II. Основные цели и принципы сертификации

ПРАВИЛА

По проведению сертификации в Российской Федерации

(с изменениями на 5 июля 2002 года)

Настоящие Правила устанавливают цели, принципы и общие правила по проведению подтверждения соответствия продукции, услуг и иных объектов (далее -продукция) в соответствии с Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1993 года N 5151-1 с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами от 27.12.95 N 221-ФЗ*, от 02.03.98 N 30-ФЗ, от 31.07.98 N 154-ФЗ (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 26, ст.966; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст.4; 1998, N 10, ст.1143; 1998, N 31, ст.3832). Они применяются при организации работ по подтверждению соответствия продукции и разработке правил систем сертификации, а также других документов, касающихся подтверждения соответствия.

I. Определения

В настоящих Правилах используются следующие понятия.

1.1. Подтверждение соответствия - процедура, результатом которой является документальное свидетельство (сертификат соответствия или декларация о соответствии), удостоверяющее, что продукция соответствует установленным требованиям.

1.2. Сертификация продукции (далее - сертификация) - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

1.3. Система сертификации - совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе.

1.4. Система сертификации однородной продукции - система сертификации, распространяющаяся на виды продукции*, объединенные по признакам общности назначения, характера требований, общими правилами и процедурами сертификации.

1.5. Центральный орган системы сертификации - орган, возглавляющий систему сертификации или систему сертификации однородной продукции.

1.6. Орган по сертификации - организация, проводящая сертификацию определенной продукции*.

1.7. Испытательная лаборатория (испытательный центр) - лаборатория (центр), которая проводит испытания (отдельные виды испытаний) определенной продукции (далее - испытательная лаборатория).

1.8. Сертификат соответствия (далее - сертификат) - документ, выданный по правилам системы сертификации, удостоверяющий, что должным образом идентифицированная продукция соответствует установленным требованиям.

1.9. Декларация о соответствии - документ, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) на основе имеющихся у него документов удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям.

1.10. Знак соответствия - зарегистрированный в установленном порядке знак, который по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждает соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

1.11. Аккредитация органа по сертификации или испытательной лаборатории (центра) - процедура, посредством которой аккредитующий орган официально признает компетентность органа по сертификации или испытательной лаборатории (центра) выполнять конкретные работы в определенной области сертификации или испытаний.

1.12. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией - контрольная оценка соответствия, осуществляемая с целью установления, что продукция продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации.

1.13. Заявитель - изготовитель, продавец, исполнитель, обратившиеся с заявкой на проведение работ по подтверждению соответствия.

1.14. Эксперт по сертификации - лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации

1.15. Схема сертификации - форма сертификации, определяющая совокупность действий, результаты которых рассматриваются в качестве доказательства соответствия продукции установленным требованиям.

1.16. Идентификация продукции - процедура, посредством которой устанавливается тождественность представленной на сертификацию продукции ее наименованию и другим характерным признакам, позволяющим однозначно соотнести сертифицированную продукцию с выданным на нее сертификатом соответствия.

II. Основные цели и принципы сертификации

2.1. Сертификация направлена на достижение следующих целей:

- создание условий для деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

- содействие потребителям в компетентном выборе продукции;

- содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции;

- защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

- контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

- подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителями.

2.2. Деятельность по сертификации в Российской Федерации основана на Законе Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", других законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, касающихся сертификации отдельных видов продукции.

2.3. В работах по сертификации участвуют организации любых организационно-правовых форм, независимые от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) сертифицируемой продукции, признающие и выполняющие правила системы сертификации.

2.4. Для обеспечения признания сертификатов и знаков соответствия за рубежом настоящие Правила и рекомендации по сертификации построены в соответствии с действующими международными нормами и правилами, изложенными в руководствах Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК), международных стандартах ИСО серий 9000 и 10000, 14000, европейских стандартах серий 45000 и 29000, документах других международных и региональных организаций, осуществляющих работы по сертификации.

2.5. Признание аккредитации зарубежных органов по сертификации и испытательных лабораторий, а также сертификатов и знаков соответствия в России (соответственно российских за рубежом) осуществляется на основе многосторонних и двусторонних соглашений, участником которых является Российская Федерация.

2.6. Обязательная сертификация* осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

2.7. Организацию и проведение работ по обязательной сертификации осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). По отдельным видам продукции организацию и проведение работ по обязательной сертификации осуществляют другие федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, если это предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.

2.8. Подтверждение соответствия продукции, подлежащей обязательной сертификации, может также проводиться посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии.

Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999 года N 766*.

2.9. Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей на соответствие требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.

2.10. Добровольная сертификация проводится органами по добровольной сертификации на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

Органом по добровольной сертификации может быть юридическое лицо, образовавшее и зарегистрировавшее в Госстандарте России систему добровольной сертификации и ее знак соответствия, а также юридическое лицо, взявшее на себя функции органа по добровольной сертификации на условиях договора с юридическим лицом, образовавшим систему. Добровольная сертификация может также проводиться органами по обязательной сертификации, входящими в систему обязательной сертификации, если это предусмотрено ее правилами и при наличии в системе знака соответствия добровольной сертификации, зарегистрированного в установленном порядке.

2.11. При сертификации должно осуществляться информирование изготовителей (продавцов, исполнителей), потребителей (покупателей), общественных организаций, органов по сертификации, испытательных лабораторий, а также всех других заинтересованных организаций и отдельных лиц о правилах и результатах аккредитации и сертификации, участниках сертификации.

2.12. При сертификации должна соблюдаться конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну.

Наши рекомендации