Анализ опыта платного водопользования
Анализ литературных источников показывает, что зарубежом, в том числе в экономически развитых странах, где плата за воду и за водопользование узаконена, предполагается, что величина платы за оросительную воду в общем случае должна возмещать затраты на строительство, эксплуатацию и ремонт мелиоративных систем и в то же время стимулировать водопотребителей к рациональному ее использованию. Однако реализация этих принципов зависит от условий ведения сельскохозяйственного производства в каждой конкретной стране.
Так в США нет единой государственной политики по платному водопользованию, и принципы оплаты определяются в каждом штате самостоятельно. Механизм распределения воды по ее рыночным ценам существует только в некоторых западных штатах, где устанавливается право на воду первого по времени водопотребителя, то есть одни водопользователи имеют первоочередное право забрать определенную законом квоту воды из источника, не считаясь с нуждами других. Стоимость оросительной воды зависит от водообеспеченности района, способа подачи воды к орошаемому участку и других факторов. Если водозабор находится на федеральном канале или водохранилище, за воду взимается плата. Число фермерских хозяйств, использующих такие источники воды, составляет 38 % от их общего числа, и в их пользовании находится чуть более 33 % орошаемых земель. Размер платы за воду зависит от стоимости гидротехнических сооружений, амортизационных расходов, числа водопотребителей, качества воды.
В большинстве стран Азии, в Австралии, Индонезии и на Филлипинах плата за оросительнуго воду (водный сбор) зависит от площади орошаемых земель и доходности сельскохозяйственных культур и нe зависит от объема водоподачи. Водный сбор идет на возмещение части эксплуатационных расходов пo межхозяйственной сети, находящейся в руках местного или центрального правительства страны. Эксплуатационные расходы в большинстве стран Азии оплачиваются фермерами частично или нe оплачивается вообще, максимум расходов покрывается из средств государственного бюджета. Низкая доходность фермерских хозяйств связана с государственной политикой поддержания стабильных низких цен на рис - основную сельскохозяйственную культуру.
В странах Европы в основном используется принцип установления платы за водопользование в зависимости от размера площади орошаемых земель, из которой частично возмещаются расходы по содержанию межхозяйственной сети. Однако ставки платы чрезвычайно низки и не стимулируют водопотребителей к экономии воды. Для того, чтобы заинтересовать фермеров в модернизации оросительных систем и в применении водосберегающих технологий, государства ведут активную экологическую пропаганду, рекламируют технико-экономические преимущества новых научных достижений в этой области, предоставляют фермерам субсидии или займы на очень выгодных условиях.
Экономические эксперименты, проведенные в ряде стран, доказывают полезность применения системы цен или тарифов, особенно в странах с ограниченными водными ресурсами. Экономически развитые страны имеют гибкую, постоянно развивающуюся договорную систему экономических взаимоотношений водохозяйственных организаций с водопользователями, которая характеризуется ежегодным пересмотром и установлением договорных цен, связанных с конкретными изменениями хозяйственной ситуации. Однако практически ни в одной стране платежами за водопользование не обеспечивается возможность самофинансирования водного хозяйства.
Определенный опыт платного водопользования в сельском хозяйстве имеется и в Российской Федерации.
В 1968 г. с госбюджетного финансирования было снято управление Терско-Кумского канала (Северный Кавказ). Средства переводились на счета оросительных систем пропорционально объемам воды, забираемым из канала, а системы оплачивать покубометровую плату по утвержденным тарифам. Введение этого метода повлияло на снижение расхода воды (на 25-30 %), себестоимости кубометра воды и на повышение рентабельности сельскохозяйственных культур и производительности труда. К недостаткам эксперимента можно отнести материальную незаинтересованность работников оросительных систем в экономии воды, т.к. сэкономленные средства возвращались управлению, кроме того, получаемая у управления вода подавалась сельхозпредприятиям бесплатно.
В 1988 г. эксперимент проводился на Багаевской оросительной системе в Ростовской области и Энгельсском районе Саратовской области в пяти хозяйствах на площади 15 тыс. гектаров с единым одноставочным тарифом за кубометр без учета плановых накоплений в период с июня пo сентябрь 1988 года. Финансирование УOC осуществлялось из госбюджета по следующей схеме: областное управление мелиорации водного хозяйства перечисляло операционные средства из бюджета на спецсчет РАПО, которое затем оплачивало затраты УОС по подаче оросительной воды. Oграниченность эксперимента объяснялась организационными сложностями оснащения оросительных систем современными средствами водоучета и финансовыми взаимоотношениями Госбанка и облводхоза г. Саратова. В связи с этим, а также с отсутствием достоверного учета выхода селькохозяйственной продукции с орошаемых земель за этот период нельзя было оценить эффективность эксперимента, однако размер экономии воды достиг 10 - 15 %.
Результаты целого ряда экспериментов, проводившихся в Российской Федерации, а также в бывших республиках СССР, подтверждают эффективность введения платежей за использование водных ресурсов: отмечается снижение водопотребления, сокращаются издержки на водоподачу, сокращается эксплуатационный штат при резком повышении производительности труда, растет урожайность сельскохозяйственных культур. Однако из-за непродуманности ряда положений, таких как отсутствие материальной заинтересованности в некоторых звеньях цепи «собственник водных ресурсов - управление эксплуатации крупных магистральных каналов - управление эксплуатации оросительных систем - сельскохозяйственные предприятия», неповоротливости при пересмотре тарифов и несоблюдения нормативных документов большинство экспериментов со временем прекращалось. Требуется тщательный анализ опыта платного водопользования, учет всех положительных сторон и устранение отрицательных, разработка механизма экономических взаимоотношений между всеми участниками этого процесса, основанного на современных методических подходах.