Подавив вздох,(1) косится на отца,(2) на его руки,(3) уверенно лежащие на руле. Вот уж кого,(4) безусловно,(5) не тревожат мысли о несовершенстве мироздания!
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 22. Напишите ответ цифрой.
12. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Веселее,(1) однако,(2) от этого не делается: всякому понятно,(3) что показное великолепие природы лишь прикрывает собою мрачную сущность мироздания.
Стрелки часов неумолимо приближаются к восьми, (4) а Ника,(5) обиженная на весь свет,(6) ещё пьёт свой чай.
В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.
Проснувшись,(1) Ника сразу вспоминает о невыученной физике,(2) и день начинается с ощущения враждебности окружающего. Мать отдёргивает штору,(3) распахивает окно,(4) затопив комнату светом,(5) блеском и свежестью майского утра.
13. Среди предложений 31–33 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 15–19 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
15.1.
15.2.
15.3.
Вариант 134
(1)Когда Иван Павлыч Кораблёв пришёл проведать меня в госпитале, я сразу понял, что разговор, несмотря на мою болезнь, будет серьёзным. (2)И не ошибся.
(3)Началось с того, что Кораблёв спросил, кем я хочу быть.
– (4)Не знаю, –отвечал я неуверенно. –(5)Может быть, художником.
(6)Он поднял брови и возразил:
– (7)Не выйдет. (8)По многим причинам. (9)Прежде всего потому, что у тебя слабая воля и ты не уверен в себе.
(10)Я был поражён. (11)Мне и в голову не приходило, что у меня слабая воля.
– (12)Ничего подобного, –возразил я мрачно.
– (13)Нет, слабая. (14)Какая же воля может быть у человека, который не знает, что он сделает через час? (15)Если бы у тебя была сильная воля и ты верил в свои силы, ты бы хорошо учился. (16)А ты учишься плохо.
– (17)Иван Павлыч, –сказал я со страданием, –у меня один «неуд».
– (18)Да. (19)А мог бы учиться отлично.
(20)Он подождал, не скажу ли я ещё что-нибудь. (21)Но я молчал: сказать мне было нечего.
– (22)И вообще пора тебе подумать, кто ты такой и зачем существуешь на белом свете! (23)Вот ты говоришь: хочу быть художником. (24)Для этого, милый друг, нужно стать совсем другим человеком, –сказал Иван Павлыч и, распрощавшись, ушёл.
(25)А я стал думать. (26)Я был не согласен, что плохо учусь. (27) Один «неуд», и то по математике.
(28)Но всё-таки я чувствовал, что Иван Павлыч в чём-то прав. (29) А что если у меня действительно слабая воля? (30)Это нужно проверить, это должно быть проверено! (31)Нужно решить что-нибудь и непременно исполнить. (32)Например, прочитать «Записки охотника», которые я в прошлом году бросил, потому что они показались мне скучными. (33)И я дал себе слово, даже прошептал его под одеялом.
(34)Слово нужно держать, и я всё-таки прочёл «Записки охотника». (35)Нет, Кораблёв ошибается: у меня сильная воля! (36) Я могу!
(37)Разумеется, нужно было бы проверить себя ещё раз. (38) Скажем, каждое утро обтираться холодной водой. (39)Или выйти по математике на «отлично». (40)Но всё это я отложил до своего выздоровления, а пока только думал и думал…
(По В. Каверину)*
*Каверин Вениамин Александрович – русский советский писатель. Ранние рассказы написаны на фантастические сюжеты. Обращение к реальной жизни отразилось в романе «Девять десятых судьбы». Самое известное произведение – роман «Два капитана», который был экранизирован, а также стал основой мюзикла «Норд-Ост».
2. Как характеризует героя-рассказчика информация, заключённая в предложениях 25–29?
1) Герой-рассказчик – человек упрямый, не признающий ничьей правоты, кроме своей.
2) Герой-рассказчик, будучи человеком самонадеянным и заносчивым, не способен относиться к себе критично.
3) Герой-рассказчик – ранимый, чувствительный человек, крайне болезненно воспринимающий собственные недостатки.
4) Герой-рассказчик – человек, не только имеющий собственное мнение, но и умеющий ценить мнение окружающих.
Каково отношение героя-рассказчика к Ивану Павлычу Кораблёву?
1) Герой-рассказчик относится к Кораблёву с подобострастием – как к начальнику.
2) Герой-рассказчик игнорирует мнение Кораблёва, так как тот не является для мальчика авторитетом.
3) Герой-рассказчик относится к Кораблёву с иронией и снисходительностью – как к человеку другого поколения.
4) Герой-рассказчик дорожит мнением Кораблёва и доверяет ему.
Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик называет своего гостя «Иваном Павлычем»? Такая форма имени говорит …
1) о возрасте гостя, а также о том, что герой-рассказчик и его гость – хорошие знакомые.
2) о скрытом недовольстве героя-рассказчика посещением Кораблёва.
3) о несерьёзном и поверхностном отношении героя-рассказчика ко всем взрослым, в том числе и к Кораблёву.
4) о формальных отношениях между героями.
Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему Иван Павлыч Кораблёв утверждает, что герою-рассказчику стоит осознать, зачем он существует «на белом свете»?»
1) Иван Павлыч считает, что это необходимо для того, чтобы получать хорошие отметки.
2) Ивану Павлычу жаль больного мальчика, и он пытается его утешить.
3) Иван Павлыч считает, что это поможет мальчику добиться в жизни успеха, и верит в его характер.
4) Иван Павлыч думает, что вслед за этим у мальчика появится художественный дар.
В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено в тексте содержанию первого?
1) (1) Когда Иван Павлыч Кораблёв пришёл проведать меня в госпитале, я сразу понял, что разговор, несмотря на мою болезнь, будет серьёзным. (2) И не ошибся.
2) (14) Какая же воля может быть у человека, который не знает, что он сделает через час? (15) Если бы у тебя была сильная воля и ты верил в свои силы, ты бы хорошо учился.
3) (28) Но всё-таки я чувствовал, что Иван Павлыч в чём-то прав. (29) А что если у меня действительно слабая воля?
4) (38) Скажем, каждое утро обтираться холодной водой. (39) Или выйти по математике на «отлично».
3. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является фразеологизм?
1) (10) Я был поражён.
2) (14) Какая же воля может быть у человека, который не знает, что он сделает через час?
3) – (22) И вообще пора тебе подумать, кто ты такой и зачем существуешь на белом свете!
4) (40) Но всё это я отложил до своего выздоровления, а пока только думал и думал…
4. Из предложений 11–14 выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении парный глухой согласный уподобляется следующему после приставки звонкому согласному звуку (происходит озвончение).
5. Из предложениий 29–31 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом правописания краткой формы страдательных причастий прошедшего времени.
6. Замените разговорное слово ПРОВЕДАТЬ в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание СКАЗАЛ СО СТРАДАНИЕМ в предложении 17, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 38.
9. Среди предложений 24–31 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
Среди предложений 1–5 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
10. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Разумеется, (1) нужно было бы проверить себя ещё раз. Скажем, (2) каждое утро обтираться холодной водой. Или выйти по математике на «отлично». Но всё это я отложил до своего выздоровления, (3) а пока только думал и думал…
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 11. Напишите ответ цифрой.
12. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую(-ие) в сложном предложении запятую(-ые) между частями, связанными подчинительной связью.