ассоциаций – совместные решения научно – технических, производственных, экономических, социальных и других задач.

Консорциум представляет собой объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой операции (например, осуществление значительных инвестиций в крупный промышленный проект). Такое объединение предпринимателей имеет возможность вложить средства в крупный проект, при этом значительно уменьшается риск, возникающий при крупных вложениях, так как ответственность раскладывается на множество участников.

В условиях научно- технической революции консорциумы возникают в новых отраслях и на стыке различных отраслей и предусматривают проведение совместных научных исследований.

Синдикат – объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли с целью устранения излишней конкуренции между ними.

Картель означает соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, услуги о разделе рынков сбыта, долях в общем объеме производства и др.

Новой организационно-экономической формы предпринимательства служат финансово промышленные группы (ФПГ). Они представляют собой объединение промышленного, банковского, страхового и торгового капитала, а также интеллектуального потенциала предприятий.

Контрольные вопросы:

1. В чем состоит сущность предпринимательства?

2. В чем схожесть и различия понятий «предприниматель» и «бизнесмен»?

3. Изложите историю развития предпринимательства.

4. В чем заключается предпринимательская цель?

5. Охарактеризуйте важные признаки предпринимательства.

6. Какие условия необходимы для формирования предпринимательства?

7. Какие права собственности вы знаете?

8. Какие благоприятные условия необходимы для развития предпринимательства?

9. Назовите важнейшие эффекты предпринимательской деятельности.

10. Отличие частной собственности от личной (семейной).

11. В чем заключается социально-экономическое значение предпринимательства?

12. Что вы понимаете под регулированием и развитием предпринимательства?

13. Какие потребности у человека и способы их удовлетворения ?

14. Какие виды предпринимательской деятельности вы знаете?

15. В чем состоит сущность производственного предпринимательства?

16. Что составляет основное содержание коммерческого предпринимательства?

17. Что является сферой деятельности финансового предпринимательства?

18. Консультативная деятельность, каковы перспективы ее дальнейшего развития?

19. Особенности венчурного бизнеса?

20. Что такое посредничество?

21. Страховое предпринимательство, его формы?

22. Как сочетаются разные виды предпринимательства?

23. Какие мотивы предпринимателя Вы знаете?

Литература

1. Курманбаев С.К., Адильбеков М.Т., Мурзатаева Г.К. Предпринимательство. Учебник. (2-е изд., переработанное и дополненное). Под редакцией профессора Курманбаева С.К. Астана, 2010. – 264 с.

  1. Токсанова А.Н. Основы предпринимательской деятельности: учебник. – Астана: PRINT-S, 2007. – 479 с.
  2. Лапуста М.Г. Предпринимательство: основы предпринимательской деятельности: учебное пособие. – М.: РИОР, 2005 – 159 с.
  3. В. Глумаков, В.Я. Горфинкель, М.М. Максимцов и др. Менеджмент малого бизнеса: учебник. – М.: Вузовский учебник: ВЗФЭИ, 2007. – 283 с.
  4. Сейдахметов А.С. Рынок технологий: учебное пособие. – Алматы: Экономика, 2011. – 261 с.

Тема 2. Бизнес-планирование в системе предпринимательской деятельности

Цель: Изучить процесс и методику составления и разработки бизнес-плана

План лекции:

2.1 Понятие и задачи бизнес-планов

2.2 Содержание и характеристика основных разделов бизнес-плана

2.3 Реализация бизнес-плана

Понятие и задачи бизнес-плана

Предпринимательство характеризует стиль поведения и действий в условиях функционирования рыночной экономики. Отсюда, казалось бы, следует, что предпринимательская деятельность имеет мало общего с планированием. Многие даже думают, что планирование есть противоположность рынку, а рынок планированию.

Это утверждение верно, если иметь в виду директивное планирование, являющееся воплощением командно-административных методов управления, сковывающее свободу хозяйственной деятельности, но такое планирование, конечно, совершенно не связано с рынком. Однако самостоятельное планирование на уровне хозяйственных ячеек применительно к предпринимательской деятельности в условиях рынка необходимо и неизбежно. И зарубежный опыт, и логика подтверждают, планирование предпринимательской деятельности есть непременное условие обоснованности замысла и надежности получения желаемого результата.

Если предприниматель ставит перед собой, например, задачу создания собственной фирмы, организации производства новой продукции или приватизации государственного предприятия, то, прежде всего,надо тщательно спланировать, как он будет это делать. В этом одно из важных условий успеха, предотвращения неудач и снижения риска.

Мировой опыт показывает, что подавляющая часть новых предпринимателей разоряется.

В США, например, ежегодно начинают свое дело 600 тыс. предпринимателей, из них только половина может продержаться 1,5 года и только одному из пяти удается не разориться на протяжении 10 лет.

Это свидетельствует о необходимости планирования в условиях рынка, и чем сильнее рынок, тем важнее план.

Поскольку предпринимательство правомерно отождествляется с бизнесом, то планы осуществления предпринимательских проектов за рубежом получили название бизнес-планов, которое в последнее время стало применяться и в отечественной практике.

Что же понимается под бизнес-планом?

Бизнес-план - это система увязанных во времени и пространстве, согласованных по целям и ресурсам мер и действий, направленных на достижение поставленной цели.

Задача бизнес-плана состоит в том, чтобы помочь предпринимателям решить следующие вопросы:

1) изучить емкость и перспективы развития будущего рынка сбыта;

2) оценить затраты, которые будут необходимы для производства и реализации продукции, нужной рынку, и сопоставить их с ценами, по которым можно будет ее продавать, в целях определения прибыльности предприятия;

3) определить возможные трудности, которые могут возникнуть в процессе осуществления предпринимательского проекта;

4) выделить показатели, с помощью которых можно регулярно определять состояние дел;

Следует отметить, что бизнес-план может быть использован как основной документ для обоснования инвестиции и привлечения инвесторов, использования различных видов финансирования.

Грамотно и тщательно составленный бизнес-план снабдит необходимой информацией тех, кто заинтересован в объективной оценке проекта, особенно если требуется внешнее финансирование. Он может быть быстро переработан в финансовую заявку, которая удовлетворяет большинство кредиторов.

Ценность бизнес-плана определяется тем, что он :

· дает возможность определить жизнеспособность будущего предприятия в условиях конкуренции;

· содержит ориентиры, в соответствии с которыми бизнесмен будет действовать на этапе становления предприятия;

· служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Необходимым предварительным условием разработки четкого и реального бизнес-плана является проведение технико-экономических исследований.

При создании предприятия, связанного с производственной деятельностью, целесообразно разрабатывать технико-экономическое обоснование (ТЭО) предприятия. В состав ТЭО рекомендуется включить следующее:

1. Анализ спроса на продукцию, товары или услуги, планируемые к производству.

2. Производственные показатели:

2.1. Наличие конструкторской, технологической и другой требуемой документации

2.2. Производственная программа

2.3. Перечень необходимых для выполнения программы машин, оборудования, инструментов, др. элементов основных производственных фондов, а также сырья и материалов

2.4. Наличие производственных мощностей или проект их создания

2.5. Имеющееся в наличии оборудование и другие элементы основных производственных фондов

2.6. Рентабельность отдельных видов продукции или услуг

2.7. Величина амортизационных отчислений

3. Финансовые показатели:

3.1. Намечаемая выручка от реализации продукции или оказания услуг

3.2. Размер материальных и других приравненных к ним затрат

3.3. Предполагаемые отчисления в бюджет

3.4. Чистая прибыль

3.5. Фонд оплаты труда

3.6. Размер создаваемых прочих фондов

4. Социальные показатели:

4.1. Предполагаемая численность работников

4.2. Ожидаемый размер оплаты труда

4.3. Средняя реализация на одного работающего

4.4. Возможность использования труда инвалидов и пенсионеров

Содержание и характеристика основных разделов бизнес-плана

Основными элементами бизнес-плана являются: титульный лист, вводная часть (резюме проекта), аналитический раздел, содержательный раздел (сущность проекта) и разделы внутрифирменного планирования. Ключевые моменты бизнес планирования- это оценка инициаторами проекта:

· возможности, необходимости и объема выпуска продукции (услуг);

· потенциальных потребителей;

· конкурентоспособности продукта на внутреннем и внешнем рынках;

· своего сегмента рынка;

· показателей различных видов эффективности (коммерческой, региональной, бюджетной);

· достаточности капитала у инициаторов бизнес - идеи и возможных источников финансирования.

Итак,бизнес-планэто:

· изложение системы доказательств, убеждающих инвестора в выгодности проекта;

· определение степени жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия;

· предвидение рисков предпринимательской деятельности;

· конкретизация перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития;

· развитие перспективного (стратегического) взгляда на организацию и ее рабочую среду, путем получения ценного опыта планирования.

Перед составлением бизнес-плана надо убедиться в перспективности бизнес-идеи.

Разработка даже самого маленького локального бизнес-плана, сбор необходимых документов, оформление занимают около двух недель довольно напряженной работы, а средний и крупный (глобальный) бизнес-план - месяц и более.

Серьезные инвесторы требуют, чтобы бизнес - план им представлялся лично руководителем предприятия, что требует его активного участия в разработке бизнес-плана даже в случае привлечения внешних разработчиков.

Повышает шансы в поиске партнеров и инвесторов наличие в составе предприятия команды, разрабатывающей бизнес-план и готовой его реализовать.

Непосредственно начать разработку бизнес-плана необходимо с описания продукции (услуги), уделяя особое внимание конкурентоспособности и патентно-лицензионным вопросам.

Затем разрабатываются разделы маркетинга и продаж с определением рынка и объемов сбыта. Эти разделы являются ключевыми - без решения вопроса сбыта продукции разработка остальных разделов не имеет смысла.

Не надо жалеть времени на первичный сбор и анализ информации, так как вероятнее всего вам придется составить несколько вариантов бизнес-плана для различных инвесторов.

Особое внимание необходимо уделить эффективности реализации проекта, возможным рискам и гарантиям возврата инвестиций. Очень важно дать проекту краткое название, которое затем может появиться на наружной вывеске предприятия, в рекламных материалах, на упаковке и т.д., будет жить вместе с бизнесом.

Хорошее название должно соответствовать вашему роду занятий, указывать на ваш бизнес или месторасположение, вызвать положительные эмоции как на титульном листе бизнес-плана, так и, возможно, в последствии везде, где он может попасться на глаза тому, кто способен повлиять на судьбу вашего начинания.

Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы.

По мнению В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка, В. А. Швандара, наиболее предпочтительным будет бизнес-план, включающий семь разделов:

Раздел 1. "Цели и задачи предпринимательской сделки"

Главная цель предпринимательского бизнеса - получение прибыли. Планируя намеченную сделку, следует прежде всего определить, на какую сумму прибыли можно рассчитывать, и убедиться в том, что проект вообще способен принести желаемую прибыль.

Раздел 2. "Обобщенное резюме, основные параметры и показатели бизнес-плана" является сводным и представляет собой основные идеи и содержание плана в миниатюре.

Раздел 3. "Характеристика продуктов, товара, услуг, предоставляемых предпринимателем потребителю".

Раздел 4. "Анализ и оценка конъюнктуры рынка сбыта, спроса, объемов продаж" - непосредственное продолжение изучения потребностей и прогнозирования цен.

Раздел 5. "План (программа) действий и организационные меры" во многом зависит от вида предпринимательской деятельности (производственная, коммерческая, финансовая).

Раздел 6. "Ресурсное обеспечение сделки" содержит сведения о видах и объемах ресурсов, необходимых для осуществления предпринимательского проекта, об источниках и способах получения ресурсов.

Раздел 7. "Эффективность сделки" является завершающим разделом бизнес-плана. В нем приводится сводная характеристика эффективности предпринимательской сделки. В числе сводных показателей эффективности - в первую очередь показатели прибыли и рентабельности сделки. Кроме того, учитывается социальная и научно-техническая эффективность (получение новых научных результатов). В этом же разделе целесообразно проанализировать долговременные последствия предпринимательской сделки.

Мамыров Н. К. и др. (1997 г) также считают, что структура и содержание бизнес-плана не регламентированы в строгом смысле, но в то же время включают в себя определенные разделы:

1) резюме;

2) характеристика продукта, товара или услуг, представляемых потребителю;

3) оценка рынка сбыта;

4) конкуренция;

5) стратегия маркетинга;

6) план производства;

7) организационный план;

8) юридический план;

9) оценка риска и страхования;

10) финансовый план.

1. Резюме. Бизнес-план начинается ... с конца, т.е. с резюме (объем его не должен составлять более 4 машинописных страниц). Оно представляет собой основные идеи и содержание плана в миниатюре. Чаще всего в этом разделе представлены:

· генеральная цель проекта;

· краткая характеристика предпринимательского продукта, новизна и отличие предлагаемой к производству продукции от продукции конкурентов;

· сроки осуществления проекта;

· уровень рентабельности вложений в дело;

· сведения о предлагаемых объемах продаж;

· затраты, связанные с реализацией проекта;

· ожидаемая эффективность и результативность (выручка, прибыль, рентабельность).

Резюме как наиболее представительную часть бизнес-плана надо сделать четким, лаконичным и убедительным.

В искусности составления краткой, концентрированной концепции бизнес-плана содержится значительное условие привлекательности всего плана.

2. Основная часть бизнес-плана начинается с раздела, в котором дается характеристика продукта, товара или услуги, предоставляемых будущим потребителям. Этот раздел требует тщательной проработки при высоком уровне конкретности. При описании продукта (работ, услуг) указываются потребительские свойства, существенные отличия от товаров-конкурентов, степень защищенности патентами и авторскими свидетельствами, дается наглядное изобретение товара. В этом разделе следует дать прогноз цены и тех затрат, которые потребуются при производстве. В связи с формированием рыночной экономики и высоким уровнем инфляции в республике прогнозирование цены предпринимательского продукта представляет собой самый трудный элемент составления бизнес-плана.

3. Оценка рынка сбыта - важнейшая часть бизнес-плана. Она основывается на исследовании рынка и требует сбора и обработки большого объема информации. Объем раздела обычно составляет 5-6 страниц. Основная цель его - определить и обосновать ту нишу, в которой найдет покупателя планируемый к производству товар или услуги, а также отразить полное представление о рыночной конъюнктуре.

4. Цель раздела "Конкуренция" - облегчить выбор подходящей тактики конкурентной борьбы и предостеречь от ошибок. В этом разделе необходимо определить крупнейших производителей - конкурентов аналогичной продукции, как можно точнее оценить объем их продаж, доходы, перспективы внедрения новых моделей, основные характеристики, уровень качества и дизайн основной продукции.

5. На базе двух предыдущих разделов составители бизнес-плана разрабатывают следующий раздел - "Стратегию маркетинга".

К основным элементам плана маркетинга относятся:

1. Схема распространения вашего товара: самостоятельно, через оптовые организации, через магазины

2. Ценообразование

3. Реклама

4. Методы стимулирования потребителей

5. Организация послепродажного обслуживания клиентов (для технических товаров)

6. Формирование и поддержание хорошего мнения о вашем бизнесе

И если предполагается реализация товара за рубеж, надо упомянуть о патентной чистоте товара.

6-ой раздел - "План производства" - разрабатывается теми предпринимателями, которые занимаются производством. Расчеты производятся на 2-3 года вперед. Основной вопрос раздела - оценка издержек производства продукта (услуги) и их изменения в перспективе.

Главная задача - подтвердить расчетами, что предприятие в состоянии реально производить необходимое количество товаров качественных в нужные сроки.

7-ой раздел - "Организационный план", в котором речь идет о том, с кем вы собираетесь организовать свое дело и как планируете наладить бесперебойное и успешное функционирование.

В этом разделе формируется организационная структура подразделений предприятия, определяется содержание работ создаваемых подразделений, квалифицированные требования к специалистам. Указываются также источники и способы привлечения специалистов для постоянной работы, величина их зарплаты.

8-ой раздел - "Юридический план". В нем определяется формы организации предприятия с точки зрения собственности, которая, в свою очередь, определяет его правовой статус. В соответствии с принятым решением в дальнейшем разрабатываются основные документы, регулирующие будущую деятельность предприятия.

9-ый раздел - "Оценка риска и страхования". Предпринимательская деятельность сопряжена с риском. Государство не несет ответственности за результаты деятельности предпринимателя, поэтому при создании предприятий должен быть произведен тщательный просчет рисков. Основная задача - предугадать все типы рисков, с которыми можно столкнуться, источники этих рисков и момент их возникновения. Затем разрабатываются меры по сокращения этих рисков и минимизации потерь, которые могут возникнуть.

10-ый раздел - "Финансовый план". В нем в стоимостном выражении должен быть представлен обобщенный материал предыдущих разделов. Он включает:

а) прогноз объемов реализации;

б) баланс денежных расходов и поступлений;

в) таблицу доходов и затрат;

г) сводный баланс активов и пассивов предприятия;

д) расчеты точки безубыточности.

Прогноз объемов реализации дает представление о доле рынка, которая будет охвачена выпускаемой продукцией. Прогноз, как правило, составляется на три года, причем для первого года данные приводятся помесячно, для второго года - поквартально, третьего года - в целом годовая сумма продаж.

Баланс денежных расходов и поступлений - документ, определяющий суммы средств вкладываемых в производство, с разбивкой по времени от начала организации предприятия. Главная задача баланса расходов - определить достаточность этих средств на каждый момент времени. В случае их нехватки необходимо предусмотреть источники дополнительной инвестиций.

Таблица доходов и затрат показывает следующее:

· доходы от продажи товаров;

· издержки производства товаров;

· суммарную прибыль от продаж;

· общепроизводственные расходы;

· чистую прибыль.

Сводный баланс активов и пассивов предприятия составляется на начало и конец года. Он служит основой для оценки структуры имущества предприятия и источников его финансирования.

Активы включают в себя следующие статьи:

· касса (или денежная наличность);

· расчетный счет;

· прочие счета в банках;

· ценные бумаги;

· товароматериальные запасы;

· основной капитал;

· нематериальные активы.

Пассив баланса состоит из двух частей, включая следующие статьи:

1) Заемные средства:

· краткосрочные кредиты;

· прочие статьи краткосрочной задолженности;

· долгосрочный заемный капитал.

2) Собственные средства:

· акционерный капитал;

· резервы и фонды;

· накопленная прибыль.

В заключении данного раздела следует привести расчет и анализ точки безубыточности, т.е. точки, в которой предприятие имеет нулевой результат: не прибыль и не убыток, а просто покрывает все свои издержки. Точка безубыточности может быть определена по формуле:

ТБ= Организационно-правовые формы предпринимательства в Казахстане - student2.ru ,

где, ТБ - точка безубыточности, или количество произведенных товаров, при котором будет достигнута безубыточность, шт. (ед);

УПЗ - сумма условно -постоянных затрат (сумма кредитов, выплаты процентов по ним, сумма накладных расходов, амортизационные отчисления), тенге;

УППЗ - сумма условно -переменных затрат, необходимых для изготовления ед. продукции (это затраты на сырье, материалы, энергию, оплату труда производственного персонала), тенге.

Ц- цена за ед. продукции, тенге.

Если предприятие будет выпускать несколько видов продукции, то расчет объема производства (П), обеспечивающего безубыточность, следует произвести по формуле:

П= Организационно-правовые формы предпринимательства в Казахстане - student2.ru , где

Ц и УППЗ - соответственно цена и условно-переменные затраты для каждого вида продукции;

К1,2 ...п - доля выручки от реализации 1,2 ...п-го вида продукции в общей выручке от реализации всей производимой предприятием продукции (в долях единицы).

Умножив П на соответствующую величину К, получим количество единиц продукции, при котором достигается безубыточность при данной структуре выпуска продукции.

Данное выше описание структуры бизнес-плана является всесторонним, развернутым, достаточно подробно охватывающим все основные аспекты будущего предприятия.

Однако надо отметить, что степень детализации бизнес-плана может быть весьма различной. Поэтому бизнес-план может составляться с некоторыми модификациями, но в соответствии с определенными требованиями.

Реализация бизнес-плана

Бизнес-план составляется для того, чтобы дать начинающему предпринимателю четкие ориентиры на первый, самый трудный год существования.

Сверяясь с включенными в него показателями, предприниматель может судить о том, все ли идет, как намечено, и в случае необходимости принимать меры по исправлению положения.

Многие начинающие предприниматели пренебрегают планированием, не умеют самостоятельно составлять и попросту боятся планирования.

Планирование - это важнейшая составная часть успеха любой хозяйственной деятельности. Пренебрежение им может очень дорого стоить предпринимателю: ведь все, с кем он связан по делам фирмы: поставщики, потребители, конкуренты, банки, - имеют свои планы, и предприниматель обязан их учитывать, а следовательно, планировать и свою деятельность.

План нужен для того, чтобы сотрудники имели ясное представление о целях и задачах фирмы, о требованиях, предъявляемых лично к ним.

Бизнес-план - это официальный документ. Чтобы написать его, нужно собрать обширную достоверную информацию по большому кругу вопросов. Объем этой информации постоянно увеличивается, по мере вашего вхождения в бизнес и его развития. Поэтому целесообразно иметь два вида одного бизнес-плана.

Первый вид бизнес-плана – официальный, является кратким (до 50 страниц), с изложением на бумаге прошлого, настоящего и будущего вашего бизнеса. Он необходим перспективным партнерам, инвесторам, менеджерам и акционерам фирмы для того, чтобы иметь общую цель. В нем обычно содержится три варианта расчетов: оптимистический, пессимистический и реальный (оптимальный).

Второй вид бизнес-планапредставляет собой повседневный рабочий документ для первого лица предприятия, команды разработчиков плана и консультантов. В нем сосредоточивается рабочий информационный материал. Он носит название рабочего бизнес-плана и позволяет:

· поднять важность официального бизнес-плана;

· составить программу ваших действий задолго до того, как реально начнется новое дело;

· детально рассмотреть возможные варианты решения возникших проблем, и, таким образом, вы будете в состоянии преодолеть их в будущем, так как будете готовы принять правильное решение, чтобы избежать ошибок в официальном бизнес-плане;

· заранее распознать и оценить два основных вида риска в бизнесе: внутренний, над которым вы в целом имеете контроль (персонал, материальные запасы) и внешний (экономика, новое законодательство), то есть то, что вы не в состоянии изменить;

· осуществлять тщательный контроль за состоянием дел, учитывая постоянные изменения во внешней и внутренней среде на основе мониторинга;

· по мере необходимости служить в качестве справочника при модернизации (корректировке) официального бизнес-плана.

Таким образом, рабочий бизнес-план - это широкое пространство или деловое поле вашей игры, в ходе которой разрабатываются правила составления продуманного официального бизнес-плана.

Часть документации рабочего бизнес-плана может использоваться в качестве приложений к официальному плану или предоставляться по запросам партнеров и членов команды разработчиков. Банкирам лучше, чем кому бы то ни было, известно, что самая распространенная причина банкротства - вовсе не нехватка денег, а неспособность предпринимателя правильно планировать свою деятельность.

Успешной реализации бизнес-плана будет способствовать создание системы контроля за оценкой выполнение плана и своевременным внесением в него изменений.

Система контроля должна быть простой, но в то же время обеспечивающей всех лиц, принимающих ключевые решения, своевременной информацией, чтобы они могли вовремя принять корректирующие меры в случае возникновения отклонений. Ниже дается краткое описание каждого из названных элементов системы контроля.

Контроль запасов. Контролируя уровень запасов, фирма заботится не только о себе, но и о потребителях: ведь чем быстрее удастся окупить деньги, овеществленные в сырье, материалах и готовой продукции на складе, тем быстрее их можно будет вновь вложить в дело и, следовательно, тем большее количество товаров и услуг фирма сможет предложить своим клиентам.

Производственный контроль. Этот вид контроля предполагает сравнение уровня издержек, записанных в плане, с отчетными цифрами; особое внимание следует обратить на такие показатели, как полезная нагрузка на станки и оборудование, число отработанных чел. -часов, продолжительность производственного цикла, время ожидания, время простоя.

Контроль качества- в значительной мере зависит от типа производства, но цель его всегда одна и та же - обеспечить безотказную работу производимого товара.

Контроль продаж. Информация об объеме продаж (в натуральных и стоимостных показателях), о средней стоимости одной покупки, соблюдение сроков поставки, количества товаров, проданных в кредит, весьма полезна для составления правильного представления о том, как идут дела в фирме.

Очень важно также создать надежную систему контроля за поступлением платежей, чтобы избежать просроченных счетов и безнадежных долгов.

Контроль расходов. Для каждого нового предприятия важно отслеживать, сколько денег выплачено и на какие цели.

Даже самый лучший бизнес-план может устареть, если изменяться условия.

Внешние факторы: экономическая ситуация в стране, новые требования потребителей, появление новых технологий, изменение политики конкурентов, а также события внутренней жизни предприятия, в частности изменения в руководящем составе, - могут вызвать необходимость пересмотра бизнес-плана. Бизнесмен должен уметь улавливать новые тенденции во внутренней жизни фирмы, в отрасли, в рыночной конъюнктуре и вносить соответствующие корректировки в бизнес-план.

Корректировка плана дает возможность, не изменяя целей, менять пути их достижения и, следовательно, повышать шансы предприятия на успех.

Контрольные вопросы:

1. Что представляет собой бизнес-план?

2. Что включает в себя технико-экономическое обоснование (ТЭО) предприятия?

3. В чем заключается содержание бизнес-плана?

4. Какой порядок составления бизнес-плана?

5. Какая структура бизнес-плана?

6. Раскройте содержание разделов бизнес-плана

7. Какие виды бизнес-планов вы знаете? В чем их особенности?

8. Что включает в себя система контроля за выполнением бизнес-плана?

Литература

1. Курманбаев С.К., Адильбеков М.Т., Мурзатаева Г.К. Предпринимательство. Учебник. (2-е изд., переработанное и дополненное). Под редакцией профессора Курманбаева С.К. Астана, 2010. – 264 с.

2. Токсанова А.Н. Основы предпринимательской деятельности: учебник. – Астана: PRINT-S, 2007. – 479 с.

3. Лапуста М.Г. Предпринимательство: основы предпринимательской деятельности: учебное пособие. – М.: РИОР, 2005 – 159 с.

4. В. Глумаков, В.Я. Горфинкель, М.М. Максимцов и др. Менеджмент малого бизнеса: учебник. – М.: Вузовский учебник: ВЗФЭИ, 2007. – 283 с.

5. Сейдахметов А.С. Рынок технологий: учебное пособие. – Алматы: Экономика, 2011. – 261 с.

Наши рекомендации