Дивидендная политика компании

Дивидендная политика – это составная часть общей политики управления прибылью не только акционерного общества, но и предприятий других организационно-правовых форм; только вместо терминов «дивиденд» будут употребляться «пай», «вклад», «прибыль на вклад», механизм же выплаты доходов собственникам тот же.

Выбор дивидендной политики имеет важнейшее значение для компании, так как оказывает влияние на следующие показатели:

- рыночную стоимость компании;

- благосостояние вкладчиков;

- перспективу развития компании;

- престижность компании на рынке недвижимости;

- инвестиционную привлекательность.

Чистая прибыль любого компании делится на 2 части – одна из них выплачивается в виде дивидендов, другая – реинвестируется в активы, то есть направляется на развитие.

Но с другой стороны малые дивиденды на акцию, во-первых, не способствуют привлечению дополнительных акционеров; во-вторых, «сигнализируют» о том, что у компании дела пошли «на спад»; в-третьих, снижают рыночную цену компании.

Стоимость акции обычно начисляют на основе модели Гордона.

Дивидендная политика компании - student2.ru ,

где Дивидендная политика компании - student2.ru - ожидаемый дивиденд очередного периода;

Дивидендная политика компании - student2.ru - приемлемая доходность (норма дисконта);

Дивидендная политика компании - student2.ru - ожидаемый темп прироста дивиденда.

Согласно данной формуле, чем выше дивиденд и темп его прироста, тем выше рыночная стоимость акции, а, следовательно, компании.

Цель дивидендной политики заключается в установлении оптимальных пропорций между прибылью, потребляемой (направляемой на выплату дивидендов) и капитализируемой (направляемой на развитие).

Таблица 7.2

Типы дивидендной политики

Тип политики Преимущества Недостатки
1. Начисление дивидендов по остаточному принципу 1. Обеспечение максимально возможных темпов роста фирмы и требуемого уровня финанси­рования за счет внутренних источников 1. Нестабильность и неопределенность будущих дивидендов. 2. Негативный фактор для потенциальных инвесторов и рынка
2. Поддержание целевого норматива коэффициента дивидендных выплат PR 1. Стабильный уровень дивидендов. 2. Четко определенная и предсказуемая дивидендная политика для инвесторов 1. Снижает возможность и темп роста фирмы за счет внутренних источников. 2. Необходимость привлечения внешних источников финансирования в случае благоприятных инвестиционных возможностей. 3. Необходимость снижать уровень выплат при неблагоприятных условиях
3. Гарантированный минимум + дополни­тельные (экстра) дивиденды 1. Возможность гибко увеличивать дивиденды при росте прибыли и не сокращать их при ее снижении. 2. Поощряет заинтересо­ванность менеджмента и акционеров в повышении прибыльности компании. 3. Определяя экстра-выплаты как возможные, менеджмент сигнализирует о том, что они не являются постоянными 1. Необходимость зарабатывать некоторый минимум прибыли для выплаты гарантированных дивидендов. 2. Негативная реакция инвесторов и рынка в случае изменения дивидендной политики
4. Постоянное значение дивиденда на акцию 1. Прогнозируемый денежный поток для инвесторов. 2. Удобство планирования движения денежных средств для компании 1. Невыплата дивиденда при отсутствии или недостаточности прибыли. 2. Недополучение дохода инвесторами в случае роста прибыли

Наши рекомендации