Существует много других законов и международных соглашений, направленных на обеспечение социальной ответственности компаний в международном бизнесе

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ (резюме) ЭТИКА — ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ЛИЧНЫХ УБЕЖДЕНИЙ ИНДИВИДА ОТНОСИТЕЛЬНО КОРРЕКТНОСТИ ЕГО СОБСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ ИЛИ ПОВЕДЕНИЯ. Следовательно, составляющие этичного поведения имеют свою специфику для каждого индивида.   Однако, несмотря на то, что этика определяется в контексте убеждений отдельного индивида, ПОНЯТИЕ ЭТИЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ ОБОЗНАЧАЕТ ПОВЕДЕНИЕ, КОТОРОЕ СОГЛАСУЕТСЯ С ОБЩЕПРИНЯТЫМИ СОЦИАЛЬНЫМИ НОРМАМИ.   В таком случае НЕЭТИЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — это поведение, которое не соответствует общепринятым социальным нормам. Как правило, в каждом обществе существуют ФОРМАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ, которые отображают преобладающие ЭТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ, или СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ членов общества.   КУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ВО МНОГИХ СЛУЧАЯХ СОЗДАЮТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ СЛОЖНОСТИ.   То, что приемлемо в одной культурной среде, может оказаться неприемлемым и аморальным в другой культуре.   1. ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЭТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПОВЕДЕНИЯ в кросс-культурном и международном контексте — это ОТНОШЕНИЕ КОМПАНИИ К ЧЛЕНАМ ПЕРСОНАЛА. На практике самые большие различия между этическими аспектами поведения касаются таких сфер деятельности компании, как ☆ наем и увольнение работников, ☆ оплата труда и ☆ обеспечение условий работы, а также ☆ конфиденциальность частной жизни работника и ☆ уважение к нему.   2.Многочисленные этические проблемы связаны и с тем, как рабочие и служащие относятся к своей компании. К числу основных этических проблем, касающихся взаимоотношений между работниками и компанией, относится ☆ конфликт интересов, ☆ секретность и конфиденциальность, а также ☆ честность работника.   3.Третий важный аспект этики ведения бизнеса касается отношений компании и ее работников с другими субъектами экономической деятельности. В число субъектов, представляющих для компании первостепенный интерес, входят ☆ заказчики, ☆ конкуренты, ☆ акционеры, ☆ поставщики, ☆ дилеры и ☆ профсоюзы. Хотя этика — неотъемлемая черта индивидуальности каждого человека, тем не менее многие компании пытаются управлять этикой поведения своих менеджеров и работников, требуя от них соответствия определенным этическим нормам поведения.   Кроме того, в таких компаниях предпринимаются определенные меры, направленные на максимальное СОКРАЩЕНИЕ ДВУСМЫСЛЕННОСТИ в вопросах этичности и неэтичности поведения.   Самый распространенный способ добиться устранения двусмысленности в этом вопросе — ☆ использование руководства (или КОДЕКСА), в котором зафиксированы НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ, а также ☆ ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ ЭТИКИ, ☆ ВЫБОР ПРИЕМОВ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА В КОМПАНИИ и ☆ ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ.   Этика в бизнесе затрагивает поведение и решения каждого руководителя и работника компании в отдельности. Этика как понятие неприменима к самим компаниям, однако принятие решений отдельными сотрудниками и урегулирование этических противоречий формирует стиль ведения бизнеса, свойственный данной компании.   Проблемы этики ведения бизнеса решаются главным образом в контексте СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КОМПАНИИ. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — это совокупность обязательств, которые берет на себя организация в плане защиты интересов общества и его дальнейшего совершенствования. Социальная ответственность компании может проявляться по отношению к сторонам, заинтересованным в результатах ее деятельности, а также по отношению к окружающей среде и к общественному благосостоянию в целом. Некоторые компании признают свою ответственность по всем трем направлениям и прилагают максимум усилий к тому, чтобы преуспеть в каждом из них. В то же время другие компании делают особое ударение на одной или двух сферах социальной ответственности. Существуют также компании, которые не признают своей ответственности перед обществом ни в каком виде. Как и в случае с этикой поведения, компании обычно направляют много усилий на активное решение проблемы социальной ответственности. В основе этих усилий лежит базовый подход компании к социальной ответственности.   УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ КОМПАНИЙ сводится к регулированию правового и этического соответствия, неформальным аспектам социальной ответственности, а также оценке усилий компании, направленных на повышение ее ответственности перед обществом.   В последнее время предпринимается много попыток законодательного регулирования этических и социальных аспектов деятельности компаний. В числе законов, иллюстрирующих такие попытки, в первую очередь следует назвать: ☆ Закон о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности, ☆ Закон о правонарушениях в отношении иностранных граждан, ☆ Конвенцию по борьбе со взяточничеством ОЭСР, а также ☆ деятельность Международной организации труда (МОТ).     Контрольные вопросы: 1. Что такое этика? 2. Назовите различия между этичным и неэтичным поведением. 3. Какую роль играет культура в формировании этики поведения? 4. Как в компаниях осуществляется управление этикой поведения в зарубежных странах? 5. Что такое социальная ответственность? 6. Назовите различия между этикой и социальной ответственностью. 7. Назовите основные сферы социальной ответственности компаний в международном бизнесе. 8. Перечислите четыре основных подхода, которые компания может использовать по отношению к социальной ответственности. 9. Что такое осведомительство? 10. Назовите и дайте краткую характеристику основных законов и нормативных актов, предназначенных для регулирования этических и социальных аспектов деятельности компаний в международном контексте.


Наши рекомендации