ФЗ о естесственных монополиях
Законодательство в сфере защиты конкуренции.
Направления законодательства о защите конкуренции:
1-законодат-во о защите конкуренции на товарных рынках (ФЗ о защите конкуренции от 26.07.2006г. № 135)
2-законодат-во о егулируемых монополиях (ФЗ о естесственных монополиях от 17.08.1995г.)
ФЗ о защите конкуренции.
По сфере отношений:
1. отн, склад.на товарных рынках в РФ. Ст.4 закона дает понятие товарного рынка для цели приминения антимонопольного законодат-ва. Товарный рынок – это сфера обращения товара, не имеющего заменителя либо взаимозаменяемых товаров (в том числе иностранного производства), кот.определяется исходя из экономической, технической и иной возможности и целесообразности покупателя товара приобрести товар на конкретной территории, при отсутствии такой возможности за её пределами. При определении товарного рынка станавливаются:
1-продуктовые границы рынка (группа, набор взаимозаменяемых товаров: такая группа определяется исходя из номенклатуры продукции, нормативно-технической документаци\тех.регламент, ОКВЭД, результаты товароведческих экспертиз или различных справочников),
2-географические границы рынка.
Для определения конкретного товарного рынка ст.4 закона дает понятие товара – люб.объект гражд.прав, предназначенный к обороту. Под понятие товара подпадает также и понятие работы и услуги, включая финансовые услуги (-это деят-ть финансовых орг-ций, связ.с привлечением и использованием денежных средств ФЛ и ЮЛ).
2. отн, склад.за пределами территории РФ и влияющие на состояние конкуренции на товарных рынках в РФ. Экстерриториальный характер приминения рос.законодат-ва необходимо связывать в наст.время с развитием таможенного союза в соот. с Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции от 9.12.2010 (Белоруссия, Казахстан, РФ).
По субъектам антимонопольного регулирования:
1. хозяйствующие субъекты – это российские и иностр.ЮЛ; некоммерческие орг-ции, осущ.деят-ть, приносящую доход; ИП. Фин.орг-ции также относятся к хоз.субъектам ...специфику праврегулирования в деят-ти финорг-циях в сфере защиты конкуренции.
2. Властные органы: ФОИВ, ОГВ субъектов федерации, ОМС, ЦЦБ РФ и гос.внебюджет.фонды
3. Антимонопольный орган
4. ФЛ: напр. при установлении взаимосвязи для определения группы лиц (ст.9 закона; при осуществлении гос.контроля за эконом.концентрацией)/ понимается как потребитель товара
ФЗ о естесственных монополиях.
По отдельным сферам естесс.монополий как спец.законодат-во примен-ся иные законы: ФЗ о фед.ж\д транспорте РФ и Устав ж\д транспорта, ФЗ об электроэнергетике, ФЗ о почтовой связи и др.
Это отн-я, кот.склад-ся в условиях естесс.монополий.
Естес.моноплия – это состояние товарного рынка, спрос на кот.эффективнее в условиях отсутствия конкуренции исходя из след.обстоятельств и условий:
1. Технологические особенности производства товара естес.монополии (это существенное снижение затрат по мере увеличения производства товара).
Товар естес.монополии не может быть заменен иным товаров. спрос на товары естес.монополий в меньшей степени зависит от цены, чем спрос на иные товары, исходя из этого вводится гос.регулирование цен на товары естес.монополий.
Субъекты
1. Субъекты естес.монополии - это хоз.субъект, кот.осущ-ет произв-во и\или реализацию товаров естес.монополий. сфера естес.монополии по виду товара установлена ст.4 закона.
2. Властные органы.
3. Органы по регулированию деят-ти субъектов естес.монополий.
В наст.время основными органами выступают: федеральная тарифная служба, в сфере электроэнергетики в отн-и части полномочий таким образом выступает антимонопольный орган.
4. Потребитель: ФЛ или ЮЛ, приобретающее товары естес.монополии