Понятие международного налогообложения
Основная проблема выделения категории «международное налогообложение» связана с тем, что в данном словосочетании встречаются два изначально противоречащих друг другу понятия: «международный» и «налог». Дело в том, что понятие «налог» связано с институтом государства и с деятельностью его высшего исполнительного органа — правительства; оно в большей степени свойственно национальной экономике, а не мировой, представляющей собой совокупность национальных экономических систем. Государство обладает определенными атрибутами, включающими национальный суверенитет, т. е. верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитических и внешнеэкономических отношениях с другими себе подобными суверенами. Национальный суверенитет распространяется и на сферу налогообложения (так называемый налоговый, или фискальный, суверенитет). Он предполагает суверенитет страны в налоговой сфере: суверенность проводимой налоговой политики, суверенность национальной налоговой системы.
Налоговый (или фискальный) суверенитет означает право государства, действующего как субъект публичного права, в лице федеральной власти или региональных администраций вводить на территории своей юрисдикции (так называемой фискальной территории) любые налоги иконтролировать их сбор. Согласно концепции фискального суверенитета в рамках границ данной фискальной территории применяется исключительно национальное налоговое законодательство (федеральное и(или) местных органов власти). Оно регулирует взаимоотношения между налогоплательщиками, связанными своей деятельностью с рассматриваемой фискальной территорией, и государством-сувереном.
В действующих международных правовых документах отсутствуют положения, которые могли бы ограничить национальную налоговую юрисдикцию, по крайней мере, в области взимания прямых налогов. Поэтому любая страна суверенна в выборе наиболее соответствующей
832 Раздел VI. Международные финансы
Глава 26. Международное налогообложение 833
потребностям ее экономики налоговой системы и проводимой налоговой политики.
В современной системе мирохозяйственных связей, для которой характерен достаточно высокий уровень международного экономического сотрудничества между странами и хозяйствующими субъектами, представляющими данные национальные государства, налог остается категорией не международного, а национального характера. Национальный налоговый суверенитет дает право правительству любой страны мира проводить свою налоговую политику, руководствуясь исключительно собственными интересами, устанавливать в пределах территориальных границ данного государства любые виды налогов, взимаемых по ставкам, определенным в соответствии с внутренними потребностями экономического развития. Даже в условиях глобализации налоговые системы остаются прерогативой национальных правительств, а потому и налогообложение носит отнюдь не международный, а явно выраженный национальный характер. Для современной системы мирохозяйственных связей характерно многообразие национальных налоговых суверенитетов и нежелание национальных правительств отказываться от них.
Таким образом, концепция национального суверенитета, продолжающая действовать в рамках сложившейся глобальной системы мирохозяйственных связей, не дает оснований понимать под международным налогообложением наличие международных налогов, т. е. налогов особого рода, поступления от которых покрывают издержки наднационального регулирования международных экономических отношений, используются для поддержания мирового экономического порядка, а также служат механизмом перераспределения доходов между странами. Напротив, каждая страна обладает суверенной национальной налоговой системой и своей собственной налоговой администрацией, контролирующей поступление налоговых платежей в бюджет данного правительства.
Вместе с тем национальный налоговый суверенитет в современных условиях развития, ориентированных на растущую интеграцию национальных экономик в систему мирохозяйственных связей, подвергается все большей эрозии. Налоговая система и налоговая политика любой страны мира постоянно испытывают воздействие внешних факторов, поскольку с ростом объема внешнеэкономических операций данного государства возрастает и его зависимость от характера и уровня налогообложения в других странах мира, в которых образуются доходы хозяйствующих субъектов национальной экономики, занимающихся внешнеэкономической деятельностью (ВЭД).
Многообразие существующих национальных налоговых суверенитетов с отличными друг от друга принципами построения налоговых систем, условиями взимания налогов и их разнообразной величиной ведут к конфликтам между налоговыми юрисдикциями и представляющими их национальными налоговыми администрациями, к коллизиям
национальных налоговых законодательств. Эти конфликты возникают на почве правомерности и характера налогообложения физических и юридических лиц, занимающихся ВЭД. Ведь каждая из стран, на территории которой ведется какая-либо коммерческая деятельность, приводящая к образованию дохода, а также находится какая-либо собственность, вправе рассчитывать на уплату соответствующего налога в свой национальный бюджет. По факту национальной принадлежности физических и/или юридических лиц также возникают их соответствующие налоговые обязательства. Таким образом, национальный налоговый суверенитет вправе претендовать как на обложение всех доходов, образующихся на данной фискальной территории, так и на налогообложение зарубежных доходов своих граждан и компаний, что неизбежно влечет за собой столкновение интересов и конфликт юрисдикции на базе коллизии национальных законодательств в налоговой сфере.
Следствием коллизии национальных налоговых законодательств в сфере налогообложения внешнеэкономических операций хозяйствующих субъектов является двойное юридическое налогообложение (или международное двойное налогообложение), т. е. уплата налогов с одного и того же дохода в двух или нескольких странах. Оно возникает тогда, когда одна из стран облагает налогами субъектов ВЭД в таких же обстоятельствах, когда другое государство точно так же облагает этих же налогоплательщиков своими собственными налогами.
Распространение национального налогового законодательства на сферу внешнеэкономической деятельности приводит к конфликту налоговых юрисдикции, требующему урегулирования на межгосударственном уровне. Тем самым возникает потребность в особой области международного права, занимающейся устранением конфликтов национальных налоговых законодательств. Получается, что международное налогообложение следует понимать как международное правовое регулирование в налоговой области.
Среди главных проблем международного налогового правового регулирования принято выделять следующие: 1) двойное юридическое налогообложение, возникающее в результате автономии и суверенности существования национальных налоговых систем и соответствующих им законодательств; 2) возможности уклонения от уплаты налогов субъектами ВЭД вследствие возросшей мобильности налогоплательщиков и отсутствия должной координации (в частности, информационного обмена) между национальными налоговыми администрациями, что провоцирует налоговые правонарушения; 3) последствия приверженности принципу налогового суверенитета, ведущие к экономической дискриминации субъектов ВЭД, искажающие принципы налоговой справедливости и налоговой нейтральности (неотъемлемые характеристики национальных налоговых систем).
Для решения данных проблем необходим выход за пределы национал ьной налоговой юрисдикции, частичный отказ от национального на-
Раздел VI. Международные финансы
Глава 26. Международное налогообложение 835
логового суверенитета, поиск компромиссов между странами — налоговыми суверенами. Этому как раз и способствует международное правовое регулирование споров между суверенными налоговыми юрисдик-циями.
Автономия и суверенность национальных налоговых систем в конечном счете ведут к коллизии налоговых законодательств различных стран. Используя подобную несогласованность национальных правовых норм регулирования в налоговой сфере, субъекты внешнеэкономических операций могут самостоятельно выбирать наиболее соответствующий их пожеланиям налоговый режим, меняя дислокацию своей коммерческой деятельности и свое местопребывание по налоговым соображениям. Поэтому международное налогообложение включает и вопросы координации действий национальных налоговых служб различных государств. Поскольку для решения данных вопросов необходим выход за пределы национальной фискальной юрисдикции, а также частичный отказ от национального налогового суверенитета для поиска компромисса с подобным себе налоговым сувереном, это является сферой компетенции соответствующего наднационального правового режима, а именно международного налогового права.
Говоря о международном налогообложении, нужно отметить и конкуренцию особого рода — международную налоговую конкуренцию, которая ведется между национальными фискальными юрисдикциями за право облагать доходы хозяйствующих субъектов, а также за право привлекать на данную фискальную территорию внешнеэкономических агентов. Следовательно, международное налогообложение включает в себя сравнительный анализ налоговых систем различных стран, характеристику налогового климата соответствующих фискальных юрисдикции с целью выбора наиболее приемлемых условий ведения внешнеэкономических операций.
Международная налоговая конкуренция, в свою очередь, порождает необходимость координации национальных налоговых политик для того, чтобы ее последствия не отражались губительным образом на состоянии государственных финансов, на доходной части .бюджетов правительств различных уровней. Поэтому, рассматривая различные аспекты международного налогообложения, нужно принимать во внимание и те процессы конвергенции национальных налоговых систем, которые уже свойственны современной системе мирохозяйственных связей. Здесь нужно учитывать ту налоговую координацию (гармонизацию), которая ведется в рамках созданных региональных экономических группировок (самый очевидный пример — европейская налоговая гармонизация), а также необходимость координации национальных налоговых политик вследствие развития новой формы международного обмена — электронной коммерции.
Принимая во внимание упомянутые сложности интерпретации новой категории, приходим к следующему определению. Под междуна-
родным налогообложениемможно понимать налоговые последствия внешнеэкономической деятельности физических и(или) юридических лиц, а также совокупность норм национального и международного права, регулирующих налогообложение субъектов внешнеэкономических операций (международное налогообложение в узком смысле). В область задач международного налогообложения входят устранение международного двойного налогообложения, предотвращение уклонений от уплаты налогов на межгосударственном уровне, решение проблемы налоговой дискриминации субъектов ВЭД. Кроме того, международное налогообложение включает в себя сравнительную характеристику условий налогообложения в различных странах мира, а также предполагает анализ процессов международной налоговой конкуренции и международной налоговой координации (международное налогообложение в широком смысле). В рамках данной главы мы остановимся на определении основных категорий и принципов международного налогообложения, а также рассмотрим одну из важнейших проблем международного налогового права — урегулирование международного двойного налогообложения1.