Понятие системы неналоговых доходов бюджетов

Определенная часть денежных средств поступает в распоря­жение государства через взимание неналоговых платежей. Неналоговые платежи, как и налоги, уплачиваются юридиче­скими и физическими лицами. И те и другие платежи, поступа­ющие в распоряжение государства, устанавливаются органами представительной власти Российской Федерации и ее субъек­тов^. Все это позволяет объединить налоговые и неналоговые поступления в общей категории государственных доходов.

Вместе с тем для неналоговых доходов государства характер­ны некоторые особенности, отличающие их от государственных налогов. Во-первых, большинство неналоговых платежей имеют дву­сторонний характер. То есть субъекты правоотношений, возни­кающих по поводу уплаты большинства неналоговых платежей, имеют взаимные права и обязанности. Так, государство, взимая неналоговые платежи, обязано совершить соответствующие действия в поль­зу плательщиков этих платежей,— например, предоставить право на занятие какой-либо деятельностью и т. п. В свою очередь, плательщики неналоговых платежей вправе потребовать от государственных органов совершения в свою пользу соответствующих действий. Такая взаимосвязь прав и обязанностей субъектов правоотношений, возникающих по по­воду уплаты большинству неналоговых платежей, придает им характер возмездности. Во-вторых, в отличие от налогов, которые всегда являются обязательными платежами, неналоговые доходы могут иметь форму обязательных и добровольных платежей. Большая часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных плате­жей. Их обязательность подтверждается принудительным взыс­канием в определенном ии,.,кдке в случае неуплаты в предусмот­ренных случаях.

Методы при­влечения дополнительных денежных средств на принципе добровольности определены законодательством. К ним относят­ся выпуск и распространение государственных ценных бумаг, проведение государственных лотерей, взносы в порядке осущес­твления благотворительной деятельности и иные законные методы.

В-третьих, особенностью неналоговых платежей является и то, что для них в большей степени, чем для налогов, характерен признак целевой направленности. Целевое направление использования неналоговых дохо­дов устанавливается при введении неналоговых платежей и закрепляется в правовых актах, определяющих порядок исчис­ления и взимания каждого конкретного платежа.

Перечень платежей, составляющих группу неналоговых до­ходов государства, на разных территориальных уровнях опре­деляется Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» иным федеральным законодательством и законо­дательством субъектов Федерации.

К платежам данной группы относятся: платежи в связи с пользованием недрами (за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за поль­зование акваторией и участками морского дна и др.); неналого­вые платежи за землю (арендная плата, нормативная цена земли); платежи за предоставление государственными органами услуг, совершение иных юридически значимых действий в пользу юридических и физических лиц (государственная пош­лина, таможенная пошлина, иные пошлины, лицензионные и регистрационные сборы: за получение лицензии на занятие той или иной деятельностью, за регистрацию уставных документов, за проверку средств измерений, за сертификацию товаров и другие сборы);

в) страховые и иные платежи юридических и физических лиц, в основе которых лежат конкретные государственные програм­мы (задачи) социального или экономического характера; доходы от приватизации государственной собственности. С расширением объектов, подлежащих приватизации, увеличи­ваются и доходы от ее осуществления; доходы штрафного характера (штрафы, пени, неустойки и т. п.),

Все перечисленные группы поступлений и образуют ненало­говые доходы государства.

Наши рекомендации