Виды внешнеторговых предприятий.

ЭКОНОМИКА ВНЕШНЕТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Владивосток

Издательство ВГУЭС

УДК

ББК

Рецензенты:

А.П. Жук, доктор экономических наук, вед. науч. сотруд.

Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра;

А.П. Латкин, доктор экономических наук, профессор

Владивостокского государственного университета экономики и сервиса

Корнейко, О.В.

Экономика внешнеторгового предприятия: учебное пособие / О.В. Корнейко – Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2015. – 146 с.

с. : ил.

В учебном пособии даны представления о сущности экономического механизма, обеспечивающего жизнедеятельность внешнеторгового предприятия в современных условиях. В пособии предприятие рассмотрено как субъект и объект предпринимательской деятельности, изучены его организационно-правовые формы с учетом последних изменений в ГК РФ, представлены производственные и финансовые ресурсы предприятия, раскрывается содержание основных показателей хозяйственной деятельности предприятия, методики их анализа. Особое внимание уделяется расчету экономической устойчивости субъектов предпринимательской деятельности на основе учета как факторов функционирования, так и факторов стратегического развития, а также таможенной деятельности внешнеторгового предприятия.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с рабочей программой дисциплины «Экономика внешнеторгового предприятия» и предназначено для студентов специальностей 080100.62 Экономика. Мировая экономика, 080100.62 Экономика. Международный бизнес.

Содержание

Введение 5

Тема 1. Внешнеторговое предприятие как объект и субъект предпринимательской деятельности 7

§ 1. Развитие международной торговли и значение внешнеторгового предприятия в экономике страны 7

§ 2. Виды внешнеторговых предприятий 18

§ 3. Посредники во внешнеторговой деятельности 28

§ 4. Нормативно-правовое обеспечение внешнеторговой деятельности 34

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 38

Тема 2. Основные средства предприятия и показатели их использования 40

§ 1 Экономическая сущность и значение основных средств 40

§ 2. Состав, структура и оценка основных средств 42

§ 3. Износ и амортизация основных средств 46

§ 4. Показатели использования основных средств 50

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 52

Тема 3. Оборотные средства предприятия и показатели их использования 53

§ 1. Понятие, классификация и структура оборотных средств 53

§ 2. Нормирование оборотных средств 55

§ 3. Показатели эффективности использования оборотных средств и пути ускорения оборачиваемости 58

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 61

Тема 4. Трудовые ресурсы предприятия и показатели их

использования 62

§ 1. Состав и структура персонала предприятия 62

§ 2. Показатели эффективности трудовых ресурсов предприятия 64

§ 3. Управление персоналом предприятия 67

§ 4. Оплата труда персонала и мотивация 73

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 79

Тема 5. Финансовые ресурсы предприятия и показатели их использования 80

§ 1. Финансовые ресурсы предприятия 80

§2. Экономическое содержание доходов, прибыли и расходов внешнеторгового предприятия 83

§ 3. Сущность цены. Методы ценообразования 89

§ 4. Понятие товарооборота и его роль в формировании финансовых результатов внешнеторгового предприятия 96

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 99

Тема 6. Таможенная деятельность внешнеторгового предприятия 100

§ 1. Понятие таможенной процедуры. Место института таможенной процедуры в механизме таможенно-тарифного регулирования 100

§ 2. Таможенные платежи и их виды 104

§ 3. Применение таможенных платежей в процедуре «Выпуск для внутреннего потребления» (импорт) 106

§ 4. Особенности применения таможенных платежей в процедурах «Таможенный склад» и «Свободная таможенная зона (свободный склад)» 112

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 116

Тема 7. Аналитическая деятельность на внешнеторговом предприятии: экономическая диагностика 118

§ 1. Экономическая диагностика предприятия и ее роль в управлении предприятием 118

§ 2. Оценка финансового состояния предприятия 121

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 128

Тема 8. Инновационная и инвестиционная деятельность внешнеторгового предприятия 130

§ 1. Инновации и инвестиции на внешнеторговом предприятии 130

§ 2. Методы расчета эффективности инвестиций 133

§ 3. Информационные технологии на внешнеторговых предприятиях 136

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 142

Рекомендуемая литература и список использованных источников 143

ВВЕДЕНИЕ

Цель учебного пособия – формирование и развитие системных представлений и компетенций в области экономики производства на предприятии, осуществляющем внешнеторговую деятельность.

Экономика внешнеторгового предприятия – это квинтэссенция знаний, необходимых для эффективного решения сложных проблем хозяйственной жизни внешнеторгового предприятия. Эти знания обобщают материалы прежде всего дисциплины «Экономика предприятия», а также «Организация и экономика предприятий в сфере коммерции», «Таможенное дело», «Управление персоналом», «Финансы», «Маркетинг», «Торговое дело» и других.

Задачи учебного пособия:

1. Овладение комплексом знаний, умений и навыков в области экономики предприятия.

2. Приобретение общекультурных и профессиональных компетенций для успешной организационно-управленческой деятельности в сфере внешней торговли.

3. Всестороннее развитие личности студентов.

В результате изучения пособия читатель освоит такие основные положения, как:

– предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности;

– классификация предприятий внешней торговли;

– нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия внешней торговли;

– ресурсы внешнеторгового предприятия и показатели их использования;

–таможенная, инвестиционная и инновационная деятельности внешнеторгового предприятия.

Учебное пособие предназначено прежде всего для студентов, планирующих свою профессиональную карьеру в международном бизнесе в условиях растущей глобализации. Представленный материал может быть интересен тем, кто изучает экономику, торговое дело, таможенное дело, коммерцию, а также для практических работников, чья деятельность связана с внешней торговлей.

Теоретической базой конспекта лекций послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики и международного бизнеса, предпринимательства и конкуренции. Эмпирическую базу составляют нормативно-правовые акты Российской Федерации и зарубежных государств, международные договоры, справочно-статистические и аналитические материалы Всемирного банка, ОЭСР, ВТО, Международной торговой палаты, Министерства экономического развития РФ, Федеральной службы государственной статистики РФ, международных консалтинговых и информационных агентств, международных ассоциаций и федераций, а также монографии и статьи российских и зарубежных специалистов, результаты социологических исследований, ресурсы глобальной сети Интернет.

Наряду с другими учебными дисциплинами этот курс способствует всесторонней подготовке будущих профессиональных менеджеров и предпринимателей, готовых к успешной работе в глобальном контексте. Мы рассчитываем сделать экономический здравый смысл наших студентов более тренированным и просвещенным.

Тема 1. Внешнеторговое предприятие как объект и субъект предпринимательской деятельности

§ 1. Развитие международной торговли и значение внешнеторгового предприятия в экономике страны.

Быстрый рост производительных сил, обусловленный инновационными технологиями, неизбежно ведет к росту концентрации производства и централизации капитала, к интернационализации хозяйственной жизни, развитию международной специализации и кооперированию производства. В свою очередь, это требует расширения рынков сбыта и способствует более интенсивному развитию на этой основе внешнеэкономической деятельности.

В научной литературе понятия «внешнеторговая деятельность» и «внешнеэкономическая деятельность» часто отождествляются. Между тем внешнеторговая деятельность (ВТД) является разновидностью внешнеэкономической деятельности (ВЭД). ВЭД предприятия является частью его производственно-коммерческой деятельности и представляет собой совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих функций с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера. ВЭД предприятия состоит из четырех составных частей (таблица 1) [1].

Таблица 1- Виды ВЭД предприятия

Вид Содержание Форма реализации
1. Внешнеторговая деятельность (ВТД) Предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности. Экспортно-импортные операции
2. Производственная кооперация Сотрудничество между иностранными партнерами в различных, но конструктивно связанных между собой процессах технологического разделения труда. Совместное производство
3. Международное инвестиционное сотрудничество Взаимодействие с иностранными партнерами на базе объединения усилий финансового и материально-технического характера. – Сотрудничество на базе соглашений о разделе продукции – Сооружение крупных объектов за рубежом – Образование совместных предприятий
4. Валютные и финансово-кредитные операции Обеспечение реализации ВЭД предприятия (поз. 1-3), а именно: – обеспечение платежей; – избежание потерь от валютных и процентных рисков (хеджирование) – Выбор конкретных форм расчета; – Фьючерсные сделки, опционы; – Страхование сделок.

Одним из основных видов внешнеэкономической деятельности предприятий является внешнеторговая деятельность. Очевидно, что международная торговля является одной из наиболее динамично развивающихся, прибыльных отраслей мировой экономики, где предпринимательская и инвестиционная активность крайне высока.

Проследим динамику развития международной торговли [2].

С начала XIX в. до 1914 г. объем мировой торговли вырос почти в сто раз.

Со второй половины XX века, когда международный обмен по определению М. Пебро приобретает «взрывной характер», мировая торговля развивается высокими темпами. ВТО констатирует, что последние десятилетия объём мировой торговли растёт значительно быстрее, чем всё мировое производство. Так, за 1950—2000 гг. мировая торговля выросла в 20 раз, а производство — в 6 раз. В 1999 г. общий объём экспорта составил 26,4 % от мирового производства по сравнению с 8 % в 1950 г. В период 1950—1998 гг. мировой экспорт вырос в 16 раз. По оценке западных специалистов, период между 1950 и 1970 годами можно охарактеризовать как «золотой век» в развитии международной торговли. В 70-е годы мировой экспорт снизился до 5 %, ещё больше сократившись в 80-е годы. В конце 80-х он продемонстрировал заметное оживление. Со второй половины XX века проявилась неравномерность динамики внешней торговли. В 90-е годы Западная Европа — главный центр международной торговли. Её экспорт почти в 4 раза превышал экспорт США. К концу 80-х годов Япония стала выбиваться в лидеры по фактам конкурентоспособности. В этот же период к ней присоединились «новые индустриальные страны» Азии — Сингапур, Гонконг, Тайвань. Однако к середине 90-х годов США вновь выходят на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности. До кризиса 2007-2008 годов в среднем мировая торговля росла на 6 % ежегодно в течение 1990-2000-х гг. Экспорт товаров и услуг в мире в 2007 году по данным ВТО составил 16 трлн долл. США. Доля группы товаров составляет 80 %, а услуг 20 % от общего объёма торговли в мире. Годовой оборот торговли товарами и сырьём к 2012 году составляет около $20 трлн. Согласно отчёту ЮНКТАД (2013), темпы роста мировой торговли товарами и услугами после их быстрого восстановления в 2010 году вновь снизились до 5 % в 2011 году и до менее 2 % в 2012 году.

Согласно отчету ВТО, мировой экспорт товаров в 2013 г. вырос на 2 % по сравнению с 2012 г., а мировой импорт – на 1 %. Ведущими участниками международной торговли являются страны Евросоюза, США, Китая, Японии (таблица 2).

Виды внешнеторговых предприятий. - student2.ru

Рисунок 1 – Мировой экспорт товаров 2000-2013 гг (в стоимостном выражении) Источник: [3]

Виды внешнеторговых предприятий. - student2.ru

Рисунок 2 – Мировая торговля основных групп товаров, 1950-2013 гг.

Источник: [3]

Таблица 2 - Общий объем торговли товарами

Виды внешнеторговых предприятий. - student2.ru

На рисунках 1 и 2 отчетливо прослеживаются тенденции роста масштабов мировой внешней торговли.

Начало развитию международной торговли в современной России было положено отменой государственной монополии на ведение внешнеторговой деятельности в 1991 г. В первые годы реформ это развитие затруднялось экономической нестабильностью и введенными ограничениями на экспорт: лицензирование и квотирование экспорта, ограничение числа экспортеров, монопольное право государственных торговых организаций приобретать экспортные товары на внутреннем рынке, принудительная продажа экспортерами валютной выручки по курсу ниже рыночного на внутреннем рынке. При этом ограничения импорта, призванные защитить отечественных товаропроизводителей, фактически отсутствовали.

Девальвация рубля в условиях финансового кризиса 1998 г. способствовала ослаблению конкуренции со стороны импортируемых товаров. Однако международные торговые потоки какое-то время сдерживались рядом негативных факторов, таких как, падение промышленного производства, повышение валютных рисков и рисков ведения внешнеэкономической деятельности. Эти барьеры нивелировались ростом контрактных цен на экспортные (в большей степени) и импортные (в меньшей степени) товары (таблица 3), что выражалось в положительной динамике торгового оборота России и в целом свидетельствует о развитии ее внешнеторговых отношений (рисунок 3). С 1995 по 2008 г. товарооборот России увеличился в 5,2 раза.

Таблица 3 – Темпы роста средних цен экспортных и импортных контрактов на основные товары внешней торговли РФ со странами вне СНГ, 1998-2008гг, (долл. США)

Виды внешнеторговых предприятий. - student2.ru

Источник: Источник: [4]

Виды внешнеторговых предприятий. - student2.ru

Рисунок 3- Объемы экспорта и импорта России, 1995-2008 гг. (млрд долл. США), источник: [4]

Показатели интенсивности внешней торговли России рассчитаны автором в таблице 4 и представлены на рисунке 4.

Таблица 4 – Показатели интенсивности внешней торговли РФ Виды внешнеторговых предприятий. - student2.ru

Источник: рассчитано автором на основе данных Росстата

Виды внешнеторговых предприятий. - student2.ru

Рисунок 4 - Показатели интенсивности внешней торговли России

Все рассматриваемые показатели демонстрируют одинаковую динамику в новом тысячелетии. Снижение интенсивности внешней торговли в начале 2000-х гг. вызвано более высокими темпами развития российского производства по сравнению с ростом импорта, экспорта и торгового оборота. Падение индексов внешней торговли в 2008 году связано с сокращением валового выпуска и потребления товаров российского производства в условиях глобального экономического кризиса.

Рост международной торговли - одна из основных особенностей современного этапа развития и российской экономики в целом, и Дальнего Востока в частности (рисунок 5, 6). Периодами спада внешнеторгового оборота можно считать 2008-2009 годы, пришедшие на глобальный финансово-экономический кризис и 2014 год.

В 2014 г. из-за событий в Украине у России усложнились отношения с зарубежными странами, были введены в отношении РФ санкции, цены на нефть снизились со $115 до $60 за баррель. Все это привело к дестабилизации рубля, ослаблению внутреннего товарного рынка. Несмотря на стремление российской власти расширить товарную обеспеченность рубля за счет перехода на национальные валюты в торговле с Китаем, Северной Кореей и Египтом, внешнеторговой активности России и ее отдельных регионов упала (рисунок 5, 6).

Виды внешнеторговых предприятий. - student2.ru

Рисунок 5 - Динамика экспорта России и его прогноз (млрд. дол. США) [5]

Виды внешнеторговых предприятий. - student2.ru

Рисунок 6 -Динамика импорта в Россию и его прогноз (млрд. дол. США)

Обзор внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций Дальнего Востока за 9 месяцев 2014 года показал сокращение импорта на 52,8 млн. долларов США (на 0,6%) по сравнению с 9 месяцами 2013 года. Это связано с девальвацией российского рубля, а значит, и значительным удорожанием импорта, а также с введением Указом Президента РФ запрета (сроком на 1 год) ввоза отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских предприятий.

Девальвация рубля значительно удешевила российский экспорт, а также способствовала переориентации Дальневосточных товаропроизводителей на внешние рынки. В связи с чем объем внешнеторгового оборота увеличился на 5,3% (на 1 486,6 млн. долларов США) из-за роста стоимости экспорта на 7,8%.

Наибольший объем внешнеторгового оборота Дальнего Востока пришелся на следующие группы стран (рисунок 7):

АТЭС – 24 853,3 млн. долларов США или 83,9% от стоимости внешнеторгового оборота, увеличение на 5,1% к уровню 9 месяцев 2013 года;

ОЭСР – 20 068,5 млн. долларов США или 67,8% от стоимости внешнеторгового оборота, увеличение на 6,7%;

ЕС – 3 073,9 млн. долларов США или 10,4% от стоимости внешнеторгового оборота, увеличение на 5,5%;

Виды внешнеторговых предприятий. - student2.ru

Рисунок 7 - Объем внешнеторгового оборота Дальнего Востока по группам стран, за 9 месяцев 2014

Источник: [6]

Динамика роста внешнеторгового оборота отмечена и в Приморском крае Российской Федерации. Так, внешняя торговля за 9 месяцев 2013 г. по данным ДВТУ и Приморскстата увеличилась на 34 % по сравнению с 9 месяцами 2012 г. и составила 8 950,6 млн. долл. США, при этом экспорт вырос в 1,7 раза, импорт – на 20 % (рисунок 8). Несмотря на отчётливое проявление кризиса как в российской экономике в целом, так и в ее субъектах, внешняя торговля Приморского края за 9 месяцев 2014 г. по данным ДВТУ и Приморскстата увеличилась на 7,6 % по сравнению с 9 месяцами 2013 г., при этом экспорт вырос на 21,8 %, импорт – на 1,8 %. Экспорт сохраняет свою сырьевую направленность. Наибольший удельный вес приходится на такие товары, как топливно-энергетические товары – 45% от общего объёма экспортных поставок Приморского края в 2013 г., рыба и морепродукты – 22%, древесину, изделия из неё – 8 %. Наибольшие объёмы импортных поставок приходятся на следующие товарные группы: машины оборудование и транспортные средства – 52 % в 2013 г., текстиль, текстильные изделия, обувь – 11%, продовольственные товары – 12%, продукция химической промышленности, каучук – 9%. Основными странами -контрагентами Приморского края, на долю которых ежегодно приходится более 80% внешнеторгового оборота края являются Китай – 48 % внешнеторгового оборота края в 2013 г., Республика Корея – 20 %, Япония –14 %, и США –1,5 % (рисунок 9).

Виды внешнеторговых предприятий. - student2.ru

Рисунок 8 - Динамика внешнеторгового оборота Приморского края,

(в млн. долл. США)

Виды внешнеторговых предприятий. - student2.ru

Рисунок 9 - Распределение внешнеторгового оборота Приморского края в январе – сентябре 2013 г. по странам (%)

Проведенное выше исследование позволяет сделать вывод о том, что на современном этапе значительно обостряется конкуренция на мировых рынках и повышается зависимость стран от международного товарообмена. Тем самым перед предприятиями ставится задача совершенствования внешнеторговой деятельности. Успешная внешнеторговая деятельность предполагает совершенствование технологии производства товаров, способных выдержать конкуренцию продукции промышленно развитых стран, а также совершенствование организационно-экономических отношений по продвижению товаров на внешние рынки. Именно осуществление экспорта является комплексным фактором эффективности деятельности промышленного предприятия. Оценивая экспорт с позиций его участия в повышении финансовых результатов как приоритетов деятельности предприятия, необходимо отметить, что осуществление экспорта обеспечивает поступление валютной выручки, увеличение притока отечественных и иностранных инвестиций.

Кроме того, экспорт стимулирует рост конкурентоспособности за счет совершенствования технического уровня производства и качества продукции. Осуществление экспортной деятельности также повышает эффективность использования природных ресурсов и преимуществ территориального разделения труда, помогает снизить уровень безработицы.

Таким образом, очевидно, что экспорт обеспечивает улучшение показателей, характеризующих эффективность деятельности предприятия с позиций различных заинтересованных групп: собственников, менеджеров, персонала, конкурентов и т.д.

Экспорт является фактором эффективности деятельности предприятия, но одновременно с этим он выступает и в качестве результата эффективной работы предприятия.

Исследование, проведенное сотрудниками ГУ ВШЭ показало, что среди экспортеров доля эффективных, конкурентоспособных компаний вдвое выше, чем среди предприятий, работающих исключительно на внутреннем рынке, независимо от доли экспорта в объеме продаж (рисунок 10) [7].

Виды внешнеторговых предприятий. - student2.ru

Рисунок 10 – Соотношение уровня конкурентоспособности предприятия и объёмов его экспортной деятельности

Таким образом, в настоящее время необходимым условием устойчивого развития и роста экономики как на макро-, так и на микроуровнях является интенсификация внешнеторговой деятельности (особенно экспорта) совместно с активизацией инновационно-инвестиционных процессов, повышением эффективности использования рыночных инструментов, согласованным решением задач формирования соответствующих технологической, финансовой, институциональной и организационной структур, основной целью которых выступает объединение всех необходимых элементов в общий воспроизводственный контур нового технологического и социально-экономического укладов, создание благоприятных условий для модернизации и повышения эффективности деятельности предприятий.

Виды внешнеторговых предприятий.

Предприятия всех форм собственности любых видов экономической деятельности могут осуществлять внешнеторговую деятельность при условии соблюдения соответствующего законодательства.

Согласно закону РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» к внешнеторговой деятельности относят деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

В практике международного обмена данное понятие отождествляется с понятием «внешнеторговая операция», которое представляет собой комплекс действий, включающий подготовку, заключение и исполнение внешнеторгового контракта [8].

Дадим следующее определение предприятию внешней торговли.

Предприятие внешней торговли – это субъект внешнеэкономической деятельности, объектом которой является товарообмен, купля-продажа товаров и услуг, обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки, а также хранение товаров и их подготовка к продаже на мировом рынке.

Участниками внешнеторговой деятельности могут быть российские и иностранные юридические и физические лица. Российское лицо с точки зрения права – это юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ, физическое лицо, имеющее постоянное или преимущественное место жительства на территории РФ, являющееся гражданином Российской Федерации или имеющее право постоянного проживания в Российской Федерации либо зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иностранным лицом признается физическое лицо, юридическое лицо или не являющееся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются российскими лицами.

Применяемая сегодня в России система организационно-правовых форм хозяйственной деятельности, согласно ГК РФ, включает: а) юридических лиц, являющихся коммерческими организациями; б) юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями; в) организации без прав юридического лица. Последние осуществляют предпринимательскую деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских фермерских хозяйств (КФХ). Хочется отметить, что ранее крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) представляло собой деятельность только физического лица без образования юридического лица, а с 1 сентября 2014 КФХ можно создавать в статусе юридического лица (п. 2 ст. 50 ГК РФ в ред. ФЗ от 05.05.2014 г. №99-ФЗ, ст. 86.1 ГК РФ).

И коммерческие, и некоммерческие организации разделены на корпорации и унитарные юридические лица (ст. 65.1 ГК РФ в ред. ФЗ от 05.05.2014 г. № 99-ФЗ). Указанное «деление» производится в зависимости от наличия или отсутствия у учредителей (участников) юридических лиц прав выступать в качестве членов таких лиц и формировать их высшие коллегиальные органы.

Организационно-правовые формы коммерческих юридических лиц представлены на рисунке 11.

Хозяйственное партнерство – относительно новая организационно-правовая форма юридических лиц, введенная с 1 июля 2012 г. Федеральным законом N 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах». Одновременно вступили в силу изменения в ст. 50 Гражданского кодекса РФ о включении хозяйственных партнерств в закрытый перечень форм коммерческих организаций. По ряду признаков партнерство сходно с хозяйственными товариществами и обществами, прежде всего с ООО. В частности, партнерство обладает общей правоспособностью и вправе заниматься любыми не запрещенными законом видами деятельности, в том числе ВТД.

Однако партнерство имеет и существенные отличия от традиционных форм коммерческих организаций. В частности, ему запрещено выпускать облигации и иные эмиссионные ценные бумаги, а также размещать рекламу своей деятельности. Партнерство не может быть учредителем и участником других юридических лиц, за исключением союзов и ассоциаций. Кроме того, Правительство РФ может устанавливать нормативы собственных средств для партнерств, которые осуществляют определенные виды деятельности. Партнерство может быть создано только путем его учреждения. Реорганизация уже существующего юридического лица в партнерство не допускается. Все перечисленные ограничения делают невыгодным использование данной организационно-правовой формы предприятиями, ориентированными на внешние рынки [9].

Виды внешнеторговых предприятий. - student2.ru

Рисунок 11 – Организационно-правовые формы коммерческих юридических лиц в РФ.

Большинство коммерческих организаций в РФ зарегистрированы в форме общества с ограниченной ответственностью (92,1 % организаций) или в форме акционерного общества (4,9 %).

Важное обстоятельство, возникающее в результате выхода предприятия на международный рынок, заключается в существенном изменении ее делового окружения в силу появления контактов с представителями иных законодательных систем. Ему необходимо правильно оценивать возможности своих зарубежных партнеров и конкурентов и адекватно представлять себе ожидания, связанные с формой деятельности своей фирмы. Мы привыкли, что полное название российской организации включает и указание на ее организационно-правовую форму: общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество и т.д. Для зарубежных компаний, однако, ситуация несколько иная. Во-первых, включать название организационно-правовой формы в полное наименование компании принято только в континентально-европейских странах, но не в США и Великобритании (и ее бывших и настоящих колониях). Во-вторых, что еще существеннее, организационно-правовые формы зарубежных компаний могут отличаться от тех, что приняты у нас. Российские формы юридических лиц в основном скопированы (вместе с гражданским кодексом) у континентальной Европы. В то же время в странах, следующих британской корпоративной модели, формы юридических лиц не тождественны континентально-европейским и отличаются куда большим разнообразием. Знание организационно-правовых форм бизнеса в различных странах является существенным условием успешной деятельности внешнеторгового предприятия. Основные организационно-правовые формы предприятий в Новой Зеландии, Канаде, Австралии и США представлены в таблице 5.

Таблица 5- Основные организационно-правовые формы предприятий по некоторым странам

Сравнительный признак Новая Зеландия Канада Австралия США
Распространенные организационно-правовые формы - Solo Trader или Solo Proprietor --- частный предприниматель; - Limited Liability Company -компания с ограниченной ответственностью; - Partnership партнерство; Trust -траст.   - Corporation – Корпорация; - General Partnership - партнерство с неограниченной ответственностью; - Limited Liability Partnership - партнерство с ограниченной ответственностью; - Branch Office – филиал иностранной корпорации; -Joint Venture – Совместное предприятие -Sole Proprietorship – частный предприниматель; -Trust – Траст -Proprietary Company – закрытая компания с ограниченной ответственностью - Public Limited Company - открытая акционерная компания - Company Limited by Guarantees – компания, члены которой ограниченны в ответственности суммами заранее оговорённых гарантий; - Partnership – партнёрство; -Trust – траст; -Sole Trader – частный предприниматель; -Branch – филиал иностранной компании; -Proprietary Company (Pty) – частная закрытая компания -Sole proprietorship-единоличные предприятия; -General Partnership -общее партнерство; - Limited Partnership -партнерства с ограниченной ответственностью; - Corporation (сlose corporation, general corporations, s corporation- корпорация; -Limited Liability Company -компания с ограниченной ответственностью (LLC).
Особенности ведения бизнеса Нерезидентам разрешается одновременно быть акционером (в том числе единственным) и директором компании. Минимальный размер уставного капитала (для компании с ограниченной ответственностью) составляет всего 100 долларов. Учредительные затраты самые низкие среди развитых стран мира. Бумажный документооборот сведен к минимуму: все изменения и формальный годовой отчет можно подавать через Интернет. Корпорации Канады имеют следующие отличительные черты: Требования минимального уставного капитала для корпораций нет. Как правило, все корпорации подпадают под необходимость проведения ежегодного аудита. Многие провинциальные и федеральные корпорации должны иметь минимум одного Директора, а большинство Совета директоров корпорации должны быть резидентами Канады. Открыть компанию в Австралии нерезиденту можно только при участии в компании австралийского резидента. Практически все виды деятельности в Австралии лицензируются. Ресторанный бизнес воспринимается как традиционно эмигрантский. Порядок создания и основные принципы функционирования предприятий в США определяется в основном на уровне законодательства штатов. Партнерства играют в США значительно большую роль, чем у нас их российский аналог – товарищества и широко применяются в международном бизнесе.

Система организационно-правовых форм, принятая в РФ, достаточно близка к системам, действующим во многих странах (в большей степени во Франции, Германии и других государствах континентальной Европы; в меньшей степени — в Великобритании, США, Японии). Сходство это относится и к перечню применяемых организационно-правовых форм, и ко многим частным правилам, регулирующим их создание и функционирование, что позволяет практически без особой подготовки ориентироваться зарубежным бизнесменам в многообразии российских фирм, а нашим предпринимателям — достаточно уверенно чувствовать себя (в данном аспекте, конечно) за рубежом. Вместе с тем, в обоих отношениях (структура системы и частные правила) существует огромное количество различий, серьезность которых варьируется от страны к стране. Не смотря на существующее многообразие, в понятия «кооператив», «партнерство», «общество» во всех странах вкладывается один смысл:

- кооператив – объединение трудовых усилий;

- партнерство (товарищество, компания) – объединение усилий по ведению и управлению бизнесом;

- корпорации (общество) – объединение капиталов.

В уставных документах иностранных компаний, в том числе ведущих торговую деятельность, в качестве определения их юридической формы нередко можно встретить словосочетание «компания международного бизнеса» (International Business Company, IBC). Действующее в различных юрисдикциях законодательство о компаниях международного бизнеса было в основном принято в 1980-90-х гг. Разумеется, каждая страна или территория имеет свой собственный закон о компаниях международного бизнеса. Однако во всех этих законах много общего, так как компания международного бизнеса является транснациональным правовым феноменом, имеющим такие характерные черты, как [10]:

- безналоговый режим (нет налога на доход);

- отсутствие прямого государственного контроля (нет финансовой отчетности);

- конфиденциальность владения (нет публичного реестра акционеров);

- конфиденциальность управления (нет публичного реестра директоров);

- гибкость в формулировках устава (допускается любая деятельность, кроме лицензируемых видов);

- простота администрирования (требуется лишь уплата ежегодной пошлины);

- быстрая инкорпорация (обычно не более суток).

Компания международного бизнеса (точные названия могут варьироваться) – это существующая в некоторых юрисдикциях организационно-правовая форма юридического лица, предназначенная для ведения международной коммерческой деятельности нерезидентами. Эта форма характеризуется особой гибкостью положений соответствующего корпоративного законодательства, отсутствием налогообложения, отчетности, а также валютного контроля (если таковой имеется в данной юрисдикции). В обычной лексике такие компании широко именуются «офшорными», совместно с прочими низконалоговыми и безналоговыми корпоративными структурами (типичным примером являются компании, зарегистрированные на Британских Виргинских островах).

Предприятия, осуществляющие внешнеторговую деятельность, могут различаться не только по организационно-правовым формам, но и в зависимости от осуществляемого вида ВТД. В свою очередь, виды внешнеторговой деятельности классифицируются по различным признакам: направление торговли, объект торговой сделки, вид реализуемых товаров и услуг, форма и способ организации торговли (рисунок 12). [8].

Виды внешнеторговых предприятий. - student2.ru

Рисунок 12 – Классификация видов ВТД [8]

Если рассматривать внешнеторговую деятельность с позиции бизнес-процесса, то она представляет собой последовательность обеспечивающих операций, выполняемых как структурными подразделениями предприятия, так и сторонними организациями (рисунок 13). Предлагаемая нами последовательность обеспечивающих операций является типовой для организаций, занимающихся внешнеторговой деятельностью. При реализации конкретной внешнеторговой сделки возможно внесение соответствующих корректив.

Виды внешнеторговых предприятий. - student2.ru

Рисунок 13 -Алгоритм (последовательность) проведения внешнеторговой сделки

Существуют различия во внешнеторговой деятельности предприятия-производителя и торговой организации (таблица 6)

Таблица 6 - Различия во внешнеторговой деятельности предприятия-производителя и торговой организации.

Сравнительный признак Предприятие-производитель Торговая организация
Влияние внутренней и внешней среды на эффективность ВТД Особое значение имеют параметры внутренней среды Эффективность ВТД в большей степени определяется факторами внешней среды
Эластичность предложения Низкая, так как требуется время на изменение производственной программы Высокая, так как требуется меньше временных и ресурсных издержек, чтобы найти нового производителя, поставщика и заключить с ним договор купли-продажи
Реакция на изменение запросов потребителей Располагает потенциалом при необходимости своевременно вносить изменения в качество производимой продукции в зависимости от запросов конечных потребителей. Такого рода потенциал не свойственен торговым организациям.
Существенные риски Производственные, инвестиционные и инновационные риски Коммерческие риски
Способы выхода на внешний рынок ВТД, совместное предпринимательство, прямое иностранное инвестирование Только ВТД
Виды внешнеторгового сотрудничества Встречные закупки, бартер, давальческая схема, выкуп устаревшей продукции, торговая кооперация в рамках промышленного сотрудничества, лизинг, торги, консигнационные соглашения, участие в выставках и др. Торговля готовой продукцией
Концепция управления Маркетинговая концепция управления Сбытовой подход в управлении

В России основная доля внешнеторгового оборота приходится на предприятия-производителей.

Так, крупнейшими российскими импортерами являются автопроизводители, «Аэрофлот», производители электроники и техники (рисунок 14). Среди крупнейших импортеров России в 2014 году девятую строчку занимает сеть магазинов «Магнит», доля прямого импорта в выручке которого в 2014 г. составляла 10%. Второй по выручке российский ритейлер и основной конкурент «Магнита» X5 Retail Group (магазины «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») занялся прямым импортом в 2012 г., третья российская сеть — «Дикси» — сама импортирует овощи и фрукты с 2010 г. Но масштабы прямого импорта в этих торговых организациях незначительны и имеют тенденцию к сокращению из-за решения России ввести эмбарго на поставки продовольствия из стран ЕС, США, Норвегии и Австралии в августе 2014 года. Большинство предприятий оптовой и розничной торговли вообще не участвуют в импортных операциях, закупая импортные товары у дистрибьюторов.

Российский экспорт также осуществляют предприятия-производители. Среди них- крупнейшие госкомпания-экспортеры: «Газпром", "Роснефть", "Алроса", "Зарубежнефть" и производитель бриллиантов — смоленское ПО "Кристалл".

Виды внешнеторговых предприятий. - student2.ru

Рисунок 14– Крупнейшие российские импортеры в первых половинах 2013 и 2014 гг.

Предприятия реального сектора экономики, реализуя выпускаемую продукцию на внешнем рынке, могут заниматься внешнеторговой деятельностью самостоятельно или через торговых посредников (рисунок 15). К таким посредникам относятся брокеры, поверенные посредники и комиссионеры, которых часто называют торговыми посредниками, в отличие от сбытовых посредников, к которым относят сбытовых агентов, консигнаторов, дистрибьюторов и джобберов

Виды внешнеторговых предприятий. - student2.ru Рисунок 15- Виды внешнеторговой ориентированности предприятия реального сектора экономики

Наши рекомендации