Общие сведения об эксплуатации и сервисе систем вентиляции
Основные задачи эксплуатации систем вентиляции
После сдачи систем вентиляции начинается период их эксплуатации.
Эксплуатация систем вентиляции – это постоянное использование этих систем при нормальной их работе в целях создания и поддержания заданных условий воздушной среды в обслуживаемых помещениях.
В ходе эксплуатации включают и выключают вентиляционные установки, ведут текущее их обслуживание. Оформляют предусмотренную документацию, регистрируют в журналах их рабочие параметры, а также замечания по работе.
Эксплуатацию систем вентиляции осуществляет служба эксплуатации, которая действует в соответствии синструкцией по эксплуатации.
В инструкции указываются:
- сроки технического обслуживания, профилактического осмотра, ремонта;
- сроки поставки запасных частей, инструмента, материала;
- производительность системы при различных режимах работы;
- параметры воздуха после процессов обработки и в помещениях объекта;
- правила пуска и остановки работы оборудования;
- методы регулировки систем;
и другие указания.
Кроме инструкции служба эксплуатации должна иметь:
- схемы систем;
- акты на скрытые работы и отступления от проекта, допущенные при монтаже;
- технические паспорта на оборудование и системы.
На каждую систему заводится журнал эксплуатации.
В процессе эксплуатации предусмотрены техническое обслуживание (ТО) и планово-предупредительный ремонт (ППР).
Техническое обслуживаниесистем вентиляции включает выявление и устранение неисправностей и планово-профилактические операции. Содержание ТО разрабатывают заводы-изготовители. В состав ТО входят следующие мероприятия:
- внешний уход (чистка, промывка, устранение коррозии, восстановление краски);
- проверка состояния креплений и устранение обнаруженных недостатков;
- проверка контрольно-измерительных приборов;
- регулировка клапанов, установленных на воздуховодах систем;
- контроль натяжения ремней у вентагрегатов;
- проверка зазоров между всасывающим патрубком и рабочим колесом радиального вентилятиора;
- пополнение или смена смазки;
- проворачивание агрегатов, которые не участвуют постоянно в работе;
- проверка состояния заземления.
Планово-предупредительные ремонты включают:
- разборку оборудования, осмотр и дефектовку деталей;
- замену изношенных узлов и деталей;
- испытания и регулировку вновь собранного оборудования.
В объеме ППР предусматривается текущий, капитальный и средний ремонт.
Опыт последних лет показал, что работы по уходу, ТО и ППР разделить между службой эксплуатации, работающей на постоянной основе (включение систем, наблюдение за их работой, выключение) и службой сервиса, выполняющей работы высококвалифицированными специалистами в соответствии с контрактом или в виде отдельных услуг (выполнение наиболее сложных работ).
Для эффективной работы систем вентиляции необходимо профилактическое обслуживание –это принятие предупредительных мер для поддержания системы в исправном состоянии путем ремонта или замены отдельных деталей, их чистки, смазки и т.п.
Сервисом называют периодическое освидетельствование и испытание обслуживаемых установок, проведение экспертизы или диагностики оборудования и систем в целом, замена или ремонт отдельных деталей, готовность в кратчайшие сроки устранить возникшую неисправность, обучение специалистов по СВ и СКВ, шефмонтаж, профилактика систем и другие работы.
Гарантийное обслуживание и сервис систем вентиляции и особенно кондиционирования требует высокого уровня подготовки специалистов и дорогостоящей диагностической аппаратуры, что под силу только крупным специализированным климатическим фирмам.
Сервисные работы.
Сервис может бытьплановым корректирующим и срочнымв связи с возникшей неисправностью.
В плановом профилактическом сервисе систем вентиляции выполняются следующие работы:
- анализ заказа на услуги и подготовительные работы к его выполнению;
- осмотр и проверка состояния комплектующего систему оборудования, воздуховодов, трубопроводов;
- осмотр электрических соединений;
- проведение экспертизы и )или) диагностики оборудования и систем в целом;
- анализ результатов обследований и выработка решения о способе ликвидации выявленных неисправностей;
- устранение неисправностей;
- оформление технической и финансовой документации (расчетных документов по стоимости сервисных работ);
- обучение и консультация обслуживающего системы персонала и другие работы.
Проведение профилактических осмотров, их периодичность и объем следует выполнять придерживаясь рекомендаций фирм-изготовителей оборудования. Состав и объем сервисных работ различных систем вентиляции зависит от их конструктивного устройства, принципа действия и других особенностей.
В системах вентиляции используется различное оборудование. Повышенного внимания к себе требуют:
- вентиляторные агрегаты;
- воздухонагреватели;
- фильтры;
- механическое оборудование;
- электрическое оборудование;
- приборы и другие комплектующие систем.
При осмотре вентиляторных агрегатовследует особое внимание обращать на:
- отсутствие вибрации и постороннего шума;
- на зазор между крыльчаткой входным патрубком вентилятора;
- подшипники вентилятора не должны перегреваться; их смазку надо контролировать каждые 2500 ч, должна поддерживаться постоянная смазка по всей длине подшипников;
- клиновые ремни надо периодически подтягивать.
Техническое обслуживание воздухонагревателей систем вентиляции определяется условиями работы, они могут загрязняться пылью содержащейся в нагреваемом воздухе, кроме того имеется вероятность утечки через резьбовые соединения и сервисные вентили. Техобслуживание поверхностных воздухонагревателей должно включать:
- осмотр корпусов и состояния оребрения теплообменных трубок, выявление недостатков;
- при наличии загрязнений очистка от них;
и другие работы .
Фильтрвоздушный периодически надо чистить или заменять другим. Для определения времени чистки на нем замеряют перепад давлений, который не должен превышать допустимый.
Кроме перечисленных работ по техническому обслуживанию следует еще периодически выполнять следующие мероприятия:
- проверять режимы обработки воздуха (в системах вентиляции нагревания, в системах кондиционирования – охлаждения, осушки, увлажнения);
- два раза в год осматривать дренажный патрубок;
- через полгода проверять изношенность подвижных элементов;
- через каждые три месяца проверять уровень вибраций, определять причины их возникновения;
- контролировать качество воды в теплообменных аппаратах;
- регулярно проверять качество заземления металлоконструкций агрегата и все электрические контакты;
- осматривать и проверять функционирование электрической панели.