И с: т о ч п и к: Основы аудита / Под ред. проф. Я. В. Соколова. М.: Бухгалтерский учет, 2000

С 1940 г. процедуры проверок стали четко проводить­ся по единым профессиональным стандартам (об аудиторских стан­дартах пойдет речь ниже).

Что же представляет собой аудит и сторона, в отношении которой он проводится? Существует множество определений понятия «аудит»[7]. Приведем некоторые из них.

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятель­ности» дает следующее определение, носящее обязательный характер: «Аудит представляет собой предпринимательскую деятельность ау­диторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневе­домственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг».

Комитет Американской бухгалтерской ассоциации по основным концепциям учета дал несколько более широкое определение аудита: «Аудит — это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событияхустанавливающий уровень их соответствия определенному критерию и представляю­щий результаты заинтересованным пользователям[8].

Данное определение содержит следующие ключевые моменты:

• оценка должна быть объективной, т. е. независимой от влияния субъективных факторов — администрации, собственников, работни­ков компании;

• аудитор определяет степень соо тветствия данных, представлен­ных в отчетности, реальным данным, т. с. выражает свое мнение по по­воду верности и обоснованности информации, содержащейся в отче­тах, а не подтверждает абсолютную точность представленных данных;

• проверка совершается в интересах определенных лиц, поэтому аудитор точно определяет, в какой мерс проверенные факты соо тветст­вуют критериям и стандартам (в международной финансовой отчетно­сти такие критерии общепринятые принципы бухгалтерского учета).

Это определение позволяет распространить понятие «аудит» на большее число организационных проблем, что и произошло в зарубеж­ном менеджменте в 1980-1990 гг., а сейчас получает развитие в России.

Под экономическими субъектами понимаются (независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности) организа­ции, их объединения (союзы, ассоциации, концерны, отраслевые, ме­жотраслевые, региональные и др.), банки и кредитные учреждения, а также их союзы и ассоциации, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные, общественные и другие фонды, а также граждане, осуществляющие самостоятель­ную предпринимательскую деятельность. К экономическим субъек­там относятся также аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно.

Предметом аудита может быть одна или совокупность организа­ционно-экономических проблем, связанных с функциональной деятельностью фирмы. Это финансово-хозяйственная деятельность, менеджмент, проблемы социально-трудовой сферы и т. п.

Аудитор — физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным законодательством, и аттестованное в установленном порядке на право осуществления аудиторской дея­тельности, т. е. специалист, имеющий квалификацию для аудита и способный проводить анализ и оценку таких объектов в системе управления, которые не поддаются непосредственному измерению (см. приложения 1 и 2).

Аудитируемая (проверяемая) организация или аудитируемое (проверяемое) подразделение — организация или подразделение, где проводится аудит.

Основная задача аудита — обеспечение клиента аналитической информацией па основе проведенного диагностического исследова­ния. Характеристики диагностического исследования определяют общие направления аудита. Направленность диагностического ис­следования определяет его возможный инструментарий и методы об­следования.

Цель диагностики:

• детально и глубоко изучить проблему (проблемы), стоящую пе­ред организацией;

• выявить факторы и силы, влияющие на нее;

• подготовить всю необходимую информацию для принятия ре­шения, как организовать работу по ее разрешению.

Во многих случаях проведение диагностики позволяет опреде­лить пути решения рассматриваемой проблемы; установить, обладает ли организация необходимыми временными, материальными и фи­нансовыми ресурсами, а также технической квалификацией, необхо­димой для решения проблемы.

Сторона, в отношении которой проводится аудиторская проверка, представляет собой экономический субъект, обязанный составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с законода­тельством Российской Федерации.

Нацеленность аудита на предоставление объективной и профес­сиональной информации определяет особую полезность аудита как формы диагностики, выделяет его из всей разновидности методов последней.

Аудит и аудиторская деятельность

Аудиторская деятельность (в отличие от аудита) предусматрива­ет и различные аудиторские услуги. Сопутствующие аудиту услуги разделяются на:

• услуги действия (услуги но созданию документов, состав кото­рых установлен в договоре с экономическим субъектом и ранее эко­номическим субъектом не созданных);

• услуги контроля (услуги по проверке документов на предмет их соответствия критериям, согласованным аудиторской организацией с экономическим субъектом; контролю ведения учета и составления отчетности; контролю начисления и уплаты налогов и иных обяза­тельных платежей; тестированию бухгалтерского персонала эконо­мического субъекта);

• информационные услуги (услуги по подготовке устных и пись­менных консультаций по различным вопросам; проведение обуче­ния, семинаров, «круглых с толов»; информационное обслуживание; издание методических рекомендаций).

Аудиторская организация может разработать внутрифирменные стандартысопутствующих работ и услуг на каждый их вид.

Системный подход подготовил почву для развития качественных аудиторских услуг, т. е. аудиторские структуры начали больше за­ниматься консультационной деятельностью, чем непосредственно аудитом.

Аудит и аудиторская деятельность различаются и по результатам. Результатом аудита могут быть выводы о состоянии отчетности (в первую очередь, финансовой), ее достоверности и законности. Ре­зультат аудиторских услуг — возможное состояние объектов в буду­щем, т. е. прогнозные экономические показатели, качественные ха­рактеристики организационной структуры управления, системы учета и контроля.

Аудиторская деятельность — это предпринимательская деятель­ность по проведению собственно аудита и оказанию сопутствующих ему консультационных работ и услуг[9].

Аудит — вид коммерческой активности — в отличие от консульти­рования обеспечивает свой коммерческий успех исключительно строгим следованием принципам аудиторской деятельности. Исто­рически профессиональный аудит стал формироваться как следст­вие развития консультационных услуг. Консультанты учитывают стандарты, нормативы, методики, указания, нормы и правила, а ауди­торы их строго придерживаются.

Консультирование — это «любая форма оказания помощи в отно­шении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, по помогает тем, кто ответственен за это»[10]. Под консультированием по­нимается любая внешняя попытка «изменить или улучшить ситуа­цию» при отсутствии непосредственного управления ею. «Большин­ство штатных работников в сущности являются консультантами, даже если они себя официально консультантами не называют»[11].

Управленческое консультирование — это «консультативная служ­ба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, кото­рые помогают организации-заказчику выявить управленческие про­блемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют при необходимости выполнению решений»[12].

Если аудитор - это лицо, аттестованное в установленном поряд­ке[13], то в области консалтинга Россия делает только первые шаги к сертифицированию консультационной деятельности.

Главный критерий успешности и эффективности работы консуль­танта — уровень удовлетворения потребности клиента в осуществле­нии какого-либо управленческого решения в рамках своей организа­ции. Чтобы такое решение состоялось, рекомендации консультанта должны быть качественными и как минимум не наносить вреда сво­ему клиенту. Эти и другие стандарты деятельности консультанта фиксируются в Профессиональном кодексе.

Международная организация по стандартизации (ISO) в 1987 г. разработала стандарты системы качества ISO 9000, TSO 9001:94, поз­воляющие сертифицировать работу консалтинговых компаний. Та­кой международный сертификат получила пока единственная рос­сийская консалтинговая компания «Бизнес Консалтинг Групп» (БКГ).

Сейчас в России есть только один документ, удостоверяющий квалификацию консультанта, — диплом Школы консультантов по управлению (ШКУ) Академии народного хозяйства (АНХ) при Пра­вительстве РФ. Этот диплом выдастся пожизненно, а сертификация требует подтверждения через 3—4 года. Значит, вопрос об эксперти­зе управленческого консалтинга назрел и разрешение этой проблемы поручено Ассоциации консультантов по управлению и организаци­онному развитию (АКУОР).

Международная организация труда (МОТ)[14] с момента своего по­явления уделяла значительное внимание развитию служб управлен­ческого консультирования и распространению опыта эффективного оказания консультационных услуг в странах-участницах. В рамках проектов технического сотрудничества МОТ помогала многим стра- нам-участницам организовывать местные консультационные служ­бы для различных секторов экономики и готовить преподаватель­ские кадры и консультантов по вопросам управления.

Россия приняла на себя международные обязательства в области регулирования трудовых отношений (правительство — предприни­матели — трудящиеся); к другим соглашениям Россия намерена при­соединиться. Из 181 конвенций МОТ к 1999 г. Россия ратифициро­вала 55 конвенций, из которых действуют 48.

Аудит и консультирование — смежные области профессиональной деятельности. Занимаясь вопросами совершенствования исследуе­мой деятельности, аудиторы выполняют консультативную работу. Неукоснительно следующая профессиональным аудиторским стан­дартам консультативная работа, по сути, может быть названа аудитом.

Между ними существуют как сходство, так и различия. Сходство связано с техникой проверки. Основные различия состоят в целях, методах и пользователях полученных результатов.

Ревизор приходит в организацию с установкой: определить закон­ность хозяйственных операций; выявить те, которые выходят за рам­ки требований действующих регулятивов. Задача аудитора — опре­делить, насколько верны данные отчетности с точки зрения их соответствия действиям и событиям, имевшим место в прошлом и определив ошибки или злоупотребления, довести сведения о них до заинтересованных пользователей, предложить пути возможного ухода от них в будущем.

По данным ревизии действия, нарушающие закон, предполагают наложение взыскания. Аудитор же, выявив подобные факты, только сообщает о них собственникам клиента.

Ревизор требует максимальной гласности, тогда как аудитор дол­жен соблюдать конфиденциальность.

Клиент не выбирает ревизора, действия которого подпадают под административное право, выражая вертикальные связи. Аудитора клиент выбирает сам; их отношения регулируются гражданским пра­вом, выражающим горизонтальные связи.

Таким образом, контроль (ревизия) существовал всегда; аудит же — развитие контроля и не отменяет, а дополняет ревизию.

Наибольший потенциал аудит имеет при осуществлении управ­ленческих усилий в рамках выполнения контрольной работы, как не­обходимого элемента системы управленческой работы. Исходя из сказанного, аудит может быть также назван формой осуществления контроля как функции управления.

Контроль — это «одна из функций управления, представляющая собой систему наблюдения и проверки функционирования управля­емого объекта с целыо оценить обоснованность и эффективность принятых управленческих решений, выявить степень их реализации, наличие отклонений и неблагоприя тных ситуаций, о которых целе­сообразно своевременно проинформировать компетентные органы, способные принять меры к улучшению положения дел»[15]. Среди ви­дов контроля можно выделить административный, технический, хо­зяйственный, финансовый, экономический, экологический.

Становление аудита в России[16]

Аудит возможен только в странах с развитой рыночной экономикой. Если таковая отсутствует, отсутствует и аудит. Вместо него господст­вуют различные виды контроля. В России потребность в создании института профессионального независимого контроля возникла под влиянием развития предпринимательства и рынка капиталов, стрем­ления растущих организаций к саморегулированию и необходимости создания условий, обеспечивающих экономическую устойчивость, гаран тии собственникам и кредиторам сохранности их вложений.

В разные периоды истории России делались попытки узаконить полную независимость проверяющего от проверяемого и переустро­ить контроль на началах, приближающих его к типу контрольных уч­реждений в конституционных странах (например, издание Указа от 14 апреля 1906 г., в котором было разъяснено, что «ревизионная дея­тельность государственного контроля ни в каком отношении не под­лежит компетенции Совета Министров»).

В 1917 г. при Временном правительстве существовал рабочий контроль. В 1918 г. советское правительство создало Народный ко­миссариат по государственному контролю с учетно-контрольными коллегиями во всех губерниях и регионах. Па них возлагались про­верка отчетов учреждений, их текущая и внезапная ревизия. С 1920 г. этот комиссариат неоднократно подвергался реорганизации: 1920 г. — Народный комиссариат Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ), 1934 г. — Комиссия советского контроля, 1940 г. — Народный комис­сариат государственного контроля, 1946 г. — Министерство народно­го контроля СССР, 1965 г. — Комитет народного контроля СССР и Комитет партийного контроля при ЦК КПСС, КРУ Министерства финансов СССР. Штат контролирующих органов стремительно воз­растал, и чем больше становилось контролеров, тем больше требова­лось тех, кто проверял бы правильность их работы.

Правительство время от времени предпринимало попытки скоор­динировать и улучшить контрольно-ревизионную работу. Но только проводимая в стране перестройка существенно изменила задачи и структуру контроля.

После появления предприятий и организаций, не являющихся собственностью государства, встал вопрос, кто должен проверять их финансовую деятельность. В это время данным правом обладало только КРУ Министерства финансов СССР. В Положении об этом управлении записано, что оно осуществляет ревизию государствен­ных, кооперативных и общественных предприятий и организаций. Однако о совместных предприятиях там не упоминалось.

Такого рода услугами занимались хозрасчетный финансово-эконо­мический центр Научно-исследовательского финансового института, кооперативы «ОРКОН» при Ленинградском объединении бытовых услуг «Невские зори», «Бухгалтерский учет» при Мосгорисполкоме и др. Особенность этих фирм в том, что они созданы при различных государственных структурах.

В 1987 г. в стране возникла первая аудиторская фирма «Инаудит». И с этого времени начинается движение к созданию аудита — незави­симого контроля[17]. Строго говоря, «Инаудит» не мог считаться неза­висимым — его учредителями выступали Министерство финансов СССР (55% уставного капитала), Министерство торговли СССР (10%) и другие организации.

Временем создания подлинного аудита в нашей стране можно считать 1990 год, когда принятие соответствующих законов позволи­ло создавать аудиторские фирмы в форме товарищества с ограничен­ной ответственностью (ТОО), что давало возможность снизить раз­мер уставного капитала, число членов товарищества, проводить отдельные виды работ дома.

В это время были зарегистрированы аудиторские фирмы «Кон­такт», «Руфаудит». Их учредительные документы предусматрива­ли проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий любых организационно-правовых форм и видов соб­ственности с целью подтверждения достоверности и реальности их бухгалтерской отчетности, а также консультационных услуг по во­просам финансовой, правовой, хозяйственной и коммерческой дея­тельности.

В это же время на аудиторском рынке России появилась «боль­шая шестерка» западных аудиторских фирм[18]. В январе 1990 г. обра­зовано совместное предприятие «Эрист энд Янг Внешаудит». Но специалисты стали проводить проверки на совместных предприятиях и в других фирмах по их просьбе вис зависимости от их располо­жения или принадлежности.

К концу 1991 г. стали активно разрабатываться проекты норма­тивных документов об аудите, началась аттестация лиц, желающих заняться аудиторской деятельностью.

Этот подход дал положительные результаты: создана система подготовки аудиторов, разработаны методические пособия, открыты специальные кафедры. Аудит как метод принятия управленческих решений стал эффективно использоваться при осуществлении стра­тегического и оперативного управления, при выполнении всех уп­равленческих функций, при проведении технической работы по уп­равлению персоналом. Однако действующая система аудиторской деятельности имеет, особенно на практике, существенные недостат­ки, связанные в основном с неподготовленностью к восприятию по­нятия аудита общества в целом, руководителей, менеджеров и бух­галтеров.

Президент России 7 августа 2001 г. подписал Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», в соответствии с которым планиру­ется создание единого федерального органа для регулирования дея­тельности аудиторско-консалтинговых групп, оговариваются усло­вия для деятельности аудиторской организации на территории РФ. Негосударственное регулирование аудиторской деятельности будут осуществлять профессиональные аудиторские объединения, в ком­петенцию которых войдет и проверка качества работы индивидуаль­ных аудиторов и аудиторских организаций.

В первом полугодии 2001 г. объем выручки 100 крупнейших рос­сийских аудиторско-консалтинговых компаний увеличился на 64,7% по сравнению с тем же периодом 2000 г., а средняя почасовая ставка ауди торов и консультантов, взвешенная но рангу, возросла соответ­ственно в два раза.

Сегодняшнюю структуру рынка аудиторских и консалтинговых услуг характеризуют данные табл. 1.4.

Общественная потребность в аудиторских услугах обусловлена необходимостью объективной и профессиональной информации при принятии управленческих решений.

Таблица 1.4

Структура рынка аудиторских и консалтинговых услуг, %

Наши рекомендации