Организация преддипломной производственной практики

Преддипломная производственная практика проводится по окончании теоретической части обучения в сроки, предусмотренные учебным планом и графиком учебного процесса.

Практика проводится на предприятиях, в учреждениях и организациях любых организационно-правовых форм. Рекомендуется проходить практику в финансовых подразделениях следующих организаций:

· коммерческих предприятий и организаций различных организационно-правовых форм, отраслей и направлений деятельности;

· органов государственной власти и местного самоуправления;

· некоммерческих организаций и учреждений;

· профессиональных участников рынка ценных бумаг;

· коммерческих банков;

· страховых компаний;

· аудиторских фирм;

· риэлтерских агентств и др.

Сроки и место прохождения практики, назначение руководителя практики от университета для каждого студента оформляются приказами по университету в установленном порядке.

Руководство преддипломной производственной практикой студента осуществляют преподаватель кафедры и сотрудник организации, в которой он проходит практику.

Перед началом практики проводится организационное собрание со студентами.

На собрании обсуждаются следующие вопросы:

производственно-методические;

- цель и задачи практики;

- содержание программы практики;

- права и обязанности студента-практиканта;

- требования к отчету о практике;

- порядок защиты отчета о практике;

организационные:

- время и место проведения практики;

- порядок получения необходимой документации;

- порядок и сроки предоставления студентами отчетной документации.

Студентам обеспечивается доступ к электронному ресурсу, содержащему публикацию программы практики на сайте ТюмГУ: Преддипломная производственная практика [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

При прохождении преддипломной производственной практики студент обязан:

· выполнять задания руководителя практики от организации;

· подчиняться действующим в организации правилам внутреннего
распорядка;

· изучить и неукоснительно соблюдать правила охраны труда и
техники безопасности;

· нести ответственность за выполнение порученной работы и ее
результаты;

· представить письменный отчет о прохождении практики и другие
необходимые материалы и документацию.

Преддипломная производственная практика осуществляется на основе договоров на организацию практики, заключенных между университетом и предприятиями, учреждениями и организациями.

Направление студента на практику оформляется командировочным удостоверением, которое, позднее, с проставленными отметками о прохождении практики,прилагается к отчету.

По результатам преддипломной производственной практики в установленный сроки представляется отчет по утвержденной форме.

Отчет оценивается дифференцированным зачетом. В случае отрицательной оценки допускается корректировка отчета в срок, определяемый руководителем от университета. Положительная оценка по преддипломной производственной практике является обязательным условием для допуска к защите выпускной квалификационной работы

Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, могут быть направлены на практику вторично в свободное от учебы время. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из университета как имеющие академическую задолженность в соответствии с Уставом ТюмГУ и Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов ТюмГУ.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Во время прохождения преддипломной производственной практики студент изучает основные вопросы работы организации и выполняет под руководством работника организации задания, которые относятся к кругу должностных обязанностей последнего.

Изучение основных вопросов работы организации осуществляется по следующим направлениям:

1. Общая характеристика организации:

· цель и порядок создания организации;

· основное содержание устава и/или иных документов,
регламентирующих деятельность организации;

· организационная структура организации;

· функции отдельных структурных подразделений и их
работников.

Рекомендуется использовать внутренние документы организации: Устав, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции работников и т.п.

2. Экономические условия и особенности функционирования
организации:

· внешняя среда организации: основные потребители, характеристика клиентуры, поставщики, конкуренты и т.д.

· внутренняя среда организации: менеджмент, персонал.

3. Основная деятельность организации:

· состав и характеристика продукции, работ и услуг организации;

· объёмы продукции, работ, услуг организации, их динамика;

· ценообразование на продукцию, работы, услуги;

· ценовая политика организации;

· система оплаты труда в организации;

· маркетинговые мероприятия организации.

4. Финансовое состояние организации:

· размер собственного капитала и его структура;

· структура активов организации;

· структура заемных ресурсов организации;

· структура доходов и расходов, рентабельность организации;

· порядок распределения прибыли;

· ликвидность баланса, показатели и состояние.

5. Риски в деятельности организации:

· виды рисков, связанных с деятельностью организации;

· оценка рисков;

· управление рисками в организации, используемые методы.

6. Организация учёта в организации:

· структура учетных подразделений;

· порядок отражения в учете конкретных операций;

· документальное оформление операций;

· структура бухгалтерского баланса организации;

7. Налогообложение организации:

· виды налогов, уплачиваемых организацией;

· порядок исчисления и уплаты налогов.

8. Отчётность организации:

· финансовая отчетность, состав, содержание, сроки ее
предоставления;

· статистическая отчетность, формы, содержание, порядок
предоставления.

Изучение указанных вопросов целесообразно провести за несколько периодов деятельности предприятия (2-3 года).

Во время прохождения практики студенты должны научиться:

1. Обрабатывать и анализировать финансовую информацию:

· составлять аналитические таблицы, характеризующие деятельность организации;

· читать балансы, оценивать состояние активов и пассивов;

· оценивать соответствие деятельности организации нормативно-правовой базе;

· документально оформлять результаты анализа, готовить индивидуальные и коллективные решения, оптимизировать их с учётом экономических последствий и требований деловой этики;

· оформлять необходимую документацию, в т.ч. отчётную, бухгалтерскую и статистическую;

· использовать современную оргтехнику, в т.ч. специальную.

2. Практически осуществлять операции, характерные для организации, в которой студент проходит практику.

Наши рекомендации