Инновации и механизмы повышения антикризисной устойчивости
Можно выделить следующие виды инноваций, применяющиеся при антикризисном управлении:
1) изготовление нового, т. е. еще неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага;
2) внедрение нового, т. е. данной отрасли промышленности еще практически неизвестного, метода (способа) производства, в основе которого лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара;
3) освоение нового рынка сбыта, т. е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет;
4) получение нового источника сырья или полуфабрикатов равным образом независимо от того, существовал ли этот источник прежде, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать;
5) проведение соответствующей реорганизации, например обеспечение монопольного положения (посредством создания трестов) или подрыв монопольного положения другого предприятия.
Механизм применения инноваций в антикризисном управлении представлен на рисунке 10.4.1.
Рис. 10.4.1. Механизм применения инноваций в антикризисном управлении
Риски в антикризисном управлении
Антикризисный менеджмент в значительной части решаемых проблем является рисковым. Управленческий риск как многофакторная категория менеджмента исследуется в динамике целенаправленного циклического процесса управления, имеющего информационные, временные, организационные, экономические, социальные и правовые параметры.
Табл. 10.5.1 Виды рисков при антикризисном управлении
Признак | Вид риска |
Назначение риска | Риск, предполагающий потери; риск, предполагающий выгоду |
Функциональные особенности риск-процесса | Маркетинговый; инновационный; инвестиционный; производственный; страховой; финансовый |
Содержание риск-результата | Экономический; социальный; правовой; организационный; инновационный; психологический; имиджевый |
Последствия реализации риск-решения | Социальные; политические; экологические; демографические |
Уровень внешних факторов (источников) риска | Международный; макроэкономический; региональный |
Рыночный фактор риска | Конкурентный; конъюнктурный; ценовой; коммуникационный |
Рынки факторов производства как источники риска | Человеческих ресурсов; информационный; финансовых ресурсов; материальных ресурсов; временной |
Средства воздействия | Целевой; стратегический; тактический; прогнозируемый; планируемый; концептуальный; мотивационный; стимулирующий; структурный |
Характер проявления | Субъективный; объективный; неправомерный (правомерный); неоправданный (оправданный); криминогенный |
Метод (методология) | Экспертный; экономико-математический; дисконтирования; статистический; интуитивный |
Приведем отдельные примеры управленческого риска.
– Маркетинговый риск конкурентной стратегии развития фирмы может быть выражен в потере доли рынка, в снижении объема продаж и размера прибыли, а также в величине вероятности проявления негативных изменений во внешней среде, например роста цен на энергоносители, повышения процентных ставок по кредитам.
– Финансовый риск – риск финансовой стратегии фирмы может быть выражен в величине потерь доходности ценных бумаг вследствие финансового кризиса и падения валютного курса и в вероятности возникновения такой ситуации. Следует отметить, что финансовые риски наиболее подвижны и разнообразны. Среди них выделяют риски: процентный, кредитный, валютный, неплатежеспособности, ликвидности, рыночный, инфляционный, финансовых злоупотреблений.
– Производственный риск – превышение текущих расходов предприятия в сравнении с бизнес-планом из-за непредвиденных ситуаций: простоев оборудования, недопоставки материалов. Вероятность возникновения таких ситуаций непосредственно связана со снижением уровня организации управления на предприятии из-за внешних и внутренних факторов.
– Инвестиционный риск – риск неопределенности возврата вложенных средств и получения дохода. Например, риск вложения средств в проект связан с неопределенностью его реализации, в связи с неполнотой и погрешностью исходных данных об условиях реализации, о величине затрат и результатов, с возникновением негативных ситуаций при проектировании (изменение конъюнктуры рынка), а также с воздействием факторов технического, коммерческого, политического характера.
Методы управления рисками при антикризисном управлении представлены на рис. 10.5.2.
Рис. 10.5.2. Методы управления рисками при антикризисном управлении
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем суть программы Эдварда Деминга?
2. Дайте классификацию «нововведения» Й. Шумпетера.
3. С чем связана инновационная деятельность предприятия?
4. Что такое инновационный потенциал?
5. Какие факторы определяют инновационный потенциал?
6. Что оказывает влияние на разработку нововведений?
7. Какие признаки инновационных структур предприятия используются в антикризисном управлении?
8. Какие типы инновационных структур существуют?
9. Что представляет собой инновационная инфраструктура?
10. Какие виды инноваций применяются в антикризисном управлении?
11. Как выглядит механизм применения инноваций в антикризисном управлении?
12. Какие виды риска важны для антикризисного управления?
13. Перечислите основные методы управления риском в антикризисном управлении.
Тесты:
1. Сколько принципов управления корпорацией в условиях жесткой конкуренции изложил Эдвард Деминг?
а) 11;
б) 5;
в) 14;
г) 8.
2. Кому из экономистов принадлежит наибольший вклад в развитие теории инноваций:
а) Эдварду Демингу;
б) Йозефу Шумпетеру;
в) Артуру Лафферу;
г) Уильяму Биверу.
3. Процесс формирования эффективной системы инновационного управления зависит от:
а) уровня инновационного потенциала;
б) уровня инвестиционного потенциала;
в) уровня предпринимательского потенциала;
г) уровня рентабельности.
4. Факторами, способствующими разработке нововведений являются:
а) высокие затраты, связанные с разработкой и внедрением нововведений;
б) длительные сроки между разработкой нововведения и выходом изделия на рынок;
в) повышение научно-технического потенциала специалистов;
г) непатентоспособность нововведения.
5. К факторам, не способствующим разработке нововведений относятся:
а) сохранение и расширение производственной базы;
б) сокращение затрат;
в) имидж корпорации;
г) большая неуверенность в успехе.
6. Отличительным признаком инновационных фирм не является:
а) использование разнообразной современной практики стимулирования творческой активности работников;
б) поощрение и поддержка менеджерами инновационной активности служащих на всех уровнях с помощью специальных бюджетных ассигнований;
в) наличие большого уставного капитала;
г) поощрения принятия решений по отбору и внедрению нововведений на коллективной основе.
7. В литературе различают два основных типа инновационных стратегий:
а) тактический и оперативный;
б) адаптивный и конкурентный;
в) агрессивный и конкурентный;
г) адаптивный и оперативный.