I. деятельность рабочей группы

Доклад Рабочей группы по использованию наемников как средства

Нарушения прав человека и противодействия осуществлению

права народов на самоопределение*

Председатель: г‑жа Амада Бенавидес де Перес

Резюме

Рабочая группа по использованию наемников как средства нарушения прав человека и противодействия осуществлению права народов на самоопределение была создана в июле 2005 года в соответствии с резолюцией 2005/2 Комиссии по правам человека, и ее мандат был продлен в соответствии с решением 1/102 Совета по правам человека.

В состав Рабочей группы входят: г‑жа Нажат аль-Хаджайи (Ливийская Арабская Джамахирия), г‑жа Амада Бенавидес де Перес (Колумбия), г‑н Хосе Луис Гомес дель Прадо (Испания), г‑н Александр Никитин (Российская Федерация) и г‑жа Шаиста Шамим (Фиджи). Обязанности Председателя-Докладчика в течение 2006 года исполняла г‑жа Амада Бенавидес де Перес.

Настоящий доклад представляется в соответствии с условиями резолюций, требующих от Рабочей группы ежегодного представления Совету по правам человека доклада о прогрессе, достигнутом в ходе осуществления ее мандата.

Первая часть доклада содержит обзор принятых мер, включая посещение Рабочей группой Гондураса и Эквадора (также см. A/HRC/4/42/Add.1-2), и выдержки из направленных сообщений и полученных от правительств ответов. В докладе также отражены обмен информацией и консультации с межправительственными и неправительственными организациями и другими участниками.

В соответствии с резолюциями, касающимися деятельности Рабочей группы, часть доклада посвящена определению и изучению последствий деятельности наемников и деятельности, связанной с использованием наемников, в различных частях мира, с описанием различных ситуаций и современных форм выражения наемничества (глава II, посвященная положению в различных странах). Рабочая группа рассматривает вопрос о роли государства как главного носителя монополии на применение силы также в контексте последствий деятельности частных военных и охранных компаний для осуществления прав человека (глава III, посвященная тематическим вопросам). В этой главе Рабочая группа представляет обзор развития нормативно-правовой базы, в особенности статуса Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников. В этой связи Рабочая группа с удовлетворением отмечает присоединение к указанной Конвенции в качестве 28‑го государства-участника Республики Молдовы, подтверждение сдачей на хранение документов о присоединении (глава IV, посвященная национальному, региональному и международному законодательству/статусу Конвенции). Далее Рабочая группа описывает свою предполагаемую будущую деятельность, в частности процесс проведения региональных "круглых столов", организованных проявившими интерес государствами, ведущими к глобальному "круглому столу" и к образованию соответствующей сети научных работников (глава V).

Последняя глава содержит выводы и рекомендации Рабочей группы, а также описание явления вербовки частных лиц частными военными и охранными предприятиями (ЧВОП) для выполнения военных функций в вооруженных конфликтах и связанных с ним аспектов прав человека. Рабочая группа рекомендует государствам-членам, в частности, поддерживать процесс проведения региональных "круглых столов" и обеспечивать Рабочей группе возможность проводить три сессии ежегодно (глава IV).

СОДЕРЖАНИЕ

Пункты Стр.

Введение ................................................................................................................ 1 - 4 5

I. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ........................................ 5 - 26 6

А. Обзор деятельности ................................................................. 5 - 10 6

В. Посещение стран .................................................................... 11 - 16 8

С. Сообщения ............................................................................... 17 - 26 10

II. ПОЛОЖЕНИЕ В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ................................ 27 - 55 13

А. Азиатско-Тихоокеанский регион и
Ближний Восток ..................................................................... 28 - 38 13

В. Центральная Азия и Восточная Европа ............................... 39 - 46 20

С. Латинская Америка и Карибский бассейн .......................... 47 - 55 22

III. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ: ГОСУДАРСТВО КАК
ГЛАВНЫЙ НОСИТЕЛЬ МОНОПОЛИИ НА
ПРИМЕНЕНИЕ СИЛЫ .................................................................. 56 - 62 26

IV. НАЦИОНАЛЬНОЕ, РЕГИОНАЛЬНОЕ И
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
И СТАТУС КОНВЕНЦИИ ............................................................. 63 - 65 29

V. БУДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ....................................................... 66 - 71 29

А. Региональные круглые столы ............................................... 66 - 68 29

В. Сеть научных работников ..................................................... 69 - 71 31

VI. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ................................................. 72 - 76 32

Введение

1. Рабочая группа по использованию наемников как средства нарушения прав человека и противодействия осуществлению права народов на самоопределение была создана в 2005 году в соответствии с резолюцией 2005/2 Комиссии по правам человека, и ее мандат был продлен решением 1/102 Совета по правам человека. Она стала преемником мандата Специального докладчика по вопросу об использовании наемников (учрежденного в 1987 году). Мандат Рабочей группы предусматривает, в частности, выполнение следующих функций: разработку и представление конкретных предложений о возможных новых стандартах, общих руководящих или основных принципах, способствующих дальнейшей защите прав человека; запрос мнений правительств и межправительственных и неправительственных организаций; наблюдение за использованием наемников и связанной с наемниками деятельностью во всех их формах и проявлениях.

2. 19 декабря 2006 года в ходе своей шестьдесят первой сессии Генеральная Ассамблея приняла резолюцию 61/150, в которой, в частности, призвала все государства проявлять максимальную бдительность в целях недопущения любого вида вербовки, обучения, набора или финансирования наемников частными компаниями, предлагающими международные, военные и консультативные услуги и услуги в сфере безопасности, а также ввести конкретный запрет на участие таких компаний в вооруженных конфликтах или в действиях, направленных на дестабилизацию конституционных режимов. Далее Генеральная Ассамблея предложила Рабочей группе продолжать уже проделанную предыдущими Специальными докладчиками работу по укреплению международной правовой основы предупреждения и пресечения вербовки, использования, финансирования и обучения наемников с учетом нового юридического определения понятия "наемник", предложенного первым Специальным докладчиком. Она также просит Рабочую группу при осуществлении ею своего мандата учитывать тот факт, что деятельность наемников по‑прежнему имеет место во многих районах мира и находит новые формы проявления и методы, и в связи с этим просит ее членов продолжать уделять особое внимание влиянию деятельности частных компаний, предлагающих военную помощь, консультативные услуги и услуги в сфере безопасности на международном рынке, на осуществление права народов на самоопределение.

3. Для целей настоящего доклада, и признавая трудности с терминологией, Рабочая группа включает в понятие частных военных и охранных компаний (ЧВОК) частные компании, которые осуществляют любые виды содействия в области безопасности, обучения, снабжения и консультаций, включая невооруженное материально-техническое обеспечение, предоставление услуг вооруженных охранников, а также лиц, участвующих в оборонительных или наступательных военных действиях.

4. В 2006 году в состав Рабочей группы входили следующие эксперты: г‑жа Наджат Аль-Хаджайи (Ливийская Арабская Джамахирия), г-жа Амада Бенавидес де Перес (Колумбия), г-н Хосе Луис Гомес дель Прадо (Испания), г-н Александр Никитин (Российская Федерация) и г-жа Шаита Шаним (Фиджи). В качестве Председателя-Докладчика в октябре 2005 года была избрана г-жа Амада Бенавидес де Перес. Смена Председателя производится ежегодно. Анонимным решением Рабочей группы в ноябре 2006 года срок полномочий настоящего Председателя-Докладчика был продлен до следующей сессии Рабочей группы в 2007 году.

I. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ

A. Обзор деятельности

5. Рабочая группа провела свою первую сессию в Женеве с 10 по 14 октября 2005 года и с 13 по 17 февраля 2006 года (E/CN.4/2006/11 и Add.1). Рабочая группа приняла методы и программу работы и определила первоначальные приоритетные направления в рамках своей тематической деятельности (см. A/61/341). Рабочая группа осуществила официальные выездные миссии в Гондурас (с 21 по 25 августа 2006 года) и Эквадор (с 28 августа по 1 сентября 2006 года), описание которых содержится ниже (A/HRC/4/42/Add.1 и 2). Она направила сообщения государствам и провела консультации с рядом правительств и неправительственных и межправительственных организаций.

6. Председатель представила доклад Рабочей группы за 2005 год Совету по правам человека 30 сентября 2006 года и ежегодный доклад Рабочей группы Генеральной Ассамблее 6 ноября 2006 года. Представляя доклад Генеральной Ассамблее, Председатель-Докладчик отметила возрастающую практику делегирования государствами основных военных функций и функций по обеспечению безопасности частным компаниям и высказала обеспокоенность в связи с тем, что некоторые ЧВОК безнаказанно нарушают права человека в процессе участия в вооруженных конфликтах[1]. Председатель-Докладчик заявила, что такие ситуации часто сопровождаются созданием транснациональными компаниями находящихся под их контролем структур, которые регистрируются в качестве юридических лиц в одних государствах, предоставляют услуги в других и нанимают персонал в третьих.

7. В середине ноября 2005 года Рабочая группа направила всем государствам-членам вопросник, а 12 июня 2006 года - вербальную ноту с напоминанием. К 15 декабря 2006 года Рабочая группа получила ответы от 14 государств: Армении, Колумбии, Коста-Рики, Ганы, Гондураса, Ливана, Мадагаскара, Малайзии, Маврикия, Мексики, Марокко, Намибии, Панамы и Венесуэлы (Боливарианской Республики). Всестороннее изучение ответов было включено в доклад Рабочей группы Генеральной Ассамблее 2006 года (А/61/341, пункты 46-64). После проведения указанного исследования Рабочая группа получила письмо от правительства Мадагаскара от 18 сентября 2006 года и с удовлетворением отмечает его намерение присоединиться к Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников (далее - Международная конвенция). Рабочая группа выражает признательность государствам, представившим ответы к настоящему времени, и призывает остальные государства представить свои ответы с целью проведения дальнейшего анализа в следующем докладе Рабочей группы.

8. 25 апреля 2006 года Рабочая группа направила вербальную ноту 22 региональным межправительственным организациям, выражающую ее заинтересованность начать диалог и обмен мнениями. К 15 декабря 2006 года были получены ответы от Организации американских государств (ОАГ), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Тихоокеанского форума (ТФ), Совета Европы (СЕ) и Межпарламентской ассамблеи Содружества Независимых Государств (СНГ), выражающие их готовность к сотрудничеству. В течение 2007 года Рабочая группа намеревается рассмотреть эти предложения о проведении консультаций для дальнейшего обмена информацией и распространения успешного опыта.

9. В ходе 2006 года Рабочая группа провела многочисленные консультации - как коллективно, так и при содействии отдельных членов Рабочей группы - с различными участниками, включая обладателей мандатов специальных процедур Организации Объединенных Наций, неправительственные организации и научные учреждения. Председатель-Докладчик провела первоначальные консультации со Специальным представителем по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях и с сотрудниками его секретариата и приняла участие в региональных консультациях со Специальным представителем в Боготе 18-19 января 2007 года. Кроме того, Председатель-Докладчик встретилась со Специальным представителем Генерального секретаря по вопросу о положении детей и вооруженных конфликтах и согласилась обмениваться информацией, касающейся, в частности, детей, нанимаемых частными военными и охранными компаниями. В ходе тринадцатой ежегодной встречи обладателей мандатов специальных процедур, проходившей в июне 2006 года в Женеве, Председатель-Докладчик и один из членов Рабочей группы провели консультации с другими независимыми экспертами, а также с руководителем группы УВКБ по Западной Африке. Председатель-Докладчик Рабочей группы также встретилась в Коста-Рике в августе 2006 года с директором Межамериканского института по правам человека для обсуждения возможностей в плане сотрудничества.

10. В совместном заявлении с другими обладателями мандатов, сделанном в День прав человека 10 декабря 2006 года, Председатель-Докладчик отметила, что любые успешные попытки по борьбе с бедностью должны способствовать всеобщему уважению всех прав человека и подчеркнула, что ликвидация бедности внесет ощутимый вклад в усилия, направленные на защиту и поощрение прав человека и человеческого достоинства.

В. Посещение стран

11. Во время посещения в 2006 году Женевы и Нью-Йорка Председатель-Докладчик провела консультации с Постоянными представительствами Чили, Колумбии, Эквадора, Фиджи, Ганы, Гондураса, Папуа-Новой Гвинеи и Перу, в том числе в связи с оставшимися без ответа обращениями Рабочей группы с просьбой о посещении страны. В целях посещения Латинской Америки Рабочая группа решила на своем заседании в феврале 2006 года направить обращения с просьбой о посещении страны правительствам Чили, Колумбии, Эквадора, Гондураса и Перу (см. E/CN.4/2006/11/Add.1, пункт 23).

12. В течение 2006 года Рабочая группа посетила Гондурас и Эквадор. Рабочая группа выражает признательность за быстрое предоставление приглашений и сотрудничество на высоком уровне в подготовке и осуществлении указанных посещений и благодарит правительства Гондураса и Эквадора за их усилия и искренность при проведении консультаций в конструктивном и прогрессивном ключе.

13. Председатель-Докладчик и один из членов Рабочей группы посетили Гондурас с 21 по 25 августа 2006 года по приглашению правительства с целью изучения ситуации и проверки полученной информации, касающейся вербовки и обучения лиц из Гондураса и других латиноамериканских стран для выполнения функций, связанных с обеспечением безопасности, в странах конфликта, а также законодательства и регулирования частных охранных компаний, предлагающих военное содействие, обучение, консультации и охранные услуги, действующих в Гондурасе. Среди прочих выводов Рабочая группа рекомендовала ускорить процесс присоединения к Международной конвенции, а также укрепить и расширить нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность частных охранных компаний в Гондурасе. Рабочая группа также призвала к включению элементов международных стандартов по правам человека в курс обучения, предоставляемый частными охранными компаниями их сотрудникам, и обеспечить ведение властями открытого реестра частных охранных компаний, в котором в том числе будут урегулированы вопросы собственности, контроля и возможных конфликтов интересов. Рабочая группа также настоятельно рекомендовала компетентным органам принять меры, направленные на обеспечение оперативного и действенного реагирования на жалобы, подаваемые частными лицами, которые работали в ЧВОП и вернулись из Ирака, и принять во внимание совместную деятельность и ответственность частных охранных компаний и вовлеченных лиц. Рабочая группа выпустила подробный доклад о своем посещении Гондураса, в котором содержатся ее выводы и рекомендации, в качестве добавления к настоящему докладу Совету по правам человека (A/HRC/4/42/Add.1).

14. По приглашению правительства Эквадора, Председатель и один из членов Рабочей группы посетили страну с 28 августа по 1 сентября 2006 года. В числе вопросов, представляющих интерес, Рабочая группа изучила национальные механизмы и законодательство, в том числе касающиеся лицензирования и регистрации, и принимаемые меры по обеспечению того, что ЧВОП в Эквадоре действуют в рамках закона и в соответствии со стандартами в области прав человека. Рабочая группа также рассмотрела вопрос найма на работу иностранцев ЧВОП, базирующимися в Манте, и изучила статус персонала ЧВОП, работающего в Эквадоре, включающего эквадорцев и граждан других государств. Рабочая группа с удовлетворением отметила недавнее принятие правительством законодательных и регулятивных мер и призвала Эквадор как можно быстрее присоединиться к Международной конвенции, а также настоятельно рекомендовала властям Эквадора оперативно завершить расследование в отношении деятельности ЧВОП и обеспечить эффективные средства правовой защиты и конкретные меры в связи с участием ЧВОП в программе развертывания в соответствии с "Планом Колумбия". Рабочая группа выпустила доклад о своем посещении Эквадора, включая выводы и рекомендации, в качестве приложения к настоящему докладу (A/HRC/4/42/Add.2).

15. Рабочая группа запланировала посещение Перу в начале 2007 года и выражает признательность правительству за предоставленное приглашение.

16. Рабочая группа намерена посетить различные страны в соответствии с различными аспектами своего мандата, включая посещение стран с различной степенью вовлеченности в конфликтные ситуации, в том числе "направляющие" и "получающие" государства с точки зрения вербовки, использования, финансирования и обучения работодателей и сотрудников ЧВОП и их филиалов и корпоративных структур. Хотя изначальная цель Рабочей группы заключалась в посещении стран, где филиалы зарегистрированных в других государствах ЧВОП занимались вербовкой сотрудников, ожидается расширение целей Рабочей группы в ходе осуществления ее мандата с целью проведения подробного анализа деятельности ЧВОП в контексте острых низкоинтенсивных конфликтов.

С. Сообщения

17. В данном разделе содержится краткий перечень сообщений, направленных Рабочей группой и полученных от правительств в течение 2006 года. Ответы на сообщения, направленные Рабочей группой в декабре 2006 года, будут включены в доклад Рабочей группы, подлежащий представлению на следующей сессии Совета по правам человека.

18. 7 марта и 25 апреля 2006 года Рабочая группа направила дополнительные сообщения правительствам Фиджи и Папуа-Новой Гвинеи соответственно относительно дальнейшей информации о ситуации с группой бывших солдат-фиджийцев, завербованных, как утверждается, для осуществления на Бугенвиле наемнической деятельности. Указанные лица, прибыв в Папуа-Новую Гвинею предположительно без надлежащего оформления виз, как утверждается, были завербованы для организации профессиональной подготовки по вопросам безопасности и консультирования бывшего бугенвильского лидера, который контролирует "запретную зону" на юге Бугенвиля. Хотя, судя по сообщениям, несколько человек из этой группы в течение года покинули Бугенвиль, на протяжении 2006 года отмечались отдельные случаи насилия и столкновения, в том числе в районах Буин и Сиваи.

19. К 15 декабря 2006 года Рабочая группа не получила письменных ответов от правительств Папуа-Новой Гвинеи и Фиджи. Рабочая группа призывает все заинтересованные стороны в Папуа-Новой Гвинее принять меры предосторожности и ослабить напряженность в связи с поддержанием законности и правопорядка в южном Бугенвиле.

20. 21 марта, 9 июня и 17 июля 2006 года Рабочая группа направляла сообщения правительству Чили относительно полученной информации о бывших военных и бывших полицейских из Чили, которые, как утверждается, были завербованы ЧВОП, базирующимися в Чили или за границей, причем некоторые из указанных компаний находятся под руководством чилийских граждан. В своих сообщениях правительству Рабочая группа препроводила полученную информацию о количестве бывших военных контингентов, которые отправились работать в государства, находящиеся в состоянии конфликта, и с указанием конкретных дат. Рабочая группа также отметила ситуацию, доведенную до ее сведения в сентябре 2005 года, когда 105 чилийцев въехали в Гондурас по туристическим визам, предположительно являясь военными, обученными ЧВОП. Рабочая группа отметила, что более чем 600 бывших военнослужащих из Чили могли служить в вооруженной охране в Ираке с марта 2003 года. Была также получена информация о предположительных случаях применения насилии, произвольных задержаний и пыток чилийцев во время выполнения ими деятельности, связанной с обеспечением безопасности за границей, а также случаев обращения членов семей в чилийские суды с жалобами на несоблюдение договоров. Рабочая группа также отметила одну общую черту, заключающуюся в том, что, как правило, договор с ЧВОП подписывался в одной стране, исполнение договорных обязательств происходило в другой, а споры разрешались в судах и в соответствии с законодательством третьей страны. Рабочая группа указала на случаи, когда в связи со сложившейся правовой ситуацией и конфликтами законодательств чилийские суды не были компетентны требовать выплаты заработной платы и совершения других действий.

21. 25 апреля и 17 октября 2006 года Рабочая группа получила ответы от правительства Чили. В ответе от 25 апреля 2006 года правительство Чили просило представить дополнительную информацию о полученных утверждениях, в том числе о количестве пострадавших лиц, вовлеченных частных компаний, а также фактов, сведений о местонахождении и другой информации о ситуации или ситуациях, представляющих интерес для Рабочей группы. В ответе от 17 октября 2006 года, представленном после проведенных в Женеве консультаций Постоянного представителя Чили с Председателем‑Докладчиком, Постоянный представитель заявил следующее:

"По поводу указанного лица я могу сообщить Вам о том, что в настоящее время министерство иностранных дел готовит ответ на ряд содержащихся в Вашем письме утверждений, которые затрагивают широкий круг вопросов, начиная с вопросов функционирования в Чили частных компаний, занимающихся вербовкой бывших военнослужащих и карабинеров в находящиеся за границей охранные службы, и кончая вопросами возможного несоблюдения частных контрактов, заключаемых между этими компаниями и нанимаемыми лицами, что влечет за собой представление в чилийские суды ходатайств о применении процедуры ампаро в связи с предполагаемыми случаями жестокого обращения и пыток со стороны нанимаемых этими компаниями лиц в ходе выполнения ими своих служебных обязанностей за границей…

Вместе с тем, без ущерба для вышеизложенного, я могу уже сейчас сообщить Вам о том, что в мае 2005 года братья Хосе и Хуан Матурана Карраско и г-жа Мария Мартинес Акуна представили в апелляционный суд Сантьяго зарегистрированное под номером 12.429 ходатайство о применении процедуры ампаро в связи с действиями компании "ESEU S.A.", по которому пока еще не было вынесено никакого судебного решения.

Кроме того, сообщаю Вам, что в июле 2004 года сенатор Алехандро Наварро предложил исполнительной власти поддержать инициативу о включении в уголовное законодательство норм, запрещающих вербовку, финансирование, подготовку и отправку наемников за границу и предусматривающих за это соответствующие наказания. В настоящее время эта инициатива находится на первом этапе ее рассмотрения законодательными органами, а именно на рассмотрении Комиссии по делам обороны".

22. Рабочая группа выражает правительству Чили признательность за представленную информацию и надеется на продолжение диалога по поводу соответствующей ситуации.

23. В письме от 7 марта 2006 года Рабочая группа напомнила властям Экваториальной Гвинеи о сообщении, направленном правительству 2 июня 2005 года бывшим Специальным докладчиком по вопросу о наемниках г‑жой Шаистой Шамим, в отношении сообщения о положении находящихся в тюрьме предполагаемых наемников, которые были осуждены в 2004 году по обвинению в попытке свергнуть правительство Экваториальной Гвинеи и связанных с этим сообщений о предполагаемых пытках и плохом обращении. Рабочая группа вновь заявила о своей озабоченности в связи со сложившейся ситуацией и настоятельно призвала правительство принять все необходимые меры к тому, чтобы гарантировать соблюдение прав и свобод вышеупомянутых лиц и привлечение к ответственности любых лиц, вина которых в совершении предполагаемых нарушений будет доказана.

24. К 15 декабря 2006 года Рабочая группа не получила от правительства Экваториальной Гвинеи никакой информации о соответствующей ситуации.

25. 5 и 12 сентября 2006 года Рабочая группа направила сообщения, требующие принятия срочных мер, правительству Гондураса, препроводив информацию об угрозах, полученных гондурасскими адвокатами - членами Ассоциации "За более справедливое общество" посредством текстовых телефонных сообщений. Рабочая группа была проинформирована о том, что сотрудники Ассоциации предоставляли юридические консультации и поддержку примерно 12 бывшим работникам частной охранной компании и что указанные угрозы предположительно исходили от представителей соответствующей частной охранной компании. Рабочая группа выразила обеспокоенность в связи с тем, что один из сотрудников Ассоциации, в адрес которого поступали угрозы, был убит в Гондурасе 4 декабря 2006 года двумя неизвестными лицами, перемещавшимися на мотоцикле. Рабочая группа также препроводила информацию об угрозах, продолжающих поступать в адрес других сотрудников Ассоциации. До сведения Рабочей группы было доведено, что бывшие сотрудники частной охранной компании и члены их семей также получали угрозы, когда обращались в суды с жалобами на частную охранную компанию по поводу трудовых споров, включая проблемы невыполнения контрактных обязательств и отказа выплаты денежного вознаграждения. Рабочая группа призвала правительство Гондураса осуществить оперативное и всестороннее расследование убийства указанного лица, произошедшего 4 декабря, и запросила информацию относительно того, была ли указанная частная охранная компания надлежащим образом зарегистрирована и имела ли она разрешение и лицензии на осуществление деятельности частной охранной компании в Гондурасе. Отмечая создание специального подразделения в Министерстве общественной безопасности, уполномоченного проводить совместные инспекции с Министерством труда в отношении ЧВОП, Рабочая группа запросила информацию относительно того, проводилось или проводится ли расследование деятельности указанной ЧВОП и какие меры защиты были приняты правительством для обеспечения безопасности других лиц, получающих угрозы.

26. Ко времени выпуска настоящего доклада Рабочая группа не получила информацию от правительства Гондураса относительно упомянутых утверждений (см. пункт 17 выше).

Наши рекомендации