Виды бюджетов. главный бюджет предприятия

Менеджеру следует подготовить Главный бюджет, состоящий из ин­тегрированных друг с другом бюджетов, отражающих различные сторо­ны будущей деятельности. Размер и содержание бюджета зависят от осо­бенностей подразделения. Чтобы бюджет был гибким, рассматриваются ожидаемые, оптимистические и пессимистические значения. Менеджер может бюджетировать объем продаж, себестоимость реализации, произ­водство, закупки, основные материалы, основных рабочих, накладные рас­ходы, общие и административные издержки, затраты на сбыт, программы (например, научно-исследовательские), денежный поток, оборотный ка­питал и капитальные вложения. После того как спроектирован объем продаж, рассчитываются затраты на производство и операционные издерж­ки, так как они, как правило, зависят от объема продаж. Базовая структура БДР производственного предприятия имеет следующий вид (см. рис)

виды бюджетов. главный бюджет предприятия - student2.ru

Операционный бюджет (operating budget) используется для расчета затрат на производимую продукцию или оказываемые услуги. Он анали­зирует производственные и операционные аспекты бизнеса.

Финансовый бюджет (financial budget) используется для анализа фи­нансовых условий подразделения с помощью анализа соотношения акти­вов и обязательств, денежного потока, оборотного капитала, прибыль­ности.

Бюджет денежных средств (cash budget) используется для планирова­ния и управления денежным потоком. Он рассматривает ожидаемые по­ступления и платежи денежных средств за установленный временной пе­риод. Бюджет денежного потока помогает менеджеру поддерживать ба­ланс денежных средств на разумном уровне, удовлетворяющем потребно­стям бизнеса, предотвращать как накопление неработающих денег, так и дефицит денежных средств.

В бюджете капиталовложений (capital expenditure budget) описыва­ются ключевые долгосрочные планы и приобретаемые основные средства (постоянные активы, такие, как завод и оборудование). Оцениваются зат­раты на проект и динамика капиталовложений во времени. Период бюд­жетирования обычно устанавливается от трех до десяти лет. Бюджет ка­питаловложений классифицирует проекты по целям - таким, как внедре­ние новых производственных линий, уменьшение затрат, замена вышед­шего из употребления или плохо работающего оборудования, расширение или улучшение ассортимента продукции и удовлетворение требованиям безопасности.

Дополнительный бюджет (supplemental budget) предусматривает фи­нансирование тем, не включенных в основной бюджет.

Приростной бюджет (incremental budget) формируется путем простой индексации (в процентах или долларах) предыдущего бюджета без пере­смотра его основ.

Добавочный бюджет (add-on budget) анализирует бюджеты преды­дущих лет и подстраивает их под текущие параметры, такие, как инфля­ция и изменения в штате. Чтобы удовлетворить текущим потребностям, рассматривается дополнительное финансирование. Сам по себе добавоч­ный бюджет не стимулирует повышения эффективности, однако конку­ренция заставляет более эффективно использовать ресурсы.

Скобочный бюджет (bracket budget) - это план, в котором затраты предусматриваются на уровнях большем и меньшем относительно базовых цифр. Затем рассчитываются объемы продаж, соответствующие этим уровням затрат. Если базовые показатели объемов реализации не дости­гаются, скобочный бюджет позволяет менеджеру понять, как это скажет­ся на прибыли, и сформировать план, соответствующий непредвиденным обстоятельствам. Такой бюджет необходим в ситуациях, когда существу­ет риск сокращения уровня деятельности и возможны резкие изменения объемов продаж.

Модифицированный бюджет (stretch budget) является оптимистичес­ким и используется в случае проектирования продаж на высоком уровне. Он редко используется для прогноза затрат, так как при проектировании затраты должны соответствовать стандартному уровню продаж. Цифры модифицированного бюджета могут быть формальными и неформальны­ми. Менеджеры оперативного уровня не должны отвечать за них.

Пооперационное бюджетирование (activity-based budget) предпола­гает проектирование затрат на выполнение отдельных функций и работ.

Стратегический бюджет (strategic budget) интегрирует элементы стра­тегического планирования и бюджетного контроля. Он полезен в перио­ды существования неопределенностей и нестабильности.

Целевой бюджет (target budget) представляет собой план, который классифицирует главные направления расходования средств и связывает их с задачами подразделений. Заметим, что включение значительных рас­ходов требует специального утверждения.

Базовая структура БДР производственного предприятия имеет следующий вид (см.

Наши рекомендации