Основные требования к оформлению БП
В БП материал должен быть четко скомпонован в соответствии с содержанием и последовательностью рассмотрения, должны быть необходимые приложения.
На титульном листе указываются: наименование проекта, место подготовки плана, авторы проекта, название, адрес и телефоны организации, имена и адреса учредителей, сроки реализации проекта. Титульный лист должен выглядеть эффектно, чтобы привлекать внимание, но не быть перегруженным информацией.
Резюме необходимо, чтобы побуждать интерес к проекту. Как правило, по объему 1-2 страницы. При составлении резюме нередко прибегают к неординарным способам изложения, чтобы привлечь внимание инвесторов.
Оглавление – помогает соориентироваться в сути изложенного предложения. В нем нужно последовательно назвать основные разделы бизнес-плана и точно указать страницы, на которых они расположены. Терминалогия должна соответствовать области бизнес-планирования.
Структурные разделы надо отредактировать, добиваясь максимальной четкости, полноты и ясности изложения материала. Можно прибегнуть к услугам сторонних специалистов.
Приложения должны подтверждать исходные и другие данные, используемые в БП, предоставлять потенциальным партнерам и инвесторам дополнительные сведения об организации, товарах, услугах. Приложения содержат финансово-экономические расчеты, раскрывают способы оценки рынка, условия и гарантии возврата займа, подтверждая значимость и эффективность проекта. Отражение данной информации в приложениях избавляет основные разделы БП от второстепенных данных.
Рекомендуемый оптимальный объем БП – 20-40 страниц – ознакомление с деятельностью организации не должно отнимать много времени у стороннего пользователя.
Типология бизнес-планов и области их применения
Типология БП-ия:
1. БП – заявки на кредит – разрабатывается с целью получения на коммерческой основе заемных средств от организаций кредитора;
2. БП инвестиционного проекта – документ, в котором обосновывается концепция реального инвестиционного проекта и приводятся основные его характеристики;
3. БП вновь создаваемой организации - обоснование необходимыми расчетами экономической эффективности создания и функционирования новой организации;
4. БП развития на год – детальный финансово-экономической программой хозяйственной деятельности организации;
5. БП финансового оздоровления – разрабатывается убыточными организациями (приказ мин.торга РБ от 14.12.2006г. № 158) и включают комплекс мероприятий по выходу организации из кризисного состояния;
6. БП структурного подразделения – изложение высшему руководству организации плана своей деятельности;
7. БП заявки на гранд – составляется с целью получения финансовых средств из гос. Бюджета, внебюджетных фондов или благотворительных для решение соц-экономических и научных проблем. Сопровождается обоснованием прямы и косвенных экономических, социальных, научно-технических преимуществ для общества, в результате выделения средств от данных фондов.
8. БП развития региона – обоснование перспектив его соц-экономического развития и объемов финансирования соответствующих программ для органов, наделенными бюджетными полномочиями.
9. БП развития НЭ – составляется в масштабах всей экономики.
Области применения БП:
Разработка и реализация плана роста объема производства и реализации;
Разработка и реализация мероприятий по повышению к/сп-ти реализуемого товара;
Разработка стратегии увеличения собственной доли на рынке;
Обоснование новой, более современной структуры управления;
Разработка и реализация инвестиционных проектов
Организация осуществления с иностранными организациями мероприятий;
Подготовка, осуществление операций по лизингу;
Обоснование предложений по приватизации частных предприятий;
Перепрофилирование существующей организации;
Обоснование проспектов эмиссии ценных бумаг приватизируемых и частных организаций;
Открытие нового предпринимательского дела, определение профиля будущего организации.
Общие требования к структуре и содержанию бизнес-плана
При использовании любых модификаций структур важно соблюдать проверенные требования:
1. количество разделов должно быть таким, каким требует специфика отрасли и сферы бизнеса в рамках достижения поставленных целей и выполнения задач.
2. Независимо от типа БП, в нем должны быть представлены ключевые разделы, идея, анализ рынка, характеристика товаров и услуг, маркетинг, финансы и риски.
3. Лаконичность и ясность структуры разделов, дает возможность быстро сориентироваться и легко найти интересующую информацию.
4. Логичность структуры – последовательность разделов должна раскрывать основную концепцию и логику БП.
Профессионально подготовленный БП характеризуется как:
• эффективный, т.е. содержит все, что необходимо потенциальному пользователю для принятия соответствующих решений (не больше не меньше).
• системный, т.е. содержит единую целостную концепцию бизнеса, цели и стратегию ее достижения, которые раскрываются в системы взаимоувязанных разделов
• обоснованный, т.е. содержит показатели, расчеты, аргументированные, непротиворечивые, согласованные и совместимые.
• релевантный, т.е. содержит существенную, значимую для принятия решений информацию, адекватную целям и задачам БП.
• структурированный и логичный, т.е. имеет четкую логичную структуру основных разделов.
• доступный для понимания, т.е. написан ясно, четко, по существу.
• презентабельный, т.е. предоставляет содержательную информацию по-деловому, оптимистично, без приукрашивания.
Методически аспект БП-ия в отечественной практике представлен в комплекте нормативных документов по БП-ию.
Важнейшее преимущество структуры БП состоит:
1. в логической последовательности всех его разделов
2. постепенно переходящей глобальной информации в водно-аналитических разделов к конкретно обоснованной в производственно-финансовом блоке БП
3. от избранного стратегического курса к тактическим мероприятиям по его реализации.
Назначение и содержание резюме бизнес-плана
Резюме – это краткое изложение основных положений предполагаемого плана.
Цель резюме – вызвать интерес пользователей бизнес-плана, представить его основы и побудить заинтересованное лицо прочитать его до конца.
Содержание резюме:
1.определение идеи, цели проекта, характеристика сути проекта
Цель – концентрированное выражение будущего желаемого состояния организации, мотивом поведения и действий ее работника.
Цели организации в зависимости от особенностей вида деятельности могут быть определены в бизнес-плане следующим образом:
-предоставление необходимых, отвечающих потребности сегмента рынка товаров и услуг
-достижение передовых позиций в отрасли и на рынке (мы относительно конкурентов)
-увеличение доли рынка на конкретную величину (в %)
-сокращение нормативных сроков обслуживания клиентов
-выход на новый рынок сбыта к конкретно указанному времени
-снижение затрат на конкретную величину
-освоение конкретного нового рынка
2.стратегия и тактика достижения поставленных целей
Дается характеристика вида торговой деятельности сегмента рынка, на котором функционирует либо предполагает выйти организация, подчеркиваются преимущества организации перед конкурентами с т. з. новых технологий, уникальных характеристик, торговых секретов, стратегий и т.д. Дается точное описание, каким образом и на каком временном интервале будут использованы стратегии выхода организации на новый рынок.
3.квалификация кадров
По данной позиции необходимо акцентировать внимание на квалификационный уровень, личные способности, достижения, опыт работы руководителя и его команды.
4.ключевые экономические и финансовые показатели
-прогнозируемый объем спроса и продаж товаров
-планируемая величина себестоимости (затрат) продукции, товаров
-ожидаемая величина чистой прибыли
-уровень доходности и окупаемости проекта
Для возможных инвесторов привести:
-оценку потребностей в финансировании,
-срок, в течение которого организация способна гарантированно вернуть кредит,
-форма гарантии и отдача отложенного капитала,
-основные ключевые факторы успеха, которые обеспечат достижение поставленной цели
Резюме должно быть кратким: 2-4 страницы.