ФЗ о естесственных монополиях

Законодательство в сфере защиты конкуренции.

Направления законодательства о защите конкуренции:

1-законодат-во о защите конкуренции на товарных рынках (ФЗ о защите конкуренции от 26.07.2006г. № 135)

2-законодат-во о егулируемых монополиях (ФЗ о естесственных монополиях от 17.08.1995г.)

ФЗ о защите конкуренции.

По сфере отношений:

1. отн, склад.на товарных рынках в РФ. Ст.4 закона дает понятие товарного рынка для цели приминения антимонопольного законодат-ва. Товарный рынок – это сфера обращения товара, не имеющего заменителя либо взаимозаменяемых товаров (в том числе иностранного производства), кот.определяется исходя из экономической, технической и иной возможности и целесообразности покупателя товара приобрести товар на конкретной территории, при отсутствии такой возможности за её пределами. При определении товарного рынка станавливаются:

1-продуктовые границы рынка (группа, набор взаимозаменяемых товаров: такая группа определяется исходя из номенклатуры продукции, нормативно-технической документаци\тех.регламент, ОКВЭД, результаты товароведческих экспертиз или различных справочников),

2-географические границы рынка.

Для определения конкретного товарного рынка ст.4 закона дает понятие товара – люб.объект гражд.прав, предназначенный к обороту. Под понятие товара подпадает также и понятие работы и услуги, включая финансовые услуги (-это деят-ть финансовых орг-ций, связ.с привлечением и использованием денежных средств ФЛ и ЮЛ).

2. отн, склад.за пределами территории РФ и влияющие на состояние конкуренции на товарных рынках в РФ. Экстерриториальный характер приминения рос.законодат-ва необходимо связывать в наст.время с развитием таможенного союза в соот. с Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции от 9.12.2010 (Белоруссия, Казахстан, РФ).

По субъектам антимонопольного регулирования:

1. хозяйствующие субъекты – это российские и иностр.ЮЛ; некоммерческие орг-ции, осущ.деят-ть, приносящую доход; ИП. Фин.орг-ции также относятся к хоз.субъектам ...специфику праврегулирования в деят-ти финорг-циях в сфере защиты конкуренции.

2. Властные органы: ФОИВ, ОГВ субъектов федерации, ОМС, ЦЦБ РФ и гос.внебюджет.фонды

3. Антимонопольный орган

4. ФЛ: напр. при установлении взаимосвязи для определения группы лиц (ст.9 закона; при осуществлении гос.контроля за эконом.концентрацией)/ понимается как потребитель товара

ФЗ о естесственных монополиях.

По отдельным сферам естесс.монополий как спец.законодат-во примен-ся иные законы: ФЗ о фед.ж\д транспорте РФ и Устав ж\д транспорта, ФЗ об электроэнергетике, ФЗ о почтовой связи и др.

Это отн-я, кот.склад-ся в условиях естесс.монополий.

Естес.моноплия – это состояние товарного рынка, спрос на кот.эффективнее в условиях отсутствия конкуренции исходя из след.обстоятельств и условий:

1. Технологические особенности производства товара естес.монополии (это существенное снижение затрат по мере увеличения производства товара).

Товар естес.монополии не может быть заменен иным товаров. спрос на товары естес.монополий в меньшей степени зависит от цены, чем спрос на иные товары, исходя из этого вводится гос.регулирование цен на товары естес.монополий.

Субъекты

1. Субъекты естес.монополии - это хоз.субъект, кот.осущ-ет произв-во и\или реализацию товаров естес.монополий. сфера естес.монополии по виду товара установлена ст.4 закона.

2. Властные органы.

3. Органы по регулированию деят-ти субъектов естес.монополий.

В наст.время основными органами выступают: федеральная тарифная служба, в сфере электроэнергетики в отн-и части полномочий таким образом выступает антимонопольный орган.

4. Потребитель: ФЛ или ЮЛ, приобретающее товары естес.монополии

Наши рекомендации