МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ. ьюаженную социальную значимость: образование (до 40% общих благотворительных вкладов), здравоохранение (до 30%)

ьюаженную социальную значимость: образование (до 40% общих благотворительных вкладов), здравоохранение (до 30%). социальную поддержку и активность (до 20%), ту же сферу культуры (до 11%) и др. Поддержка культуры и искусства в Японии, например, переживает настоящий бум. Культурно-исторические ценности либо передаются существующим музеям, либо в создаваемые музеи корпо­раций. Фактически каждая крупная корпорация имеет свой музей — не только по профилю своей деятельности, но и изобразительного искусства. Как известно, самые дорогие приобретения за последние годы на аукционах делали именно японские корпорации. Широко финанси­руются и поддерживаются библиотеки, архивные храни­лища. Под эгидой фирм проводятся конкурсы, фестива­ли, учреждаются премии, стипендии и т. п. Крупные уни­вермаги стали постоянными организаторами культурных программ на территории своих торговых помещений, ста­ли постепенно обзаводиться собственными художествен­ными галереями, а то и музеями.

Аналоги такой деятельности имеются и в российской действительности. Зарубежные компании и здесь прояв­ляют активность. На вопрос — почему фирма «Люфтган-за» финансирует выставку Родченко и Степановой в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, представителем компании был дан ответ: «Мы финанси­руем все, что движется, летит, все, что устремлено в бу­дущее. Поэтому мы не занимаемся реалистической живо­писью XIX века, а вот Татлин или Родченко — это наше». Все большую активность проявляет и отечественный ка­питал. Так, банковской группой «Союз» (бывшим Сто­личным банком сбережений, а затем — СБС-АГРО) было восстановлено здание постройки XIX в. на Неглинной, 14 в Москве. Помимо главного офиса и универсальной сбер­кассы банка, в особняке был открыт Московский центр искусств (на правах дочерней фирмы банка) с постоянно действующей художественной выставкой из собственных коллекций банка, насчитывающей уже более 3 тыс. произ­ведений искусства. Эту коллекцию банк энергично соби­рал с момента своего основания, и сейчас это самая боль-ая корпоративная коллекция в России, включающая в сновном произведения русского искусства XIX — пер-и трети XX в. Банк уже демонстрировал ее в столице,

РГАНИЗАЦИОННОЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

много раз вывозил в провинцию. Центр не только хранит коллекцию, но занимается реставрацией доверенных ему работ, регулярно проводит экспозиции из собраний про­винциальных музеев, коллекций других банков, в том числе зарубежных. Была создана библиотека по истории и искусству города, регулярно проводятся музыкальные вечера. Известен банк и своими филантропическими про­ектами, поддержкой Третьяковки, выставочной деятель­ности других музейных центров. В частности, именно он финансировал выставку «Золото Трои» в Музее изобрази­тельных искусств.

Аналогичной деятельностью занимаются и другие кор­порации. Например, ежегодную премию отечественным деятелям культуры «Овация» присуждает «ЛОГОВАЗ». Альфа-банк в сотрудничестве с московским Литфондом ежегодно выдает гранты для осуществления литератур­ных проектов — 15 стипендий на год из расчета 100 дол­ларов США ежемесячно.

Ряд корпораций создал свои художественные коллек­ции. Бизнес-банк использовал свою коллекцию русского пейзажа XIX-XX вв. (Поленов, Айвазовский, Шишкин, всего около полусотни работ оценены экспертами Третья­ковки в 1,6 млн. долларов США) как дополнение к стаби­лизационному кредиту Центрального банка. Картины пока висят в банковских офисах, но под контролем заимодавца. Иногда вокруг таких коллекций разгораются нешу­точные скандалы. Например, печально известный Инком­банк, как и другие крупные частные российские банки, начал собирать свою коллекцию в 1992 г. Уже к 1998 г. он стал обладателем крупного собрания — около 500 про­изведений русского искусства XX столетия от группы «Бубновый валет» (Удальцова, Древин, Фальк, Ленту­лов) до нонконформистов 1960-1970-х (Кабаков, Рабин, Немухин, Плавинский, Штейнберг, Яковлев, Краснопев-цев). Уникальным это собрание делали три картины К. Ма­левича («Черный квадрат», «Автопробег», «Портрет же­ны») и несколько его рисунков, которые Инкомбанк при­обрел у наследников художника. После отзыва лицензии банка в 1998 г. в печать просочились сведения о том, что представители банка пытались предложить четыре рабо­ты Малевича (включая «Черный квадрат») аукционному дому Sothebys для внеаукционной продажи. Вероятно,

Наши рекомендации