Микросреда включает определенные элементы

Организации — хозяйствующие субъекты (по­ставщики всех видов ресурсов, необходимых для производства продукции и (или) услуг, организации- конкуренты, посредники, клиентура или потребители продукции и (или) услуг, контактные аудитории).

Клиентура, или потребители, — это один из основных элементов микросреды, который, в свою очередь, состоит из пяти типов рынков: потребитель­ского рынка (это отдельные лица или семьи); рынка производителей (это организации, приобретающие товары и услуги для их использования в процессе производства); рынка промежуточных продавцов (это организации, приобретающие товары и услуги для последующей перепродажи), рынка государ­ственных учреждений (это государственные органи­зации в виде государственных унитарных предприя­тий); международного рынка (это зарубежные покупатели).

Контактные аудитории — это различные груп­пы граждан, которые проявляют интерес к продукции организации, ее деятельности и тем самым оказы­вают влияние на способность организации достигать поставленных целей на конкретных рынках.

8. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Организация является результатом взаимодей­ствия комплекса факторов. При этом внутренняя среда организации с точки зрения информации и управления включает в себя следующие системные элементы.

Блок «Вход» — это комплекс экзогенных управ­ляемых и неуправляемых переменных, с помощью которых описывается состояние элементов внешней макросреды во взаимосвязи с составными элемен­тами микросреды. На вход системы через контур об­ратной связи подаются и эндогенные (внутренние) переменные, которые характеризуют состояние вы­полнения планов, разработанных на определенный плановый период.

Блок «Обработка данных» является комплек­сом элементов, который включает аппарат управле­ния, организационные структуры управления, функ­ции управления; методы управления. Сюда также входят экономико-математические методы и моде­ли управления, теоретические основы управления, все виды ресурсов, которыми обладает система управления, включая электронно-вычислительную технику, базы данных, локальные и территориальные, а также глобальные вычислительные сети.

Блок «Выход» — это миссия организации, глав­ная стратегическая цель деятельности, совокупность целей, классифицируемых по различным признакам, программы, планы, конкретные мероприятия, а так­же критерии достижения целей и текущие управляю­щие воздействия в виде приказов, распоряжений, указаний, команд._

Данный блок содержит результа­ты управленческой деятельности, которые в форме внутреннего информационного потока поступают к объектам управления и в виде внешнего выходного потока — во внешнюю среду.

Блок «Контроль» предполагает осуществление двух функций управления: непосредственного конт­роля и регулирования. Контроль представляет собой средство принуждения и приведения протекающих процессов в заранее заданные (запланированные) количественные и качественные границы, Контроль одновременно выполняет функцию регулирования, т.е. поддерживает заранее определенные соотноше­ния (нормированные, запланированные) на входе, выходе и между ними.

Блок «Обратная связь» включает объекты управления, представленные в форме разнообразных процессов, которые называются еще сферами управленческой деятельности. В рамках данного бло­ка на вход представляется информация о состоянии процесса.

В теории управления также в качестве факторов внешней среды выделяют следующие элементы.

Цель — конечные состояния или желаемый резуль­тат, к которому стремится организационная система, выраженные в количественных и качественных харак­теристиках. В каждой организации существует комп­лекс целей.

Задача — это предписанная работа, серия работ или часть работы, которую следует выполнить с необ­ходимым уровнем качества в заранее оговорен­ные сроки. Задачи организации формируются на раз­личных уровнях и сферах управления.

Организационная структура это логическое взаимоотношение уровней управления и функцио­нальных областей, которое построено в такой фор­ме, что позволяет наиболее эффективно достигать поставленных целей, согласовывая действия всех элементов системы.

Технология —- это способ (совокупность спосо­бов) преобразования различных ресурсов, поступаю ­щих из внешней среды в результате деятельности организации, в готовую продукцию организации. Эф­фективность технологии во многом определяет кон­курентоспособность организации.

Ресурсы — это то, что используется на входе для изготовления продукции, достижения поставленных целей (материальные ресурсы, информация, энер­гия, финансы и люди).

* Знание состояния внутренней среды позволяет вырабатывать эффективные стратегии функциониро­вания и развития организации.

9. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАВИСИМОСТЕЙ

В теории организации понятие зависимости ши­роко используется при описании социальных, хозяй­ственных и производственных систем.

Зависимость представляет собой объективный характер взаимосвязи между элементами входа и вы­хода, который поддается осмыслению. Зависимости в организационных и социальных системах выявляются путем наблюдений и обработки статистических данных. Между зависимостью, законом и закономерностью су­ществует связь, Зависимости являются первоосновой для формулирования нового закона. На основе установ­ленного закона могут быть сформированы новью зако­номерности . В свою очередь, сами законы и закономер­ности могут способствовать формированию новых зависимостей. В организациях руководители могут под­сознательно вести работу по накапливанию различных зависимостей. При этом они собирают информацию о наиболее эффективных зависимостях. Это позволяет существенно экономить время на разработку и реали­зацию решений, а также уменьшать риск невыполнения заданий.

Все известные зависимости могут быть раз­делены на следующие группы:

1). объективные зависимости — зависимости, ко­торые вырабатываются независимо от воли и созна­ния людей, Они являются результатом законов и закономерностей развития природы и общества. В отношении объективных зависимостей принято применять характеристики пассивности и активно­сти. Так, при активном режиме работники организа­ции, имея представление о неотвратимости дей­ствия какой-либо зависимости, будут всегда ее учитывать и использовать в своих интересах. При пассивном режиме зависимость в организа­ции будет действовать сама по себе. Такая зависи­мость может быть как полезной, так и губительной для той или иной организации, процесса, конкрет­ных людей. Зависимости такого рода могут быть уни­версальными и специфическими. Универсальные зависимости распространяются на все мировые процессы (социальные, биологические и технические). Специфические зависимости свойственны социальной системе (это отношения людей, компа­ний, стран и т.д.);

2). субъективные зависимости — это зависимо­сти, вырабатывающиеся руководителями или спе­циалистами для достижения корпоративных целей на какой-либо ограниченный период времени. Характер субъективности таких зависимостей приводит к тому, что они в дальнейшем могут оказаться абсолютно неэффективными и могут быть вредными;

3). формальные зависимости — это зависимости, узаконенные, утвержденные или установленные специальными органами управления, определяю­щими характер управленческих или производ­ственных процессов;

4). неформальные зависимости — зависимости, которые принимаются и реализуются в условиях самоуправления или самоорганизации граждан. Они опосредуют групповые интересы и устанавли­вают наиболее благоприятный уровень отношений;

5). общие зависимости — это зависимости, отра­жающие связь параметров, которые распростра­няются на большую часть организационных отно­шений людей;

6). частные зависимости — это зависимости, ха­рактеризующие связь параметров отношений не­большой группы людей. Доказано, что частные зависимости подвержены изменениям чаще, чем общие;

7). кратковременные зависимости — это зави­симости, которые формируются в пределах пе­риода деятельности того или иного органа управ­ления. Такие зависимости обычно являются субъективными;

8). долговременные зависимости — это зависи­мости, которые отражают базисные, основопола­гающие зависимости.

Также в составе классифицируемых зависимо­стей известны такие их группы, как моральные, амо­ральные, различающиеся отношением к организа­ционным нормам поведения, детерминированные и вероятностные, различие которых определяется возможностью предусмотрения изменений их па­раметров.

10. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЗАВИСИМОСТИ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ЗАКОНА

Закон вообще представляет собой общеприня­тое правило, признанное обязательным для испол­нения.

Зависимость представляет собой объективный характер взаимосвязи между входными и выходны­ми элементами входа и выхода, который поддается осмыслению.

Зависимости выявляются путем наблюдений и об­работки статистических данных. Между зависимостью, законом и закономерностью существует связь, Зави­симости являются первоосновой для формулирования нового закона. На основе установленного закона могут быть сформированы новые закономерности. В свою очередь, сами законы и закономерности могут способ­ствовать формированию новых зависимостей.

Существуют определенные условия, необ­ходимые для перехода зависимости в закон.

Первая группа условий. Вообще, законы име­ют два основных вида: объективный и субъективный. Закон — это прежде всего связь между элемента­ми, которая имеет необходимый, существенный, устойчивый и повторяющийся характер. Объективные законы отражают связь элементов в системе орга­низационных отношений. Они носят название «за­коны организации» (закон самосохранения, закон развития и др.). Субъективные законы объясняют организационные отношения и называются «зако­ны для организаций». Закон представляет собой ди­намику функционирования организации. В свою оче­редь, положение, статья, данные таблицы -— все это статика.

Вторая группа условий. С целью выявления наи­более устойчивых, необходимых и исторически прием­лемых зависимостей они должны иметь параметры следующего вида: для объективных законов — объек­тивные, формальные и неформальные, общие, долго­временные, моральные и детерминированные; для субъективных законов — субъективные, формальные, общие, кратковременные и долговременные, мораль­ные, детерминированные.

Третья группа условий. Чтобы принять статус закона, зависимость должна удовлетворять следую­щим требованиям: быть зафиксированной в законо­дательных документах (Конституции, законодатель­ных актах, уставах и т.д.); иметь статус общепринятой нормы для сравнительно большой группы людей и организаций (подобные нормы зафиксированы в Библии, Коране, Талмуде, меморандумах международных общественных организаций и т.д.); быть признанной авторитетными учеными (синергия, про­порциональность и композиция и т.д.), В организа­циях руководители могут целенаправленно вести ра­боту по накапливанию различных зависимостей. Как правило, они собирают информацию о наиболее эф­фективных зависимостях. Подобный банк зависи­мостей позволяет существенно экономить время на разработку и реализацию решений, а также умень­шить риск невыполнения заданий. Зависимости изучаются в рамках системы управления в хозяй­ственных организациях. Задачи по изучению зависи­мостей ставятся на всех уровнях управления. Во всех блоках аналитических работ в организациях присут­ствуют критерии идентификации зависимостей: зави­симость изменения спроса от цены, зависимость производительности труда от уровня оплаты труда, зависимость инвестиционной активности от уровня налогообложения, зависимость количества брака продукции от качества сырья, зависимость эффек­тивного поведения персонала от системы применяе­мых стимулов, зависимость сроков реализации проектов от величины ресурсов и т.д.

Следовательно, закономерность является частью закона. В теории организации отсутствует необходимость математически точно описывать за­кон сложными зависимостями. Достаточно, выбрав интересующую область его действия, использовать простые аппроксимации в виде прямых линий, пара­бол и т.д. Далее каждая из представленных законо­мерностей может использоваться самостоятельно.

11. ЗАКОН СИНЕРГИИ

Синергия — это совместное и однородное функ­ционирование элементов системы.

Закон синергии. В любой организации возмож­ны как прирост энергии, так и снижение общего энер­гетического ресурса по сравнению с простой суммой энергетических возможностей входящих в нее элементов.

Благодаря закону синергии социальная организа­ция имеет существенное отличие от объектов ма­териального мира. Это отличие состоит в том, что во всех естественных системах действует закон сохра­нения и превращения энергии, в соответствии с ко­торым в любой замкнутой системе при любых ее из­менениях количество энергии остается постоянным. Закон же синергии предполагает, что в социальных системах энергия может изменяться. Данное обстоя­тельство объясняется тем, что в социальных орга­низациях в качестве энергетического ресурса рас­сматриваются не только материальные ресурсы, но и социально-психологические ресурсы кoллeктивa, величина которых характеризуется интеллектуальной и эмоциональной энергией, уровнем профессиональ­ной подготовки каждого члена организации, а также степенью взаимодействия членов коллектива в реа­лизации общей цели организации.

Синергетический эффект. В социальных орга­низациях энергетический потенциал может быть как увеличен, так и уменьшен. Важным фактором, опре­деляющим энергетический потенциал организации, является качество менеджмента. Так, низкий уровень энергетического потенциала социальной организа­ции может быть из-за отсутствия в коллективе лиде­ра, недостаточной квалификации или пассивности персонала, слабой технической оснащенности, ис­пользования устаревших технологий управления и многих других причин. В данном случае задача руководителя заключается в том, чтобы найти нуж­ный набор элементов и так организовать работу, что­бы синергия в организации носила созидательный, а не разрушительный характер. В отношении со­циальных организаций при рассмотрении закона синер­гии принято говорить о приросте энергии, который превышает индивидуальную сумму усилий членов организации.

Приростом энергии в социальных организаци­ях можно управлять. Такое управление может, быть реализовано путем целенаправленного регулирова­ния энергетического и производительного потенциа­ла. Команда управленцев должна создать условия, при которых поставленная цель достигается в более короткие сроки с использованием наименьших объемов материальных и людских ресурсов. В результате обеспечивается достижение максимального эконо­мического эффекта.

Трудности управления эффектом синергии: в отличие от физических систем, для которых разра­ботаны единицы измерения энергии и методы оценки энергетического потенциала, для социальных систем еще отсутствуют способы оценки уровня внутренней энергетики. Однако исследования в данном на­правлении ведутся, их актуальность объясняется со­временными задачами управления. Широко распрост­раненным способом оценки синергетического эффекта является оценка показателей анализируемой хозяй­ственной организации по сравнению с другой похожей организацией. Для проведения подобной оценки не­обходимо создавать базу статистических данных об однотипных организациях за длительный период.

Показатели созидательного синергетиче­ского эффекта: высокий уровень показателей эко­номической деятельности; быстрая и адекватная реакция на изменения во внешнёй среде; использо­вание прибыли в целях расширения собственного бизнеса; устойчивые показатели развития организа­ции ; использование современных технологий комму­никации и управления; повышенный спрос на продук­цию; высокое качество товаров и услуг; создание положительного имиджа; здоровый моральный кли­мат и т.д.

12. ЗАКОН САМОСОХРАНЕНИЯ

Закон самосохранения. Любой организации присуще стремление к самосохранению (выживанию) за счет оптимального использования кадровых, ма­териальных и финансовых ресурсов.

Самосохранение организаций. Для хозяй­ственных организаций самосохранение приобрета­ет несколько иное значение, чем для биологических и технических систем.

В условиях рынка хозяйственные организации стремятся достичь своих целей, иногда в противо­вес целям других организаций.

Конкуренция способствует развитию естественно­го отбора организаций, наиболее приспособленных к сложившимся условиям.

Организации, которые не удовлетворяют потреб­ностям общественного развития, разоряются.

В этих условиях выбор целей и социальной миссии < организации является первым и самым ответственным моментом в стремлении к выживанию.

Оценка потенциала самосохранения органи­зации. Самосохранение организации отражается в целях ее функционирования и развития.

Для постановки подобных целей, отвечающих тре­бованиям самосохранения, необходимо проводить систематически оценку потенциала организации.

Это позволит объективно оценить возможности к росту потенциала самосохранения организации.

Данная оценка должна представлять собой опи­сание всех возможных факторов внутренней и внеш­ней среды анализируемой организации.

Все выявленные факторы необходимо объединить в группы: позитивные и негативные факторы.

После того как все факторы сгруппированы по степе­ни и механизму воздействия, составляется баланс со­зидательного и разрушительного потенциала.

Он теоретически должен показать, как соотносятся между собой относительно анализируемой органи­зации позитивные и негативные факторы.

Организация способна к выживанию тогда, когда энергетический потенциал позитивных (созидатель­ных) факторов превышает соответствующий показа­тель негативных (разрушительных) факторов.

Трудности оценки. Несмотря на высокую ак­туальность подобной оценки, ее проведение сопряже­но с сложностью учета социально-психологи­ческих факторов. В данном случае сюда следу­ет отнести характеристики профессиональной и психологической пригодности персонала, пока­затели общей психологической атмосферы в кол­лективе (отношение к руководству, конфликтность, способность работать в часто меняющихся или экстремальных условиях и т.д.);

1) сложностью анализа организационного по­тенциала. Организационный потенциал органи­зации зависит от многих показателей личности менеджера, в числе которых инициативность, общая культура, коммуникабельность, организа­торские способности, стремление к использова­нию новаций в управленческой деятельности и т.д.;

2) сложностью определения устойчивого состоя­ния. После нахождения баланса позитивных и негативных факторов, обеспечивающих самосох­ранение организации, следует определить* на­сколько достигнутое состояние является устойчивым, т.е. оценить т.н. запас прочности хозяйственной организации в случае появления негативных тен­денций как во внутренней, так и во внешней среде.

Мероприятия, повышающие устойчивость хозяйственной организации: создание резервно­го денежного фонда; увеличение доли высоколиквид­ных материальных фондов; диверсификация дея­тельности; установление постоянных партнерских отношений с целью формирования устойчивой сре­ды обитания; использование при заключении сделок с партнерами контрактов форвардного типа; совер­шенствование структуры управления; автоматизация производства; использование ноу-хау и освоение новых технологий работы; активизация маркетинго­вых исследований с целью выявления новых возмож­ностей организации.

13. ЗАКОН РАЗВИТИЯ

Организация представляет собой систему, состоя­щую из множества элементов. При этом в качестве составных элементов могут выделяться различные по содержанию ее части. Обоснованность выделения элементов системы будет обусловливаться призна­ком группирования составляющих организацию систем. Однако множество подходов к выделению систем в составе организаций можно объединить тем, что все системы постоянно должны развиваться. Специфику данного процесса объясняет закон раз­вития.

Закон развития говорит о следующем: в про­цессе жизнедеятельности любой организации проис­ходят необратимые и закономерные изменения, которые направлены на максимальное использова­ние ее энергетического потенциала для достижения поставленной цели организации, в результате чего наблюдается изменение качественных параметров системы.

Энергетический потенциал любой организа­ции определяется не только и не столько потенциа­лом материальных ресурсов, сколько возможностя­ми коллектива, которые зависят от интеллектуальной и профессиональной подготовки его членов. Исходным моментом, определяющим развитие организации, является ее система целей.

Под целью понимается предвидение результатов, на достижение которых направлена деятельность организации.

Этапы оценки цели организации:

1). анализ возможностей организации. На дан­ном этапе следует осуществить комплексный ана­лиз энергетического потенциала организации. Основная цель организации должна соответство­вать существующим возможностям организаци­онной системы и предполагать дальнейшее ее раз­витие;

2) анализ внешней среды. Этот этап предполага­ет выполнение детального анализа субъектов, объектов, факторов и явлений внешней среды с учетом деятельности государственных органи­заций, состояния рынка и т.д. На данном этапе оправдано использование маркетингового анали­за и анализа инвестиционного потенциала орга­низаций;

3). выявление набора подцелей путем прогно­зирования. Содержанием данного этапа являют­ся выбор и оценка всевозможных альтернативных целей, которые соответствуют основному направ­лению деятельности, являющемуся главной целью организации;

4). морфологический анализ. Данный анализ необ­ходим для обеспечения предсказания действий организации в условиях сильного изменения (раз­рыва) в выявленных траекториях развития как са­мой организации, так и окружающей среды;

5). анализ исходной позиции. Такой анализ на­правлен на выявление перспектив развития орга­низации в плане достижения поставленной цели. Данный план должен предусматривать ответы на следующие вопросы: соответствует ли данная цель возможностям организации; верны ли найденные коммерческие идеи; как будет осуществляться борьба за выживание организации в случае небла­гоприятного развития событий.

Взаимосвязь цели организации и ее разви­тия. Взаимосвязь целей и развития организации состоит в том, что между ними происходит диалекти­ческое взаимодействие. В результате функциониро­вания организации управляемая система с помощью целеполагания должна постоянно ставить цели ее функционирования и развития, причем цели должны быть адекватны состоянию рынка и состоянию орга­низации. Часто внешняя среда заставляет органи­зацию ставить цели , которые в рамках текущих качест­венных параметров сложно достичь. Однако этого может требовать острая конкурентная борьба. Поэто­му для достижения новых поставленных целей орга­низация должна развиваться, улучшая свои качест­венные параметры. В свою очередь, развиваясь, организация может изменять и корректировать свои цели, т.к., обладая улучшенным энергетическим потенциалом, она может достичь более сложных и трудных целей.

14. СУЩНОСТЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ

Самоуправление представляв г собой такой вид управления, при котором люди сами управляют со­бой.

В узком смысле самоуправление понимает­ся как управление, в ходе которого хозяйствующий субъект сам идентифицирует свои потребности, про­водит анализ своих возможностей, сам мотивирует свое поведение (определяет стратегию и тактику), формулирует систему цепей и в рамках ограничен­ных ресурсов и доступных способов делает выбор наилучшего варианта достижения поставленной цели. Выбор наилучшего варианта решения закреп­ляется соответствующим организационным реше­нием.

Основа самоуправления в демократическом обществе — механизм народовластия Данный механизм означает, что связь между управляющим и управляемым является неразрывной. Субъектом са­моуправления выступают сами трудящиеся благода­ря обобществлению средств производства. Пред­ставление самоуправления как цикла позволяет идентифицировать в его составе такие процессы, как организация, управление и самоорганизация, Это позволяет научно обосновать разделение функций руководства и делегирование власти о соответствии с тем, кто, на каком именно иерархическом уровне руководства и чем конкретно обязан заниматься в процессе организации и управления производ­ством.

Сущность самоуправления раскрывается путем изучения его основных описаний.

Наши рекомендации