Целевая аудитория
1) студенты, обучающиеся в бакалавриате и магистратуре вузов, готовящих специалистов для торговли (программа используется в учебном процессе);
2) сотрудники торговых организаций, проходящих корпоративное обучение и повышение квалификации (программа используется в корпоративных тренингах);
3) на свободном рынке – желающие создать собственное дело в сфере розничной торговли.
Цель программы
Сформировать компетенции (знания, умения и навыки), позволяющие готовить обоснование открытия розничной торговой точки и вести операционную деятельность по управлению продажами.
Содержание обучающей программы
Графическая интерпретация алгоритма обучающей программы представлена в виде логической схемы (рис. 1).
рис. 1. Логическая схема выполнения задания
Выполнение задания по проектированию розничного магазина начинается с анализа товарного концепта магазина, в соответствии с которым выбирается населенный пункт и местоположение магазина на карте населенных пунктов.
При анализе места расположения магазина определяется тип района, характеристики населения района, влияние объектов инфраструктуры, потенциал развития района. Выбирается месторасположение парковки и организация движения на ней.
При разработке проекта помещения определяется площадь, планировка и ассортимент товаров для продажи. Определение внутренней планировки магазина начинается с анализа выделенных площадей, формы торгового зала, выбора метода организации покупательских потоков.
Важным элементом внутренней планировки является мерчандайзинг - определение способов выкладки товара, цветовой схемы и атмосферы магазина, оформления витрин.
После выбора профиля магазина определяется перечень оборудования и тип его внутренней компоновки, который должен соответствовать оформлению и отделке торгового зала.
На основе характеристики местоположения магазина, особенностей его работы и анализа потенциальных покупателей рассчитывается прогнозный объем продаж: задается количество жителей данного района, который делится на сектора, и определяется количество посетителей в данном секторе, исходя из интенсивности трафика, количества близлежащих домов, уровня конкуренции и инфраструктуры района.
Товарный концепт магазина с учетом тенденций развития рынка встроен в алгоритм программы.
Известен состав оборудования магазина и его стоимость, необходимо оборудовать торговый зал, складские помещения и витрину.
Необходимо сделать следующие действия:
1) Выбрать населенный пункт, в котором планируется открыть магазин (карты населенных пунктов вложены в алгоритм программы).
2) Определить местоположение магазина в населенном пункте (конкретный дом, улица, фото помещения вложены в алгоритм программы).
3) Сделать и нарисовать в масштабе проект помещения (площадь, планировка) с применением программ 3D-графики и объемного моделирования.
4) Определить посредством самостоятельных расчетов безубыточности жизнеспособность проекта будущего магазина.
5) Сформировать ассортимент товаров и обосновать план продаж магазина (прайс-листы товаров вложены в алгоритм программы)
6) Сравнить план продаж с расчетами безубыточности, сделать вывод о запасе финансовой прочности и принять решение об эффективности проекта открытия розничного магазина.
7) Сформулировать план дальнейшего развития сети магазинов.
Подробный перечень учебных задач, решаемых в программе обучения приведен в приложении 1.
Приложение 1. Перечень учебных задач, решаемых в программе обучения
- Определить товарный концепт:
- группа населения и целевой сегмент (дети, молодежь, средний возраст, старший возраст и др.)
- периодичность покупок (обновления ассортимента) и сезонность товара
- порядок взаимодействия с потенциальными покупателями (рекламные и информационные коммуникации)
- вид товара
- структура ассортимента (широкая, узкая и др.)
- ценовой сегмент товаров (для богатых, бедных, среднего класса и др.)
- ожидаемый объем продаж по группам ассортимента (по месяцам) и время выхода на стабильные продажи
- тип магазина (специализированный, универсальный и др.)
- источники получения товара (в России, из-за границы, напрямую от производителей, от оптовиков и др.)
- продажа товаров различных групп: для финансового потока, для дохода, для привлечения покупателей)
- Сформулировать организацию работы магазина/торговой точки:
- проект планировки помещений (торговый зал/торговое место, администрация, склад)
- дизайн-проект помещения и входа (вывеска, цветовое оформление, витрина, информационные табло и т.п.)
- потребность в оборудовании (полки, стенды, вешалки, зеркала, освещение, кабинки, кассовый аппарат, сканеры штрих-кодов и др.)
- условия аренды помещения
- длительность подготовительного периода для открытия магазина/торговой точки и необходимые регистрационные действия/расходы
- потребность в персонале (продавцы, администратор, менеджер по закупкам, кладовщик, бухгалтер и др.)
- местоположение магазина/торговой точки (на транзитном потоке или в спальном районе)
- Определить финансовые параметры для расчетов:
- величина наценки по группам товаров
- оборачиваемость запасов (сколько дней продается в среднем позиция ассортимента)
- величина запасов (сколько денег в запасах на 1 руб. затрат)
- порядок оплаты продавцов
- инвестиции в оборудование
- инвестиции в оформление
- расходы на рекламу
- необходимость кредита и условия его погашения
- Рассчитать безубыточность магазина и потребность в сети магазинов:
- объем товарооборота безубыточности
- чувствительность расчетов к изменению исходных параметров (торговая скидка, средние переменные расходы, постоянные расходы)
- Рассчитать финансовый план:
- поступления от продаж
- текущие переменные расходы
- маржинальную прибыль
- постоянные расходы (аренда помещений, административные расходы)
- прибыль от продаж
- время окупаемости вложений