Бюджетирование, виды бюджетов
Планирование и контроллинг.
Роль и место планирования в управлении предприятием.
Планирование представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством. А также определения путей реализации планов для достижения поставленных целей. Процесс планирования проходит в четыре этапа.
1) Разработка общих целей;
2) Определение конкретных детализированных целей на заданный период;
3) Определение путей и средств их достижения;
4) Контроль за достижением поставленных целей.
Специфические черты планирования:
1. Планирование имеет две стороны: социально-экономическое и организационно-техническое. Социально-экономическая сторона определяется социально-экономическими условиями общества. Организационно-техническая сторона обусловливается корпорацией труда и зависит от методов планирования.
2. Планирование как элемент управления носит информационный характер.
3. Планирование на предприятии выступает как один из важнейших организационных факторов интенсификации производства.
Стратегическое планирование.
Стратегическое планирование – это процесс разработки и поддержания равновесия между целями и возможностями организации в изменяющихся рыночных условиях. Цель стратегического планирования – определить наиболее перспективные направления деятельности организации, обеспечивающие ее рост и процветание. При стратегическом планировании решаются следующие задачи:
1. Распределение ресурсов.
2. Адаптация к внешней среде.
3. Внутренняя координация.
4. Рекомендации с учетом слабых и сильных сторон.
5. Формирование стратегической организационной культуры, т.е. развития управленческого персонала путем формирования структуры организации, стиля деятельности, усвоения опыта.
Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить деятельность, создать новые сферы деятельности, стимулировать рыночный спрос, какую продукцию выпускать и т.д.
Для стратегического планирования характерны следующие особенности:
1. Стратегическое планирование должно дополняться текущим планированием.
2. Стратегические планы осуществляется одновременно и в тесной связи с разработкой тактического плана.
Преимущества стратегического планирования. Основное преимущество состоит в управленческой обоснованности плановых показателей, рассчитанных на перспективу. К недостаткам можно отнести то, что стратегическое планирование требует значительных затрат ресурсов и времени; стратегическое планирование не дает и не может дать в силу своей сущности детального описания будущего. К недостаткам можно отнести то, что стратегическое планирование не имеет четкого алгоритма составления и реализации планирования.
Тактическое планирование.
|
Структура бизнес-плана.
Наиболее популярной в России является структура бизнес-плана, предлагаемая UNIDO. Согласно стандартам, разработанным этой организацией, бизнес-план должен иметь следующее содержание:
1. Титульный лист.
2. Резюме.
3. Описание отрасли и предприятия.
4. Описание продукции или услуги.
5. Маркетинг и сбыт продукции.
6. Производственный план.
7. Организационный план.
8. Финансовый план.
9. Экономическая эффективность проекта.
10. Риски.
11. Приложения.
В титульном листе дается название проекта, краткая аннотация сути проекта. Аннотация включает в себя информацию о разработчиках проекта в сфере бизнеса, сроках начала и окончания реализации проекта.
Резюме отражает основную идею проекта и обобщает основные выводы и результаты по разделам бизнес-плана. Его содержание должно быть в сжатой и в доступной форме изложить суть бизнес-плана. Основные моменты, которые должны быть раскрыты в данном разделе:
1) Краткая характеристика мероприятия. Когда организовано, для каких целей, организационно-правовая форма, права собственности на землю и здания.
2) Цель инвестиционного проекта. Основные моменты будущего производства. Основные отличия продукции от товаров конкурентов.
3) Предполагаемый объем производства в натуральных единицах и объем реализации в денежном выражении.
4) Возможности и способы реализации проекта, т.е. должны раскрыть основных потребителей вашей продукции, потенциальных клиентов.
5) Объемы затрат на производство и себестоимость на единицу продукции.
6) Цена единицы продукции.
7) Предполагаемые объемы финансирования.
8) Предполагаемая эффективность проекта.
Описание отрасли и характеристика организации, ее роль и место в отраслевой иерархии и народном хозяйстве в целом.
Описание продукции. Цель данного раздела показать потенциальному инвестору конкурентоспособность проектируемой продукции.
Маркетинг и сбыт продукции. Данный раздел связан с двумя предыдущими и включает в себя изучение и анализ данных о способах продажи товаров, их ценах, уровне рентабельности, затратах на рекламу.
Производственный план. Данный план разрабатывается на срок реализации проекта и состоит из след.подразделов:
1. Программа производства и реализации продукции.
2. Материально-техническое обеспечение, затраты на производство и реализацию продукции.
3. В строительстве должны быть раскрыты технические и технологические решения по созданию готовой продукции.
Организационный план. Здесь дается комплексное обоснование организационных мероприятий. Дается обоснование введения многосменности в работе.
Финансовый план. Цель данного раздела рассчитать ожидаемые финансовые результаты деятельности проектируемого предприятия.
Экономическая эффективность проекта. Оценка эффективности базируется на сопоставлении ожидаемого чистого дохода от реализации проекта с инвестированным в проект капиталом. В основе метода лежит вычисление чистого потока наличности, определяемого как разность между чистым доходом по проекту и суммы общих инвестиционных затрат и платы за кредиты, связанной с осуществлением капитальных затрат по проекту.
Риски. Оценивается риск инвестируемого проекта с учетом инфляции и т.д.
Планирование производственной мощности строительной организации.
Производственная мощность – это максимально возможный объем СМР, который может быть выполнен собственными силами строительной организации в планируемом периоде при соответственной структуре работ при рациональном использовании всех ресурсов, при условии внедрения передовых методов организации работ и новых технологий.
Производственная мощность выражается в натуральных и стоимостных показателях.
При разработке планов развития производственной мощности определяют:
1. Фактическую производственную мощность, уровень ее использования, анализируют сопряженность производственных процессов и звеньев, выявляют узкие места.
2. Плановую производственную мощность, уровень ее использования, анализируют сбалансированность плановой производственной программы с основными ресурсами организации.
3. Потребность в производственных ресурсах. Трудовые и машинные ресурсы. Планируют источники ее покрытия, разрабатывают мероприятия по наращиванию мощностей и улучшения их использования.
Перспективное планирование производственной мощности складывается из след. направлений:
1. Направление из экономической работы. Это: изучение рынка строительной продукции.
2. Перспективы техн.политики предприятия.
3. Анализ основных факторов, влияющих на производственную мощность.
Направления развития производственной мощности:
1. Изменение профиля работ.
2. Изменение поставок строительных материалов.
3. Изменение структуры внешних связей.
Планирование производственной программы.
Производственная программа СМР является основным документом или результатом годового производственного плана. В ней отражаются конечные результаты деятельности в виде вводимого в эксплуатацию новых производств, мощностей и объектов не производственного назначения.
Исходными данными для ее разработки является:
1. Договоры подряда и субподряда.
2. Титульные списки вновь начинаемых и переходящих строек.
3. Проектно-сметная документация.
4. Календарные графики производства СМР.
5. Ведомости основных объемов работ, подлежащих выполнению в текущем году.
6. Графики распределения объемов работ по исполнителям.
Годовая производственная программа состоит из следующих разделов:
1. План ввода в действие производственных мощностей и объектов не производственного мощностей.
2. План по объему подрядных работ, который составляется по заказчикам, строительным подразделениям и субподрядчикам.
Основные принципы:
1. В программу должны включаться только те объекты, которые обеспечены утвержденной технической документацией, строительными площадками, кадрами рабочих, материалами и оборудованием.
2. Необходимо предусмотреть концентрацию ресурсов на ограниченном количестве одновременно строящихся объектов.
При этом должны быть предусмотрены двух- и трехсменная работа на планиремом объекте.
3. Следует предусмотреть районирование, т.е. включить в программу объекты, расположенные возможно на меньшей территории.
4. Нужно предусмотреть наличие задела
5. Объемы работ должны быть увязаны с производственной мощностью.
6. План ввода в действие производственных мощностей и объектов должен быть увязан с планами поставки оборудования и его монтажа.
7. Необходимость увязки выполнения объема работ собственными силами и субподрядными силами.
Объекты, включаемые в производственную программу подразделяются след.образом:
1. По назначению. Производственные, жилищные, культурно-бытовые, торговые и т.д.
2. По характеру работ. Новое строительство, реконструкция и реставрация, капитальный ремонт.
3. По времени начала работ. Начинаемые в планируемом периоде и переходящие с предыдущего периода по источнику финансирования.
4. Государственные финансовые вложения и внебюджетные источники.
5. По срокам ввода в действие. Пусковые и задельные.
Планирование инвестиций.
Инвестиционное планирование заключается в составлении прогнозов наиболее эффективного вложения финансовых ресурсов в земельные участки, производственное оборудование, здания, природные ресурсы, развитие продукта, ценные бумаги и другие активы.
Планирование инвестиций является стратегической и одной из наиболее сложных задач управления предприятием. При этом процессе важно учитывать все аспекты экономической деятельности компании, начиная от окружающей среды, показателей инфляции, налоговых условий, состояния и перспектив развития рынка, наличия производственных мощностей, материальных ресурсов и заканчивая стратегией финансирования проекта.
Основными задачами инвестиционного планирования являются:
- Определение потребности в инвестиционных ресурсах.
- Определение возможных источников финансирования и рассмотрение связанных с этим вопросов взаимодействия с инвесторами.
- Оценка платы за этот источник.
- Подготовка финансового расчета эффективности инвестиций с учетом возврата заемных средств.
- Разработка подробного бизнес-плана проекта для представления потенциальному инвестору.
Бюджетирование, виды бюджетов.
Бюджетирование — процесс составления и принятия бюджетов, последующий контроль за их исполнением. Одна из составляющих системы финансового управления, предназначенная для оптимального распределения ресурсов хозяйствующего субъекта во времени.
Основное отличие бюджетирования от финансового планирования заключается в делегировании финансовой ответственности.
Для автоматизации бюджетирования часто используется специализированное программное обеспечение.
Бюджетирование - один из инструментов, связывающий разные уровни управления компанией: стратегическое, тактическое и оперативное.
Задачи бюджетирования:
- повышение эффективности работы организации при помощи целевой ориентации и координации всех событий на предприятии;
- выявление рисков и снижение их уровня;
- повышение гибкости и приспособляемости к изменениям.
Главной целью бюджетирования является обеспечение производственно-коммерческого процесса, который необходим по объему и структуре необходимыми денежными ресурсами.
Для достижения этой цели должны быть выполнены следующие задачи:
1) Установление объектов бюджетирования;
2) Разработка системы бюджетов операционных и финансовых;
3) Расчёт соответствующих показателей бюджетов;
4) Вычисление необходимого объема денежных ресурсов, обеспечивающих финансовую устойчивость, платежеспособность и ликвидность баланса предприятия;
5)Расчёт величины внутреннего и внешнего финансирования и выявление резервов их дополнительного привлечения;
6) Прогноз доходов, расходов и капитала организации.
Существует два основных вида бюджета:
§ Операционный бюджет включает в себя бюджет доходов и расходов, базой для разработки которого являются следующие бюджеты: бюджет производства, бюджет продажи продукции, прочих доходов, затрат на материалы и энергию, бюджет оплаты труда, амортизационных отчислений, общехозяйственных и общепроизводственных расходов, бюджет расходов по налогам (в зависимости от налога может включаться в общехозяйственные расходы).
§ Финансовый бюджет состоит из трёх финансовых документов:
1. прогноз отчёта о прибылях и убытках
2. прогноз отчёта о движении денежных средств
3. прогноз бухгалтерского баланса
Типы бюджетов
§ Бюджет, составленный снизу вверх, предусматривает сбор бюджетной информации от исполнителей к руководителям нижнего уровня и далее – к руководству организации.
§ Бюджет, составленный сверху вниз, требует от руководства компании чёткого понимания основных особенностей организации и способность формировать реалистичный прогноз на рассматриваемый период.