Инновации и механизмы повышения антикризисной устойчивости

Можно выделить следующие виды инноваций, применяющиеся при антикризисном управлении:

1) изготовление нового, т. е. еще неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага;
2) внедрение нового, т. е. данной отрасли промышленности еще практически неизвестного, метода (способа) производства, в основе которого лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара;
3) освоение нового рынка сбыта, т. е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет;
4) получение нового источника сырья или полуфабрикатов равным образом независимо от того, существовал ли этот источник прежде, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать;
5) проведение соответствующей реорганизации, например обеспечение монопольного положения (посредством создания трестов) или подрыв монопольного положения другого предприятия.

Механизм применения инноваций в антикризисном управлении представлен на рисунке 10.4.1.

Инновации и механизмы повышения антикризисной устойчивости - student2.ru

Рис. 10.4.1. Механизм применения инноваций в антикризисном управлении

Риски в антикризисном управлении

Антикризисный менеджмент в значительной части решаемых проблем является рисковым. Управленческий риск как многофакторная категория менеджмента исследуется в динамике целенаправленного циклического процесса управления, имеющего информационные, временные, организационные, экономические, социальные и правовые параметры.

Табл. 10.5.1 Виды рисков при антикризисном управлении

Признак Вид риска
Назначение риска Риск, предполагающий потери; риск, предполагающий выгоду
Функциональные особенности риск-процесса Маркетинговый; инновационный; инвестиционный; производственный; страховой; финансовый
Содержание риск-результата Экономический; социальный; правовой; организационный; инновационный; психологический; имиджевый
Последствия реализации риск-решения Социальные; политические; экологические; демографические
Уровень внешних факторов (источников) риска Международный; макроэкономический; региональный
Рыночный фактор риска Конкурентный; конъюнктурный; ценовой; коммуникационный
Рынки факторов производства как источники риска Человеческих ресурсов; информационный; финансовых ресурсов; материальных ресурсов; временной
Средства воздействия Целевой; стратегический; тактический; прогнозируемый; планируемый; концептуальный; мотивационный; стимулирующий; структурный
Характер проявления Субъективный; объективный; неправомерный (правомерный); неоправданный (оправданный); криминогенный
Метод (методология) Экспертный; экономико-математический; дисконтирования; статистический; интуитивный

Приведем отдельные примеры управленческого риска.

– Маркетинговый риск конкурентной стратегии развития фирмы может быть выражен в потере доли рынка, в снижении объема продаж и размера прибыли, а также в величине вероятности проявления негативных изменений во внешней среде, например роста цен на энергоносители, повышения процентных ставок по кредитам.

– Финансовый риск – риск финансовой стратегии фирмы может быть выражен в величине потерь доходности ценных бумаг вследствие финансового кризиса и падения валютного курса и в вероятности возникновения такой ситуации. Следует отметить, что финансовые риски наиболее подвижны и разнообразны. Среди них выделяют риски: процентный, кредитный, валютный, неплатежеспособности, ликвидности, рыночный, инфляционный, финансовых злоупотреблений.

– Производственный риск – превышение текущих расходов предприятия в сравнении с бизнес-планом из-за непредвиденных ситуаций: простоев оборудования, недопоставки материалов. Вероятность возникновения таких ситуаций непосредственно связана со снижением уровня организации управления на предприятии из-за внешних и внутренних факторов.

– Инвестиционный риск – риск неопределенности возврата вложенных средств и получения дохода. Например, риск вложения средств в проект связан с неопределенностью его реализации, в связи с неполнотой и погрешностью исходных данных об условиях реализации, о величине затрат и результатов, с возникновением негативных ситуаций при проектировании (изменение конъюнктуры рынка), а также с воздействием факторов технического, коммерческого, политического характера.

Методы управления рисками при антикризисном управлении представлены на рис. 10.5.2.

Инновации и механизмы повышения антикризисной устойчивости - student2.ru

Рис. 10.5.2. Методы управления рисками при антикризисном управлении

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем суть программы Эдварда Деминга?

2. Дайте классификацию «нововведения» Й. Шумпетера.

3. С чем связана инновационная деятельность предприятия?

4. Что такое инновационный потенциал?

5. Какие факторы определяют инновационный потенциал?

6. Что оказывает влияние на разработку нововведений?

7. Какие признаки инновационных структур предприятия используются в антикризисном управлении?

8. Какие типы инновационных структур существуют?

9. Что представляет собой инновационная инфраструктура?

10. Какие виды инноваций применяются в антикризисном управлении?

11. Как выглядит механизм применения инноваций в антикризисном управлении?

12. Какие виды риска важны для антикризисного управления?

13. Перечислите основные методы управления риском в антикризисном управлении.

Тесты:

1. Сколько принципов управления корпорацией в условиях жесткой конкуренции изложил Эдвард Деминг?

а) 11;

б) 5;

в) 14;

г) 8.

2. Кому из экономистов принадлежит наибольший вклад в развитие теории инноваций:

а) Эдварду Демингу;

б) Йозефу Шумпетеру;

в) Артуру Лафферу;

г) Уильяму Биверу.

3. Процесс формирования эффективной системы инновационного управления зависит от:

а) уровня инновационного потенциала;

б) уровня инвестиционного потенциала;

в) уровня предпринимательского потенциала;

г) уровня рентабельности.

4. Факторами, способствующими разработке нововведений являются:

а) высокие затраты, связанные с разработкой и внедрением нововведений;

б) длительные сроки между разработкой нововведения и выходом изделия на рынок;

в) повышение научно-технического потенциала специалистов;

г) непатентоспособность нововведения.

5. К факторам, не способствующим разработке нововведений относятся:

а) сохранение и расширение производственной базы;

б) сокращение затрат;

в) имидж корпорации;

г) большая неуверенность в успехе.

6. Отличительным признаком инновационных фирм не является:

а) использование разнообразной современной практики стимулирования творческой активности работников;

б) поощрение и поддержка менеджерами инновационной активности служащих на всех уровнях с помощью специальных бюджетных ассигнований;

в) наличие большого уставного капитала;

г) поощрения принятия решений по отбору и внедрению нововведений на коллективной основе.

7. В литературе различают два основных типа инновационных стратегий:

а) тактический и оперативный;

б) адаптивный и конкурентный;

в) агрессивный и конкурентный;

г) адаптивный и оперативный.

Наши рекомендации