Функции, методы и подсистемы управления проектами
Управленческие функции включают основные, базовые виды деятельности, которые должны осуществлять управляющие работники на всех уровнях и во всех предметных областях по проекту (рис. 3.2.1).
Функции управления проектом осуществляются на всех этапах и фазах управления проектом и включают: планирование, контроль проекта, анализ, принятие решений, составление и сопровождение бюджета проекта, организацию осуществления, мониторинг, оценку, отчетность, экспертизу, проверку и приемку, бухгалтерский учет, администрирование.
Подсистемы управления проектами формируются в зависимости от структуры предметных областей и управляемых элементов проекта, относительно самостоятельных в рамках проекта. Предметные области и управляемые элементы в рамках проекта в самом общем виде включают: сроки, трудовые ресурсы, стоимость и издержки, доходы, закупки и поставки ресурсов и услуг, ресурсы (уже закупленные), изменения по проекту, риски проекта, информацию и коммуникации, качество и пр. Эти подсистемы присутствуют практически в любом проекте. В каждом конкретном проекте могут добавляться специфические подсистемы.
Отличие подсистем от функций управления проектом заключается в том, что подсистемы ориентированы на предметную область, а функции нацелены на специфические процессы, процедуры и методы. Управление подсистемой включает выполнение практически всех функций. Так, планирование расходов и контроль расходов базируются на одной и той же предметной области — затратах, а планирование расходов и планирование качества базируются на одинаковых процедурах составления планов, сетевом моделировании и пр.
Жизненный цикл проекта
Зарождение проекта (Project Initiation) | Предынвестиционная (Preinvestment) фаза | Инвестиционная (Investment, Implementation, Execution) фаза | Эксплуатационная (Exploitation, Operation) фаза | Зарождение нового проекта (Project Initiation) | |||||||||||||
Анализ инвестиционных возможностей (Identification) | Предварительное ТЭО (РгеfeasibiIity study) | ТЭО (Feasibilitystudy) | Доклад об инвестиционных возможностях (Apprisal Report) | Планирование (Planning) | Организация финансирования (Funding) | Переговоры и заключение контрактов (Negotiations & Contracting) | Проектирование (Design) | Строительство (Construction) | Маркетинг (Marketing) | Обучение (Training) | Приемка и запуск (Commisioning & Startup) | Производство (Production) | Замена оборудования (Replacement) | Расширение, модернизация, инновация (Expansion, Modernisation, Innovation) | Закрытие проекта (Completion) | ||
Функции управления проектом (РМ Functions) Планирование (Planning) Контроль (Control) Анализ (Analysis) Принятие решений (Decision making) Составление и сопровождение бюджета проекта (Budgeting) Организация осуществления (Organisation) Мониторинг (Monitoring) Оценка (Evaluation) Отчетность (Reporting) Экспертиза (Appraisal) Проверка и приемка (Validation) Бухгалтерский учет (Accounting) Администрирование (Administration) Подсистемы управления проектом (PM Subsystems) Управление содержанием и объемами работ (Score Management) Управление продолжительностью (Time Management) Управление стоимостью (Cost Management) Управление качеством (Quality Management) Управление закупками и поставками (Procurement & Logistics Management) Управление ресурсами (Resource Management) Управление человеческими ресурсами (Human Resource Management) Управление изменениями (Change Management) Управление рисками (Risk Management) Управление запасами (Inventory Management) Интеграционное управление (Integration Management) Управление информацией и коммуникациями (Information & Communication Management) | |||||||||||||||||
Рис.3.2.1. Принципиальная модель управления проектом
Подсистемы системы управления проектом по основным предметным областям подразделяются на: управление содержанием проекта, объемами работ, управление временем, продолжительностью, управление стоимостью, управление качеством, управление закупками и поставками, управление распределением ресурсов, управление человеческими ресурсами, управление рисками, управление запасами ресурсов, интеграционное (координационное) управление, управление информацией и коммуникациями.
Методы управления проектами
Как мы уже отмечали, методы управления проектами позволяют:
» определить цели проекта и провести его обоснование; выявить структуру проекта (подцели, основные этапы работы, которые предстоит выполнить);
» определить необходимые объемы и источники финансирования;
» подобрать исполнителей — в частности, через процедуры торгов и конкурсов, — подготовить и заключить контракты;
» определить сроки выполнения проекта, составить график его реализации, рассчитать необходимые ресурсы;
» рассчитать смету и бюджет проекта, планировать и учитывать риски;
» обеспечить контроль за ходом выполнения проекта.
К таким методам относятся: сетевое планирование и управление, календарное планирование, логистику, стандартное планирование, структурное планирование, ресурсное планирование, имитационное моделирование и др.