Основы построения финансовой структуры в организации

Создание общей управляющей системы на предприятии выражает процесс целенаправленных действий по формированию его финансовой структуры, включая технологию учета, анализа, планирования и контроля за движением денежных средств. Иными словами, финансовая структура это иерархическая система центров финансовой ответственности (ЦФО), которая определяет технологию формирования финансовых результатов и распределения ответственности за достижение общего результата хозяйственной деятельности.

Созданию обоснованной системы финансового управления способствует совмещение регистров трех учетных уровней: бухгалтерского, управленческого и налогового учета, которые являются базой для составления оперативной отчетной информации. Система управления предполагает также использование плановых документов с целью определения отклонений фактически сложившихся параметров от плановых (контроль за отклонением). Очень важно включение в процедуру построения управляющей системы логистического процесса на предприятии. Именно данный процесс позволяет выявить первичный объект управленческого учета в финансовом управлении (например, центр доходов, центр прибыли и т.д.)

Алгоритм построения системы финансового управления на предприятии показан на рисунке 11.4.

Основы построения финансовой структуры в организации - student2.ru

Рисунок 11.4.1 Контур финансового управления в компании

Раскроем основные различия между финансовой и организационной структурой.

1. Финансовая структура базируется на основе экономических (финансовых) отношений между центрами ответственности. Организационная структура – на основе функциональной специализации подразделений предприятия.

2. Финансовая структура показывает иерархию ответственности за достижение целевых финансовых показателей. Организационная структура выражает иерархию подчиненности.

3. При построении организационной структуры возможны различные компромиссы и влияние личностных факторов. При создании финансовой структуры в расчет принимают только реалии хозяйственной деятельности.

Исходя из данных особенностей, финансовая и организационная структуры не совпадают. Если расхождение между ними значительно, то возникают серьезные управленческие проблемы, связанные с несовпадением картины бизнеса, которую представляет управленческий учет, основанный на финансовой структуре, со структурой управления компанией, основанной на организационной структуре.

Организационное обеспечение системы управления финансами имеет смысл интегрировать с общей организационной структурой управления предприятием. Она должна включать:

1. Центр управления организационной деятельностью;

2. Центр управления сбытовой деятельностью;

3. Центр управления инвестиционной деятельностью;

4. Центр управления финансовой деятельностью.

Принципы формирования организационной системы управления (менеджмента) предусматривает создание центров ответственности по двум ключевым признакам:

- иерархическое построение центров управления, предполагающее выделение различных его уровней;

- функциональное построение, которое базируется на разделении центров управления по функциям и видам деятельности.

Поскольку система управления финансовой деятельностью является составной частью менеджмента предприятия, ее организационное обеспечение интегрируют в общую систему управления. Зарубежный и отечественный опыт показывает, что наиболее эффективно организационную систему финансового менеджмента используют при функциональном построении центров управления предприятием. Это связано с тем, что финансовый менеджмент по своему содержанию выступает как функциональная система управления. Поэтому российские специалисты рекомендуют следующую схему построения финансовой службы предприятия.(Рисунок 11.4.2.).

Основы построения финансовой структуры в организации - student2.ru Рисунок 11.4.2 Формат организационной структуры финансовой службы крупной акционерной компании

Исходя из данной схемы, руководство компании ставит перед финансовой дирекцией следующие задачи:

1. Представлять акционерную компанию во взаимоотношениях с налоговыми органами, банками, инвесторами, финансовыми консультантами и другими партнерами;

2. Обеспечивать составление годовых и оперативных финансовых планов и контролировать их исполнение на основе сопоставления фактических показателей с плановыми;

3. Определять целевую структуру консолидированного бюджета организации и добиваться ее реализации;

4. Обеспечивать достаточность денежных средств для исполнения текущих финансовых обязательств;

5. Своевременно взыскивать дебиторскую задолженность;

6. Формировать и контролировать реализацию кредитной политики компании и др.

Наряду с традиционной интеграцией, системы финансового управления с общей системой менеджмента на предприятии в последние годы в отечественной практике используют иные, более прогрессивные формы такой интеграции. Одной из таких форм является концепция управления отдельными аспектами финансовой деятельности на основе центров ответственности (ЦО).

Центр ответственности – структурное подразделение компании, которое контролирует те или иные аспекты финансово-хозяйственной деятельности, а его руководитель самостоятельно принимает управленческие решения и несет полную ответственность за выполнение доведенных до него плановых (нормативных) показателей.

В современных условиях в организациях России формируют четыре центра ответственности.

1. ЦО по долгам, включая управление коммерческой и сбытовой деятельностью.

2. ЦО по расходам, включая управление производством, техническим обеспечением и ремонтом.

3. ЦО по прибыли, включая управление экономикой и финансами. Примером центра прибыли может служить подразделение с законченным циклом производства и реализации продукции.

4. ЦО по инвестициям включает управление техническим развитием и персоналом. Руководитель несет ответственность за уровень прибыли, полученной на инвестированный капитал. Примером центра инвестиций может служить дочерняя компания предприятия или выделенное в его составе структурное подразделение (отдел капитального строительства), осуществляющее исключительно инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений.

Возможен и другой вариант формирования организационной структуры финансового управления на предприятиях в форме выделения центров финансовой ответственности (ЦФО) или центров финансового учета (ЦФУ). Эти подразделения осуществляют определенный набор основных и вспомогательных видов деятельности и оказывают непосредственное влияние на доходы и (или) расходы от этой деятельности. В частности, ЦФО – такой элемент финансовой структуры, который включает одно или несколько структурных подразделений, деятельность которых может быть раскрыта независимо от других подразделений методами управленческого учета.

ЦФО могут включать объекты двух типов:

- влияющие на прибыльность (статьи бюджета доходов и расходов);

- влияющие на платежеспособность (статьи бюджета движения денежных средств)

К центрам финансовой ответственности (ЦФО или ЦФУ) можно отнести:

1. Профит-центр, деятельность которого связана с подразделением, которое обеспечивает получение прибыли (структурное подразделение с законченным циклом производства);

2. Центр затрат, деятельность которого связана с подразделениями, непосредственно не создающими прибыль (заготовительное или снабженческое подразделение);

3. Венчур- центр- подразделение, связанное с видами деятельности, которые могут принести прибыль в будущем.

Для классификации центров финансовой ответственности используют следующие признаки:

1. Доходы от реализации:

- основной продукции;

- продукции вспомогательного производства;

- прочие доходы;

2. Расходы – направление денежных средств на:

- закупки материальных и иных ресурсов;

- уплату налогов и сборов в бюджеты всех уровней;

- оплату услуг сторонних организаций;

- прочие виды расходов, связанные с коммерческой деятельностью;

3. Инвестиции – доходы и расходы, связанные с инвестиционной деятельностью.

При построении организационной системы управления финансами на предприятиях отечественные специалисты рекомендуют соблюдать следующую технологию:

1. Уточнение действующей организационной структуры:

- виды деятельности (изделия, работы, услуги);

- перечень основных обеспечивающих систем, направлений и функций;

- систематизацию управленческих функций, осуществляемых в конкретной фирме;

- закрепление видов деятельности по всем функциям управления за структурными подразделениями;

- организационная структурная схема;

2. Формирование Положения о новой финансовой структуре:

- перечень ЦФО (ЦФУ) компании;

- распределение организационных звеньев по ЦФО;

- классификация видов деятельности, изделий, работ и услуг по ЦФО;

- классификация ЦФО;

- схема новой финансовой структуры;

3. Утверждение новой финансовой структуры;

4. Мониторинг новой финансовой структуры.

Формирование современной управляющей системы в компании обеспечивает:

- рациональное использование всех видов ресурсов (материальных, трудовых и денежных), а также новых технологий и продуктов и на этой основе устойчивое положение на рынке товаров и услуг;

- переход от оперативной формы управления (принятие управленческих решений как реакции на текущие проблемы) к управлению на базе прогнозного анализа и планирования.

Таким образом, разработку стратегии развития компанииосуществляют на основе проведения прогнозов динамики рынка выпускной продукции, оценки потенциальных рисков, результатов анализа финансово-экономического состояния и оценки эффективности системы финансового управления.

Наши рекомендации