Quot;Семь инструментов" управления качеством
БИЗНЕС – ТРЕУГОЛЬНИК
ЛЮДИ – ИДЕИ – ДЕНЬГИ
Почему бизнес – треугольник? Потому что, по аналогии с геометрией, из всех геометрических плоских фигур самой элементарной фигурой является треугольник. Из треугольников можно составить любую плоскую фигуру. У треугольника есть уникальное системное свойство – жесткость. Квадрат можно сделать ромбом, а треугольник, при неизменной длине сторон, всегда будет треугольником.
Треугольником бизнеса является триада: люди – идеи – деньги.
Правильное сочетание «длины» сторон бизнес - треугольника даёт нам процветающую компанию с уникальным системным свойством – при любых внешних воздействиях сохранять эффективный бизнес.
Бизнес – это инструмент владельца бизнеса необходимый для получения прибыли, являющейся средством для достижения целей владельца бизнеса.
Любой инструмент требует, чтобы его настраивали для эффективного достижения цели.
Все стороны бизнес – треугольника одинаково важны. Взаимное не соответствие любой из сторон может привести к снижению «прочности» и разрушению бизнеса.
Бизнес – треугольник на современном языке будет выглядеть так: персонал – бизнес-процессы – цели.
Для пояснение данного вывода построим простые логические цепочки:
Цели владельца бизнеса – прибыль – деньги.
Бизнес–процесс – методы (технологии) – идеи.
Персонал – люди.
В этом разделе мы будем постоянно совершенствовать три стороны бизнес – треугольника:
ЦЕЛИ
БИЗНЕС – ПРОЦЕССЫ
ПЕРСОНАЛ
quot;Семь инструментов" управления качеством
Проект ISO 9000
Один из базовых принципов управления качеством состоит в принятии решений на основе фактов. Наиболее полно это решается методом моделирования процессов, как производственных, так и управленческих инструментами математической статистики. Однако, современные статистические методы довольно сложны для восприятия и широкого практического использования без углубленной математической подготовки всех участников процесса. К 1979 году Союз японских ученых и инженеров (JUSE) собрал воедино семь достаточно простых в использовании наглядных методов анализа процессов. При всей своей простоте они сохраняют связь со статистикой и дают профессионалам возможность пользоваться их результатами, а при необходимости — совершенствовать их.
Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Ишикавы)
Диаграмма типа 5М рассматривает такие компоненты качества, как "человек", "машина", "материал", "метод", "контроль", а в диаграмме типа 6М к ним добавляется компонент "среда". Применительно к решаемой задаче квалиметрического анализа, для компоненты "человек" необходимо определить факторы, связанные с удобством и безопасностью выполнения операций; для компоненты "машина" — взаимоотношения элементов конструкции анализируемого изделия между собой, связанные с выполнением данной операции; для компоненты "метод" — факторы, связанные с производительностью и точностью выполняемой операции; для компоненты "материал" — факторы, связанные с отсутствием изменений свойств материалов изделия в процессе выполнения данной операции; для компоненты "контроль" — факторы, связанные с достоверным распознаванием ошибки процесса выполнения операции; для компоненты "среда" — факторы, связанные с воздействием среды на изделие и изделия на среду.
Рис. 1. Пример диаграммы Ишикавы