Административно-правовой статус государственных служащих
В статье 1 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ» дано понятие государственной должности. Государственной теперь называется только должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, а также в иных государственных органах, которые образуются в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Из этого определения можно выделить четыре характерных признака государственной должности:
1)ее принадлежность только государственному органу;
2) объем полномочий ограничен тем кругом обязанностей, которые вытекают из полномочий данного государственного органа;
3) оплата труда по исполнению должностных обязанностей производится за счет средств, предусмотренных соответственно федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;
4) государственный служащий несет ответственность, в соответствии с законодательством, за действия либо бездействия, связанные с исполнением должностных обязанностей.
В зависимости от вида государственной власти, государственная служба может быть:
1)в представительных органах;
3) в судебных органах; в органах исполнительной власти;
4) в иных органах.
Государственные должности государственной службы подразделяютсяна следующие группы, так называемые квалификационные разряды:
■высшие государственные должности госслужбы
(5-я группа);
■главные, государственные должности госслужбы
(4-я группа);
■ведущие государственные должности госслужбы
(3-я группа);
■старшие государственные должности госслужбы
(2-я группа);
■младшие государственные должности госслужбы
(1-я группа).
Государственные должности подразделяются также в зависимости от характера и объема полномочий:
1) представители административной власти— лица,
имеющие право предъявлять юридически властные требования (предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимися в их подчинении (например, работники милиции);
2) оперативный состав— государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов, например, юристы-консультанты;
3) вспомогательный состав— государственные служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершения действий, которые влекут юридические последствия и влияют на содержание решений данного органа,
мер, технические секретари;
4) граждане, не состоящие на государственной службе,но уполномоченные совершать действия, которые влекут юридические последствия. К данной категории относятся нотариусы.
В квалификационные требования к служащим, занимающим государственные должности,включаются:
■уровень профессионального образования с учетом группы и специализации государственной должности;
■стаж и опыт работы по специальности;
2) уровень знаний законодательства применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей
По результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации государственным служащим присваиваются квалификационные разряды:
1)государственным служащим, замещающим высшие государственные должности, — действительный государственный советник Российской Федерации 1-го, 2-го и 3-го класса;
2) государственным служащим, замещающим ведущие государственные должности, — государственный советник Российской Федерации 1-го, 2-го и 3-го класса;
3) государственным служащим, занимающим старшие государственные должности — советник государственной службы 1-го, 2-го и 3-го класса;
4)государственным служащим, занимающим младшие государственные должности, — референт государственной службы 1-го, 2-го и 3-го класса.
Для отдельных видов государственной службы вводятся другие виды квалифицированных разрядов: воинские звания, дипломатические ранги и т. д.
За каждой должностью, которую занимает служащий, закрепляется определенный комплекс полномочий.
Различие в объеме ихарактере должностных полномочий является основанием для классификации государственных служащих на три основные группы: должностные лица, представители власти, вспомогательные работники.
1. Должностные лица.Понятие «должностное лицо» весьма часто встречается в различных законодательных и нормативных актах Российской Федерации: в Конституции, Трудовом кодексе, Уголовном кодексе, Кодексе РФ по делам
об административных правонарушениях и др.
Однако необходимо учитывать, что, например, определение должностного лица, данное в Уголовном кодексе (см. примечание к статье 285), не имеет универсального характера. Оно распространяется лишь на деяния, предусмотренные главой 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». Те же положения восприняты и Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 2.4).
2. К вспомогательным работникамотносятся государственные служащие, наделенные служебными обязанностями и правами совершать только материально-технические операции, необходимые для нормального функционирования соответствующего государственного органа. Однако в их обязанности может входить и совершение технических операций, имеющих юридическое значение. Например, регистрация поступающих жалоб, так как со дня регистрации исчисляются установленные законодательством сроки их рассмотрения.
К вспомогательным работникам относятся технические секретари, делопроизводители, экспедиторы и др.
3. Особую категорию должностных лиц образуют представители административной (исполнительной) власти.К ним относятся должностные лица, которые наделены властными полномочиями предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания), обязательные для исполнения гражданами, должностными лицами и организациями, не подчиненными по службе представителю власти.
К представителям административной власти, например, относятся сотрудники милиции, а также представители различных контрольно-надзорных служб (пожарного надзора, санитарно-эпидемиологического надзора, рыбнадзора и др.).
Законные требования представителей власти, вытекающие из предоставленных им государственно-властных полномочий, обеспечиваются мерами административного воздействия.
Все государственные служащие являются субъектами административного права. Они обладают определенными правами, а также несут обязанности и ответственность перед обществом и государством наравне со всеми гражданами.
Вместе с тем, законодательство предусматривает некоторые ограничения служащих, вызванные интересами их службы.