Глава 7. Организация управленческого учета
7.1. Организационные аспекты управленческого учета.
Создание управленческого учета внутреннее дело организации. Руководители организации самостоятельно решают: как классифицировать затраты, как увязывать их с центрами ответственности, каким образом вести учет фактических, нормативных затратыс.
Форма организации управленческого учета определяется формой собственности, экономическими, юридическими, технико-экономическими, технико-технологическими и другими факторами, а также компетентностью руководителей и их потребностью в той или иной управленческой информации.
Предпосылки организации управленческого учета на предприятии.
Основной предпосылкой организации управленческого учета на предприятии является возможность, в соответствии с положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, принятия самостоятельных решений по вопросам методологии, техники и организации учета.
В положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации отмечено, что организация, осуществляя постановку бухгалтерского учета:
1) самостоятельно устанавливает организационную форму бухгалтерской работы, исходя из
вида предприятия и конкретных условий хозяйствования;
2) определяет в установленном порядке форму и методы бухгалтерского учета;
3) технологию обработки учетной информации;
4) разрабатывает систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля;
5) формирует в установленном порядке свою учетную политику по другим вопросам.
Это положение служит основой для организации управленческого учета на предприятии, позволяет принимать самостоятельные решения по вопросам методологии, техники и организации учета
7.2. Характеристика структуры системы управленческого учета.
Основным фактором создания системы управленческого учета является ее экономическая эффективность, значительное превышение доходов от ее эксплуатации над расходами, связанными с ее созданием и внедрением.
Система управленческого учета–это комплексная информационная система, снабжающая объективными, необходимыми сведениями всех заинтересованных внутренних пользователей информацией. Так, например, менеджеров по продажам – информацией о себестоимости, менеджеров отдела закупок сырья и комплектующих информацией о расходах материалов и комплектующих, генерального директора организации – информацией об отгрузке, движении денежных средств и тыс. п.
Основными элементами системы управленческого учета являются подсистемы: учета затрат, анализа затрат и результатов, принятия управленческих решений.
Основными целями создания подсистем являются:
1) подсистемы учета затрат - учет затрат: по видам, по местам возникновения, по носителям (калькулирование), результатов за период, по носителям.
2) подсистемы анализа затрат и результатов - установление отклонений от плановых по основным составляющим затрат, выявления факторов, влияющих на них, анализа причин отклонений.
3) подсистемы принятия управленческих решений - выработка мероприятий по устранению возникших отклонений, повышения эффективности финансово – хозяйственной деятельности.
Данные управленческого учета запрашиваются внутренними пользователями по мере необходимости: ежедневно, еженедельно, ежемесячно.
Ежедневно формируется и используется информация: отчеты по кассе, банку, по выписанным счетам; отчет о движении денежных средств за день.
Еженедельно формируется и используется информация отчетов: производственного; по реализации; о выполнении бюджета организации.
Ежемесячно формируется и используется информация о: балансе; отчетах и затратах; отчете о прибыли и убытках; отчет о движении денежных средств.
На основе данных этих отчетов оценивается эффективность управления предприятием, качество его деловой активности, прибыльности.
7.3. Основные виды систем управленческого учета.
В зависимости от признака классификации системы управленческого учета могут быть:
● от формы связи управленческой и финансовой бухгалтерии - автономная и интегрированная.
Автономная система управленческого учета предполагает обособленное ведение финансового и управленческого учета, что создает условия для сохранения коммерческой тайны об уровне издержек производства, рентабельности отдельных видов продукции. Такая система учета является замкнутой.
В финансовом учете затраты группируются по экономическим элементам, а в управленческом по статьям калькуляции.
Информация о выручке от реализации продукции отражается как в финансовом, так и в управленческом учете.
Связь между ними осуществляется с помощью парных контрольных счетов одного и того же наименования, которые называются отраженными или зеркальными счетами или счетами-экранами.
Для учета издержек выбраны свободные коды счетов (счеты – экраны): 32,33, 34 и 35.
Финансовая бухгалтерия | Управленческая бухгалтерия. |
Учет затрат: не учитывает место возникновения затрат, занимается только синтетическим учетом издержек, поэтому содержит информацию об общей сумме затрат на производство готовой продукции | Учет затрат: детализирует данную информацию, отражает материальные, трудовые расходы, использованные в основном производстве, общепроизводственные и общехозяйственные. |
Учет доходов: общая сумма доходов. На счете 80 отражается балансовая прибыль, учитывающая помимо прибыли от основной деятельности внереализационные доходы и расходы, прибыль (убытки) от прочих операций. | Учет доходов: отражаются на счете 49 (из плана счетов выбран незанятый код) два финансовых результата производственной деятельности: маржинальный доход (разность между выручкой и переменными затратами) и прибыль (разность между маржинальным доходом и постоянными затратами). В конце периода постоянные издержки, собранные на счете 26 как периодические, списываются на себестоимость реализованной продукции. |
При интегрированной системе учета счета экраны не применяются, используется единая система счетов и бухгалтерских проводок. Выделяются специальные разделы, обобщающие счета управленческого учета. Связь между управленческой и финансовой бухгалтерией осуществляется при помощи контрольных счетов, которыми являются счета расходов и доходов финансовой бухгалтерии. Передача данных из одной системы в другую осуществляется через специально выделенный передаточный счет, который на каждую отчетную дату закрывается, и сальдо не имеет.
Счета управленческого учета, имеющие сальдо, относятся единовременно к управленческому и финансовому учету.
Отечественный бухгалтерский учет - это интегрированная система, организованная в единой системе счетов.
● от полноты включения в себестоимость: система учета полной себестоимости и система «директ-костинг».
Система учета по полной себестоимости предназначена для оценки и анализа всех издержек организации, связанных с производством и реализацией продукции.
Система учета полной себестоимости является традиционной для российских предприятий. В течение отчетного периода по дебету счетов учета затрат на производство (20, 23, 25, 26 и тыс. д.) с кредита счетов учета ресурсов собираются затраты отчетного периода. Затраты при этом подразделяются на: прямые, тыс. е. непосредственно связаны с производством конкретного вида продукции, оказанием услуг (относятся в дебет счетов 20 и 23); накладные (косвенные), тыс. е. связаны с процессами организации, обслуживания и управления (относятся в дебет собирательно – распределительных счетов 25 и 26). Расходы, собранные на счетах 25 и 26, подлежат списанию в конце периода в дебет счета 20 или 23 с одновременным их распределением между объектами калькулирования, пропорционально выбранной базе распределения. Счета 25 и 26 закрываются.
Система учета «директ-костинг» предназначена для планирования и анализа переменных затрат, остальные виды затрат списываются на финансовые результаты за отчетный период.
Система «директ – костинг» позволяет снизить трудоемкость, упростить учетыс.
Все затраты за отчетный период разделяются на прямые производственные, связанные с производственным процессом (собираются по дебету счетов 20 и23) и косвенные производственные (собираются по дебету счета 25 с кредита счетов учета производственных и финансовых ресурсов), а также периодические, связанные с продолжительностью отчетного периода (собираются на счете 26). В конце отчетного периода периодические затраты списываются непосредственно на уменьшение выручки от реализации продукции (дебет счета 90 «Продажи», кредит счета 26).
● от оперативности учета затрат: система учета фактических затрат и система «стандарт-кост».
Система учета фактической себестоимости предусматривает оценку затрат организации по фактическим показателям (количеству и цене), является традиционной и распространенной на отечественных предприятиях.
Система «Стандарт – кост» - это система управленческого учета, направленная на регулирование прямых затрат производства путем составления до начало производства стандартных калькуляций, учета фактических затрат и анализа выявленных отклонений от стандартов. Она создается, если предприятие организует текущий учет готовой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг по плановой или нормативной себестоимости.
В течение отчетного периода делаются записи по кредиту счета 40 «Выпуск продукции» и дебету счета 43 «Готовая продукция», если выпускается продукция, или по дебету счета 90 «Продажи», если выполняются работы или оказываются услуги по нормативной либо плановой себестоимости.
В конце отчетного периода после определения объема незавершенного производства исчисляется фактическая себестоимость сданной на склад готовой продукции или выполненных работ, которая отражается по дебету счета 40 «Выпуск продукции» и кредиту счета 20 «Основное производство» или 23 »Вспомогательное производство».
По дебету счета 40 «Выпуск продукции фиксируется объем продукции по фактической себестоимости, а по кредиту этого же счета по нормативной себестоимости. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов счета 40 выявляет отклонение фактической себестоимости от нормативной, которые списываются со счета 40 в дебет счета 90 «Продажи» дополнительной либо сторнировочной записью в зависимости от характера отклонений.
В международной практике ни одна из перечисленных систем не применяется в чистом виде, имеет место интеграция различных управленческих систем, например, сочетание систем «стандарт-кост» и «директ-костинг».
7.4. Основные факторы, влияющие на выбор системы управленческого учета.
На выборсистемы управленческого учета влияют группы факторов:экономические, юридические, организационные, технико-экономические, компетентность руководителя, потребность руководителя в той или иной управленческой информации и тыс.п.
Выбор системы управленческого учета зависит также от отраслевой принадлежности, размера, применяемой технологии производства, ассортимента продукции и тыс.п.
Организация такой системы внутреннее дело предприятия, определяется исходя из целей и задач управления предприятием.
7.5. Система учета «Стандарт-кост».
«Стандарт»- количество материальных и трудовых затрат необходимых для производства единицы продукции, «кост» - денежное выражение производственных затрат на изготовление единицы продукции. Смысл системы «стандарт кост» заключается в том, что в учет вносится то, что должно произойти, а не то, что произошло. Это определяет и отличие от нормативного метода учета затрат, в котором нормативные затраты определяются на основе прошлого опыта, в то время как стандартные затраты основаны на прогнозе будущего.
Стандарт-кост это система управленческого учета, направленная на регулирование прямых затрат производства путем составления до начало производства стандартных калькуляций и учета фактических затрат и анализа выявленных отклонений от стандартов.
«Стандарт»- количество материальных и трудовых затрат необходимых для производства единицы продукции, »кост» - денежное выражение производственных затрат на изготовление единицы продукции.
Система «стандарт-кост» – это средство управления прямыми затратами. Основная задача этой системы - учет потерь и отклонений в прибыли организации.
Особенности этой системы: информационной базой для анализа отклонений от стандартов являются бухгалтерские записи на специальных синтетических счетах. На их основе анализируются отклонения по составляющим прямых затрат, определяется насколько существенны эти отклонения.
Система «Стандарт-кост» позволяет:
1) Выявлять потери, снижающие прибыль предприятия.
2) Прогнозировать затраты на будущее.
3) Минимизировать учетную работу, связанную с калькулированием.
4) Предоставлять менеджерам предприятия объективную информацию о себестоимости производства, что позволяет более рационально планировать цену на продукцию и объем продаж.
На Западе получили распространение следующие ее варианты:
Система «стандарт-кост» по нормативной стоимости.
Сущность этой системы:
1) все операции, связанные с изготовлением изделия, нумеруются;
2) определяется перечень сдельных и повременных работ, приходящихся на данное изделие;
3) расходы на повременные работы определяются умножением стандартного времени, необходимого для выполнения данной операции, на стандартную часовую ставку;
4) расходы на материалы определяются путем произведения стандартной цены (используют, как правило, рыночные цены) на стандартный расход;
5) ставка распределения косвенных расходов может быть определена несколькими методами: пропорционально основной заработной плате производственных рабочих; ставки, установленной для каждого станка цеха; ставки, установленной для каждого цеха; общей ставки. Накладные расходы включаются с помощью выбранной ставки в стандартную себестоимость;
6) Затраты собираются на дебете счета «Производство» и оцениваются по стандартной стоимости;
7) Готовая продукция списывается с кредита этого же счета также по стандартной стоимости;
8) Незавершенное производство оценивается по стандартной стоимости.
9) Расчет отклонений должен сопровождаться выявлением причин неблагоприятных отклонений, с тем, чтобы выявить, руководители каких центров ответственности работают не эффективно, принять соответствующие меры по устранению недостатков. Отклонения учитываются отдельно и списываются на счет «Реализация продукции (работ, услуг)»
Система «стандарт-кост» по фактической стоимости.
Сущность это системы:
Затраты собираются на дебете счета «Производство» и оцениваются по фактической стоимости; готовая продукция списывается с кредита этого же счета по стандартной стоимости; незавершенное производство оценивается по стандартной стоимости с учетом отклонений от фактических затрат в ту или иную сторону. Отклонения списываются на счет «Реализация продукции (работ, услуг)».
7.6. Система учета по полной себестоимости.
Система учета по полной себестоимости предназначена для оценки и анализа всех издержек предприятия, связанных с производством и реализацией продукции: прямые материальные затраты, прямые трудовые затраты, косвенные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные).
При учете по полной себестоимости в себестоимость продукции включаются все издержки предприятия.
Прямые материальные затраты включают в себя фактическую себестоимость основных материалов, израсходованных на производство. Списание материалов в производство оформляется записью: дебет счета 20 «Основное производство», кредит счета 10 «Материалы».
Прямые затраты на оплату труда оформляются записью:
при начислении заработной платы основным производственным рабочим с соответствующими начислениями на нее делается запись: дебет счета 20 «Основное производство», кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», кредит счета 69 »Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
В течение отчетного периода общепроизводственные и общехозяйственные расходы накапливаются по дебету счетов: 25 и 26 «Общепроизводственные расходы», «Общехозяйственные расходы». В конце отчетного периода такие расходы включаются в себестоимость конкретного вида продукции пропорционально определенной базе распределения (в качестве такой базы могут быть: заработная плата основных производственных рабочих, сумма прямых затрат, площадь помещения и тыс.п.). Распределение косвенных расходов оформляется записью: дебет счета 20 «Основное производство», кредит счетов 25 «Общепроизводственные расходы»,26 «Общехозяйственные расходы».
Учет по полной себестоимости имеет важное значение при определении финансового результата предприятия, исчисления налоговых платежей, для оценки перспектив в развитии производства.
Основные достоинства данной системы:
1) соответствие действующим в России нормативным актам по финансовому учету и налогообложению;
2) корректировка оценки стоимости запасов незавершенной и готовой продукции.
Основные недостатки системы:
1) включение в себестоимость продукции затрат, не связанных непосредственно с ее производством (в результате этого происходит показателей рентабельности отдельных видов продукции);
2) утрата объектами калькуляции индивидуальности из-за использования общих баз распределения при распределении косвенных расходов;
3) невозможность проведения анализа, контроля и планирования затрат, так как не учитывается характер затрат в зависимости от объема производства.
7.7. Система учета по неполной, ограниченной себестоимости («Директ-костинг»)
Система учета по неполной себестоимости предусматривает учет не всех затрат, полнота включения затрат в себестоимость может быть разная. Так, например, включаются только прямые затраты, тыс.е. непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг), а другие виды издержек не включаются в калькуляцию, а возмещаются общей суммой из выручки. Примером такой системы является система «директ – костинг». Данная система является новой для отечественной учетной политики.
Сущность системы « Директ-костинг»:
1) Система предусматривает разделение всех затрат за отчетный период на постоянные и переменные;
2) Общепроизводственные затраты разделяются на переменные и постоянные;
3) Себестоимость учитывается и планируется только в части переменных затрат; остальные виды затрат (постоянные затраты) списываются периодически на финансовые результаты за отчетный период.
4) Запасы остатков готовой продукции на складах и незавершенное производство оцениваются по переменным расходам.
5) При учете сокращенной себестоимости постоянные общепроизводственные и общехозяйственные расходы в расчетах не участвуют, они полностью включаются в себестоимость реализованной продукции общей суммой без подразделения на виды продукции.
Отличие от калькулирования по полной себестоимости.
Принципиальное отличие системы «директ – костинг» от калькулирования полной себестоимости состоит в отношении к постоянным общепроизводственным расходам. При калькулировании полной себестоимости постоянные общепроизводственные расходы участвуют в расчетах, при калькулировании по переменным издержкам они из расчетов исключаются. Общехозяйственные расходы также исключаются из калькулирования. Они включаются в себестоимость реализованной продукции общей суммой без подразделения на виды изделий, в конце отчетного периода они списываются на уменьшение выручки от реализации продукции.
В соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета метод «директ – костинг» не используется для составления внешней отчетности и расчетов налогов. Он применяется во внутреннем учете для проведения технико–экономического анализа и для принятия оперативных управленческих решений.
Отражение операций на бухгалтерских счетах в условиях системы «директ-костинг».
Прямые производственные затраты собираются по дебету счета 20 «Основное производство» (счета 23 «Вспомогательное производство») с кредита счетов 10 «Материалы», счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
Переменная часть общепроизводственных расходов также включается в затраты основного производства: дебет счета 20 «Основное производство», кредит счета 25 «Общепроизводственные расходы» (субсчет 25 –1 «Общепроизводственные переменные расходы»).
Постоянные часть общепроизводственных расходов вместе с коммерческими и общехозяйственными расходами списывается на уменьшение выручки: дебет счета 46 «Продажи» кредит счетов: 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» (субсчета соответственно 25-2, 26-2)
При системе «директ-костинг» отчет о доходах характеризуется такими показателями как:
● маржинальный доход (разность между выручкой от реализации и переменными затратами на производство продукции);
● операционная прибыль (разность между маржинальным доходом и постоянными затратами).
В соответствии с международными бухгалтерскими стандартами система «директ-костинг» не используется для составления внешней отчетности и расчетов налогов.
Практическое значение системы «директ – костинг»:
1. Позволяет оперативно изучать взаимосвязь между объемом производства, затратами и ценой на единицу продукции, прогнозировать поведение себестоимости или отдельных видов затрат при изменении деловой активности предприятия;
2. Позволяет определять нижнюю границу цены продукции;
3. Существенно упрощает нормирование, планирование, учет и контроль затрат, позволяет отдельные виды затрат делать более контролируемыми.
4. Исключается трудоемкая работа по распределению косвенных затрат;
5. Имеется возможность определить критический объем производства и реализации (при котором прибыль равна нулю), а также определить запас финансовой прочности предприятия (разность между фактической и критической выручкой от реализации продукции);
6. Осуществлять контроль над постоянными затратами.
Недостатки:
1. Себестоимость запасов незавершенной и готовой продукции оказывается заниженной;
2. Отсутствует расчет полной себестоимости продукции, необходимый согласно действующему налоговому законодательству.
3. Сложность в разделении затрат на переменные и постоянные.
7.8. Система учета фактической себестоимости.
Эта система является традиционной и распространенной на отечественных предприятиях. Она позволяет последовательно накапливать данные о фактически произведенных издержках без отражения в учете данных об их величине по действующим нормам.
Учет фактических затрат на производство ведется в соответствии со следующими основными принципами:
· полное отражение первичных затрат на производство в системе счетов бухгалтерского учета;
· учетная регистрация затрат в момент возникновения в процессе производства;
· локализация затрат по видам производств, характеру расходов, местам возникновения, объектам учета, носителям затрат;
· отнесение фактических затрат на объекты их учета и калькулирования;
· сравнение фактических показателей с плановыми показателями.
Величина фактических затрат отчетного периода определяется путем умножения фактического количества использованных ресурсов на фактическую цену использования ресурсов, таким образом определяется фактическая себестоимость.
Недостатки системы:
1) Результаты учет себестоимости не могут быть использованы для устранения причин потерь;
2) Данные о себестоимости продукции предоставляются после отчетного периода, в который была произведена продукция, это не позволяет своевременно разработать мероприятия по устранению непроизводственных потерь труда и материалов;
3) Отсутствие нормативов для контроля количества использованных ресурсов и их цен не позволяет провести анализ причин отклонений;
4) Не создает предпосылок для четкого выявления основных факторов производства;
Все это исключает возможность оперативного контроля за использованием ресурсов, выявления и устранения причин перерасхода и недостатков в организации производства, выявления внутренних производственных резервов. Это ограничивает использование данного варианта учета для принятия управленческих решений, осуществления оперативного внутрихозяйственного бухгалтерского контроля.
7.9. Система управления денежными потоками предприятия и оценки финансовых результатов.
В системе управления предприятием важную роль играет система управления денежными потоками. Денежный поток отражает движение денежных средств, которые получены и выплачены предприятием за определенный период, эти средства не учитываются при расчете прибыли. К ним относятся: амортизация, капитальные расходы, налоги; штрафы, долговые выплаты, заемные и авансированные средства.
В условиях инфляции и кризиса неплатежей управление денежными потоками является наиболее актуальной задачей в управлении финансами.
Система управления денежными потоками должна охватывать основные аспекты управления деятельности предприятия(управление внеоборотными активами, товарно-материальными запасами, дебиторской задолженностью, кредиторской задолженностью, кредиты банка, собственным капиталом).
Основные составляющие системы:
-учет движения денежных средств;
-анализ потоков денежных средств;
-составление бюджета денежных средств
Основная задача учета движения денежных средств - выявление причин недостатка (избытка) денежных средств, определение источников их поступлений и направлений использования.
Данная система предусматривает анализ движения денежных средств на основе отчетной формы № 4 »Отчет о движении денежных средств». Это позволяет не только проконтролировать текущую платежеспособность, но и принимать оперативные решения по управлению денежными потоками, выявлять причины изменения между финансовыми результатами и денежными средствами.
При анализе денежных потоков необходимо дать оценку структуры притока и оттока денежных средств по всем видам деятельности: основной, инвестиционной, финансовой. Так как основная деятельность предприятия является главным источником прибыли, то, очевидно, что основная деятельность должна быть и основным источником денежных средств. Инвестиционная деятельность, как правило, связана с временным оттоком денежных ресурсов. Финансовая деятельность должна способствовать увеличению денежных средств на предприятии для финансового обеспечения основной и инвестиционной деятельности.
Для определения потоков денежных средств используют прямой и косвенный методы.
Прямой метод основан на анализе движения денежных средств по счетам предприятия и позволяет проанализировать основные источники притока и направления оттока денежных средств, выявить структуру денежных потоков по каждому виду деятельности, установить взаимосвязь между реализацией и денежной выручкой за отчетный период, определить достаточность средств для платежей по текущим обязательствам. Форма построения отчета прямым методом, которая позволяет учитывать счета предприятия, представлена в таблице
Косвенный метод основан на анализе статей баланса и отчета об финансовых результатах, позволяет показать взаимосвязь между разными видами деятельности предприятия, установить взаимосвязь между чистой прибылью и изменениями в активах предприятия за отчетный период.
Отчет о движении денежных средств предприятия (прямой метод)
Наименование операций по счетам | Счета | Всего | |||
Прочие | |||||
1. Остаток денежных средств на начало периода | |||||
2. Денежные средства по основной деятельности | |||||
2.1. Поступления | |||||
Выручка от реализации продукции, работ и услуг (62) | |||||
Авансы, полученные от покупателей (64) | |||||
Расчеты с подотчетными лицами (71) | |||||
Прочие поступления (67, 68, 69, 70, 80, 81) | |||||
2.2. Расход | |||||
Оплата за сырье и материалы (60) | |||||
Заработная плата рабочих и служащих (70) | |||||
Отчисления в бюджет и внебюджетные фонды (67, 68) | |||||
Прочие расходы (20,23, 25, 26, 71, 80, 81) | |||||
3. Денежные средства по инвестиционной деятельности | |||||
3.1. Поступления | |||||
Реализация долгосрочных активов (08, 47, 48) | |||||
3.2. Расход | |||||
Долгосрочные вложения и инвестиции (04, 06, 08, 58) | |||||
4. Денежные средства по финансовой деятельности | |||||
4.1.Поступления | |||||
Поступление кредитов и займов (90, 92, 94 95) | |||||
Эмиссия акций (75) | |||||
4.2. Расход | |||||
Возврат кредитов и займов (90, 92, 94, 95) | |||||
Выкуп акций (75) | |||||
5. Совокупный денежный поток по всем видам | |||||
6. Остаток денежных средств на конец периода |
При использовании косвенного метода движения денежных средств учитываются основные особенности по каждому виду деятельности, перечисленные в следующей таблице.
Вид деятельности (основные статьи баланса, используемые для характеристики деятельности) | Влияние на денежный поток |
1. Основная деятельность | |
Чистая прибыль (прибыль отчетного периода за вычетом налога на прибыль) | Увеличение чистой прибыли вызывает увеличение денежных средств |
Вид деятельности (основные статьи баланса, используемые для характеристики деятельности) | Влияние на денежный поток |
Амортизационные отчисления | Амортизационные отчисления не вызывают оттока денежных средств, они прибавляются к сумме чистой прибыли. |
Текущие активы | Увеличение основных составляющих текущих активов: запасов и дебиторской задолженности приводит к уменьшению денежных средств. |
Текущие обязательства | Увеличение кредиторской задолженности и прочих текущих обязательств приводит к увеличению денежных средств за счет отсрочки оплаты от кредиторов, получения авансов от покупателей. |
2. Инвестиционная деятельность | |
Вложение в долгосрочные активы: основные средства, незавершенные капитальные вложения, прочие внеоборотные активы | Увеличение суммы долгосрочных активов приводит к уменьшению денежных средств за счет инвестирования в активы долгосрочного использования. |
Продажа долгосрочных активов | Реализация долгосрочных активов приводит к увеличению денежных средств |
3. Финансовая деятельность | |
Долгосрочные и краткосрочные кредиты | Увеличение задолженности по этим статьям пассива приводит к увеличению денежных средств за счет привлечения кредитов |
Уставный капитал | Увеличение собственного капитала за счет размещения дополнительных акций приводит к увеличению денежных средств. |
Целевые поступления | Увеличение целевых поступлений приводит к увеличению денежных средств |
Прибыль отчетного периода | Выкуп акций и выплата дивидендов приводит к уменьшению денежных средств |
При косвенном методе финансовый результат преобразуется с помощью ряда корректировок в величину изменения денежных средств за период.
Корректировка производится поэтапно.
На первом этапе устанавливается соответствие между финансовым результатом и собственным оборотным капиталом, Для этого устраняют влияние на финансовый результат операции начисления износа и операций, связанных с выбытием объектов долгосрочных активов. При начислении износа доля амортизационных отчислений относится на себестоимость продукции. Поскольку уменьшение прибыли в результате этого не ведет к сокращению денежных средств, то для получения реальной величины денежных средств суммы начисленного износа (оборот по кредиту счетов 02,05,13) должны быть добавлены к нераспределенной прибыли. Выбытие основных средств и других внеоборотных активов вызывает убыток в размере их остаточной стоимости, который фиксируется на счетах 47 и 48 и затем списывается на уменьшение финансового результата в дебет счета 91,99 «Прибыли и убытки». На величину денежных средств эта операция не оказывает влияния, поскольку отток средств был значительно раньше - в момент приобретения этих активов. Следовательно, сумма убытка в размере недоамортизированной стоимости должна быть добавлена к величине прибыли.
На втором этапе корректировки устанавливается соответствие изменений собственного оборотного капитала и денежных средств, выявляется изменение по каждой статье оборотного капитала и как это изменение отражается на состоянии денежных средств. С этой целью по каждому активному счету (например, счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками») рассчитывается величина оборота по кредиту:
ОК=ОД + Сн - Ск,
где ОК, ОД - обороты по дебиту и кредиту счета, Сн, Ск-сальдо на начало и конец периода.
Если Ск > Сн, то сумму прибыли надо уменьшить на величину (Ск - Сн).
Соответственно по каждому пассивному счету (например, счет 02 «Амортизация основных средств»), если Ск > Сн, то величина прибыли увеличивается на эту сумму (Ск-Сн), реальный отток будет меньше на разницу (Ск-Сн).
Такие корректировки проводятся по всем видам деятельности, несмотря на то, что это достаточно трудоемкий процесс, такие корректировочные таблицы содержат ценную управленческую информацию. С их помощью можно контролировать текущую платежеспособность, оценивать возможность дополнительных инвестиций.
Для оценки финансового состояния предприятия используется ликвидный денежный поток, который характеризует изменение в чистой кредитной позиции предприятия (разность между суммой кредитов, полученных предприятием и величиной денежных средств) в течение отчетного периода.
Для расчета ликвидного денежного потока необходимо использовать формулу:
ЛДП=(ДКк + ККк - ДСк) - (ДКн + ККн - ДСн),
где ЛДП-ликвидный денежный поток, ДКк, ДКн-долгосрочные кредиты на конец и начало периода, ККн, ККк-краткосрочные кредиты на начало и конец периода, ДСн, ДСк-денежные средства на начало и конец периода.
Анализ и оценка движения денежных потоков позволяет получить ответы на следующие вопросы:
1. В каком объеме, и из каких источников получены денежные средства, и какие основные направления их расходования.
2. Способно ли предприятие в результате текущей деятельности обеспечить превышение поступлений денежных средств над платежами и насколько стабильно такое превышение.
3. В состоянии ли предприятие расплатиться по своим текущим обязательствам.
4. Достаточно ли полученной прибыли для удовлетворения его текущей потребности в деньгах.
5. Достаточно ли собственных средств для осуществления инвестиционной деятельности.
6. Чем объясняется разница между величиной полученной прибыли и объемом денежных средств.