Появление новых конкурентов
На фоне общих темпов роста стройиндустрии, при достаточно большой емкости рынка и уровне цен в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (выше, чем в среднем по России) привлекательность рынка кирпича высока. В связи с этим большинство производителей кирпича заявили об увеличении объемов производства. Однако более других в этом направлении продвинулась «Победа/Knauf» (получено «пятно» под застройку).
Появление другого нового завода российской компании является маловероятным из-за высокого входного барьера в отрасль. Помимо капиталовложений в оборудование и производственные корпуса требуется наличие сырьевой базы, достаточные оборотные средства на кредитование крупных домостроителей.
При фактическом отсутствии производственных мощностей в регионе, для покрытия растущей потребности в лицевом кирпиче (в особенности цветном) и поризованной керамике, а также при ограниченных инвестиционных возможностях по улучшению качества продукции на большинстве предприятий появление нового сильного игрока в сегодняшней ситуации можно считать весьма вероятным.
Развитие конкурентной ситуации
1. Конкуренция на сегменте строительного кирпича будет усиливаться за счет ввода новых мощностей действующими производителями и давления поставок иногородних заводов.
2. С учетом тенденций спроса следует ожидать попыток производства лицевого кирпича и роста импорта цветного кирпича.
3. Угроза появления нового серьезного игрока на рынке с западным капиталом высока.
4. Производство ЗАО «Победа/Knauf» позволит усилить позиции компании на рынке при том, что, несмотря на более низкую долю на рынке, чем у «Группы ЛСР», даже ее текущие рыночные перспективы выглядят предпочтительнее.
5. Давление на рынок со стороны иногородних поставщиков на сегменте строительного кирпича уменьшаться не будет, а лицевого — будет увеличиваться.
Основные термины
Сегментирование рынка, первичный спрос, текущий спрос, потенциал рынка, доля рынка, стратегические группы.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие источники и методы сбора данных могут быть использованы для проведения маркетингового исследования в разделе «Анализ рынка»?
2. Каковы основные составляющие раздела «Анализ рынка»?
3. С какой целью проводится макро- и микросегментирование в анализе рынка товара?
4. Назовите основные методы микросегментирования рынка, укажите их преимущества и недостатки.
5. По каким критериям можно судить об эффективности проведенного сегментирования рынка?
6. Что характеризуют показатели потенциала рынка и доли рынка компании?
7. Каким образом можно рассчитать емкость рынка определенного товара для страны и степень удовлетворения спроса?
8. На основе каких показателей можно оценить спрос на потребительские товары?
9. Что необходимо учитывать при определении спроса на потребительские товары длительного пользования?
10. Какие подходы могут быть использованы для оценки емкости рынка?
Тема 7. План маркетинга
Цель раздела состоит в том, чтобы разработать план сбыта, показать выбранную стратегию маркетинга, ведущую к достижению поставленных целей, разъяснить, какие средства маркетинга и как будут задействованы.
План маркетинга является одним из важнейших разделов бизнес-плана. Он включает в себя два основных подраздела: 1) план продаж; 2) стратегия маркетинга.
План маркетинга напрямую затрагивает все остальные виды деятельности, поэтому процесс его разработки предполагает активное использование межфункциональных связей между различными руководителями и специалистами компании (производство, исследования и разработки, финансовая служба, управление персоналом).
План маркетинга должен отвечать на следующие вопросы.
Вопросник 7.1. План маркетинга 1. Какие цели ставятся перед маркетингом (объем сбыта, доля рынка)? 2. В чем суть концепции маркетинга? 3. Какие методы маркетинга предполагается использовать? 4. Каковы текущие маркетинговые мероприятия, необходимые для достижения поставленных целей? 5. Как будет организован маркетинг и каковы основные этапы в реализации стратегии маркетинга? 6. Какие для этого имеются ресурсы? |
Описывая план маркетинга, необходимо показать, почему клиенты будут покупать продукцию и как компания будет содействовать сбыту продукции, а именно:
• что будет делать компания;
• как компания будет это делать;
• кто в компании будет это делать.
Разработка плана маркетинга опирается на результаты, полученные в ходе анализа рынка и маркетинговых исследований. В ходе подготовки плана маркетинга прежде всего разрабатываются прогнозы объемов продаж и составляются планы продаж для каждого вида бизнеса и компании в целом. Затем должны быть определены средства достижения целей, выработаны конкретные маркетинговые программы мероприятий, конкретизирующие принятые решения о товаре, сбыте, ценообразовании и коммуникациях, а также определен маркетинговый бюджет.
План продаж
В первую очередь необходимо подготовить прогноз продаж. Он определяет предполагаемый ежегодный и ежемесячный (для первого года) объем продаж в натуральном выражении, а также доход от продаж (выручку от реализации продукции) в стоимостном выражении на планируемый период.
Прогнозирование — ценный инструмент для стратегического мышления менеджера — аналитика проекта. Чем более точен прогноз, тем большим потенциалом он обладает в качестве основы для бизнес-планирования.
Прогнозирование продаж рассматривается как пассивное предсказание вероятных ожидаемых событий и результатов, позволяющее получить общую картину на перспективу (несколько лет) без расшифровки конкретных деталей. В отличие от прогноза план продаж составляется на более короткий период. В нем отражаются принятые решения и намерения руководства оказать влияние на ожидаемые результаты, например на объем продаж, через реализацию ряда определенных запланированных действий (например, увеличение численности работников сбыта, усиление рекламы и продвижения товара на рынок и др.). Одновременно он характеризует и предполагаемые необходимые затраты по сбыту, определяющие в стоимостном выражении объем и характер маркетинговых усилий.
Как правило, используют три основных метода прогнозирования продаж.
1. Статистический прогноз
Он строится путем экстраполяции тенденций предшествующих лет с учетом ожидаемых тенденций и внутреннего анализа фирмы. Прогноз продаж составляется укрупненно, на базе общих показателей. Этот метод приемлем в тех случаях, когда существует некоторая «история» продаж за ряд лет. Он применяется для тех предприятий, где невозможно структурировать продажи по группам продукции или заказчикам. С целью выявления закономерностей анализируется статистика продаж за определенный период (3, 5 и более лет), определяются тенденции и тренды, которые можно затем экстраполировать на будущие продажи. На рис. 7.1 представлено прогнозирование сбыта на основе экспоненциального сглаживания.
Рис. 7.1. Прогнозирование сбыта посредством экспоненциального сглаживания
Достоинство метода состоит в том, что он базируется на фактических данных о продажах за предыдущие годы, которые реально имели место.
Однако метод неприемлем для прогнозирования продаж на новых предприятиях, по которым статистика предшествующих лет либо вообще отсутствует, либо содержит несопоставимые данные, для которых невозможно выделить какие-либо закономерности.
2. Метод экспертных оценок
Он опирается на собранные мнения и оценки менеджеров по сбыту относительно объемов продаж каждого товара по каждому из клиентов или секторов рынка. Для прогнозирования количества единичных продаж требуется знать поведение покупателя. Этот метод используется в ситуациях, когда:
• отсутствуют ретроспективные данные о продажах (при создании новой фирмы или выборе нового вида деятельности для уже существующего предприятия);
• существует возможность построения прогноза по отдельному продукту, заказчику или сектору рынка на основе данных о единичных продажах.
3. Прогнозирование по методу безубыточности
Используется для новых предприятий или новых видов деятельности, когда целью является определение и достижение безубыточного уровня производства и продаж, который необходим для получения дохода, обеспечивающего покрытие затрат.
Прогнозирование объемов продаж для предприятий малого бизнеса может опираться и на использование метода бенчмар-кинга. Этот метод основан на наблюдении за результатами деятельности и выявлении лучших методов работы других организаций — аналогичных по размеру предприятий, осуществляющих свой бизнес на исследуемом региональном рынке и выпускающих аналогичную продукцию (услуги).
Для малого бизнеса в сфере услуг (мастерские по ремонту бытовой техники, кафе, мини-прачечные, салоны причесок и т. п.) объектами бенчмаркинга могут служить аналогичные предприятия, функционирующие в рассматриваемом (аналогичном) микрорайоне. Для получения необходимых данных об объемах сбыта объектов бенчмаркинга могут быть использованы методы экспертного интервьюирования работников данного предприятия (менеджеров, торгового/ сбытового персонала), а также методы наблюдения и эксперимента, применение которых не требует больших финансовых затрат. Понятно, что полученные данные необходимо верифицировать другими возможными методами (например, методом Дельфи).
Таким образом, для составления достоверного прогноза необходимо учитывать:
• характеристики фактической емкости рынка и уровня спроса (в натуральных и стоимостных показателях);
• основные тенденции рынка (рост, насыщение, спад);
• конкуренцию;
• привычки и предпочтения покупателей;
• уровень безубыточности производства и продаж, который показывает объем продаж, необходимый для выживания предприятия;
• объем продаж, который может обеспечить имеющийся персонал, а также возможности по дополнительному привлечению персонала и расширению площадей для обслуживания клиентов;
• стратегию маркетинга.
На основе анализа фактических объемов продаж и характеристик рыночного спроса на продукцию могут быть разработаны прогнозы ожидаемых объемов продаж продукции (услуг). Построение прогнозов опирается на различные допущения и предположения о развитии событий и влиянии некоторых факторов. Различные сценарии развития событий приводят к получению различных прогнозов. Прогноз продаж рекомендуется разработать для трех альтернативных сценариев развития событий (пессимистического, оптимистического и наиболее вероятного). Как правило, оптимистический прогноз связан с разработкой наступательной стратегии, которая требует гораздо больше финансовых затрат, но реализация которой может привести и к получению большей прибыли. Все дальнейшие расчеты в финансовом разделе бизнес-плана проводятся в первую очередь по наиболее вероятному, реалистичному варианту. Форма представления сценарных прогнозов приведена в табл. 7.1.
Таблица 7.1. Прогноз продаж продукции (услуг) на 200_-200_ гг.
Наименование продукции (услуг) | Сценарии | ||
пессимистический (ед.) | наиболее вероятный (ед.) | оптимистический (ед.) | |
Итого |
Полезно представить прогнозы объемов продаж на 3 последующих года, каждый из них — по периодам (квартал, месяц), чтобы показать ожидаемый рост и влияние такого фактора, как сезонность. Динамику можно изобразить в графическом виде и сопроводить необходимыми пояснениями. Эти прогнозы особенно важны при разработке финансовых планов. Прогнозы должны строиться на реальной основе и выглядеть правдоподобными, чтобы не ставить под сомнение обоснованность всего бизнес-плана.
Если в бизнес-плане рассматриваются несколько продуктов (услуг), то лучше показать прогнозы объемов продаж по каждому из них. Полезно представить ожидаемые объемы продаж и по группам потребителей. Такие прогнозы сбыта вызовут больше доверия, если они сопровождаются описанием основных предположений и допущений, на которых они были построены (рост доходов населения, правительственная политика, миграция населения и др.).
При разработке прогнозов продаж и поступлений от продаж необходимо учитывать фактор времени и множество других факторов, влияющих на конечный финансовый результат, а именно: время задержки платежей за реализованную продукцию, условия оплаты продукции потребителями (в кредит, с предоплатой и по факту), платежеспособность клиентов и т. п.
Статический метод расчета не позволяет учесть влияние указанных факторов, а потому может быть использован только для проведения приближенных расчетов. Преодолеть этот недостаток позволяют динамические методы имитационного моделирования с использованием аналитических систем (например, Project Expert) и персональных компьютеров. В них поступление выручки от реализации продукции рассматривается как последовательность событий, происходящих во времени.
Для наглядного представления информации по прогнозу продаж продукции и их динамики могут быть использованы таблицы, графики и диаграммы.
На основе прогноза продаж разрабатывается план продаж (табл. 7.2). Он должен быть составлен в помесячной разбивке с учетом фактора сезонности (если таковой имеется), целевой доли рынка, производственных возможностей предприятия, реализуемой стратегии маркетинга и других факторов, которые оказывают существенное влияние на объемы продаж.
Таблица 10.2. План продаж продукции на 200__ г.
Наименование показателей | Ед. изм. | Периоды (по месяцам) | Итого за год | |||||||
… | ||||||||||
1. Изделие (услуга) А, в том числе: | ||||||||||
• объем продаж | ед. | |||||||||
• цена за ед. | тыс. руб. | |||||||||
• выручка от продаж | тыс. руб. | |||||||||
2. Изделие (услуга) В, в том числе: | ||||||||||
………………………………. | ||||||||||
Всего: выручка от продаж | тыс. руб. |
При формировании табл. 7.2 необходимо учитывать следующее. Планирование по первому году осуществляется в помесячной разбивке, а второй и третий годы более укрупненно — по кварталам и по годам. Чем дальше период планирования, тем менее детально он разрабатывается. Это относится и к другим документам финансового плана (например, план прибылей и убытков, план денежного потока). На основе плана продаж определяются:
1) предполагаемые расходы, связанные с реализацией продукции (услуг) и осуществлением маркетинговых мероприятий;
2) предполагаемый объем работ, который закладывается в календарный план проекта и определяет потребность в производственных мощностях, материальных и трудовых ресурсах и организацию их использования.
Итак, в результате разработки данного подраздела на основе собранной ранее информации должны быть определены следующие параметры.
1. Планируемый объем продаж и поступления (выручка) от продаж.
2. Доля рынка (в %).
3. Коэффициенты сезонности сбыта.
4. Уровень цен по каждому виду продукции.
Стратегия маркетинга
Цель данного подраздела — представить стратегию и план маркетинга, показать маркетинговые действия, которые позволят обеспечить достижение поставленных целей (по объему продаж, прибыли и клиентам).
Стратегия маркетинга должна раскрывать следующее.
1. Главные стратегические установки маркетинга на рынке.
2. Комплекс маркетинга:
♦ товар и товарная политика;
♦ цены и политика ценообразования;
♦ продажи и сбытовая политика;
♦ реклама и продвижение.
3. Маркетинговую программу и бюджет маркетинга.
Важно, чтобы план маркетинга, являющийся составной частью бизнес-плана, в итоге занимал не более 3-4 страниц.
В табл. 7.3 представлены ключевые вопросы, которые должны быть отражены при разработке комплекса маркетинга.
Таблица 7.3. Вопросы для разработки комплекса маркетинга
Товар и товарная политика | Цены и политика ценообразования |
Комплекс продуктов (услуг) Качество Дизайн Упаковка Техническое обслуживание Сервис Гарантийное обслуживание | Цена продукта (услуги) Метод ценообразования Скидки и условия платежа Формы оплаты Сроки и условия предоставления коммерческого кредита |
Продажи и сбытовая политика | Реклама и продвижение |
Каналы сбыта География сбыта Время оформления заказа до поставки Запасы Транспорт План мероприятий по сбыту Бюджет маркетинга (инвестиционные затраты, текущие издержки) | Объекты и каналы коммуникации Персональная продажа Политика в отношении торговой марки План маркетинговых мероприятий Бюджет маркетинга (инвестиционные затраты, текущие издержки) |
Все составляющие маркетингового комплекса должны рассматриваться как взаимозависимые инструменты и быть связаны между собой для достижения целей маркетинга.
1. Главные стратегические установки маркетинга на рынке определяют концепцию маркетинга и его основные цели. Цели и задачи маркетинга служат основой для последующей разработки конкретной маркетинговой программы по их достижению.
Как известно, маркетинговые цели имеют непосредственное отношение к продажам, прибыли и клиентам. Они определяются для каждого товарного рынка (или отдельного сегмента). Целей не должно быть слишком много, иначе их трудно будет контролировать. Понятно, что не все цели можно выразить количественными показателями. Иногда цели задают некоторые организационные мероприятия, которые необходимо провести (например, осуществить программу переподготовки торгового персонала, провести опрос потребителей и др.).
Цели маркетинга должны быть обоснованны, реалистичны и достижимы, представлены в письменном виде и устанавливаются исходя из текущего положения дел на рынке, возможностей фирмы и имеющегося рыночного спроса. Затем потребуется наметить мероприятия, которые нужно предпринять для достижения поставленных целей.
Цели по продажам отражают не просто пассивный прогноз, а активное заявление о намерениях руководства достичь определенного уровня продаж в будущем. Цели, касающиеся объема продаж в стоимостном выражении, в большей мере соответствуют потребностям финансового учета. Однако стоимостные показатели могут искажать реальную ситуацию, если они не учитывают инфляцию и изменения в структуре ассортимента (за счет изменения доли дорогостоящих товаров) в общем объеме продаж в разные периоды времени. Поэтому наилучшим индикатором эффективности сбытовой деятельности можно считать объемы продаж в натуральных показателях при условии, что можно использовать единые для всех товаров единицы измерения (литры, тонны). Однако для некоторых рынков (например, для рынка страхования) не существует единой приемлемой натуральной единицы измерения.
Доля рынка относится к числу наилучших индикаторов, характеризующих положение компании на рынке относительно конкурентов.
Цели в отношении потребителей являются основанием для разработки стратегии рекламы и коммуникаций.
Основой для разработки стратегии маркетинга служат результаты исследования рынка. Состояние и тенденции развития рынка, характер конкурентной борьбы, имеющиеся у фирмы ресурсы влияют на выбор той или иной стратегии маркетинга:
• стратегии конкуренции (расширение своей доли рынка за счет конкурентов);
• стратегии расширения рынка (создание новых рынков, расширение спроса, интенсификация спроса).
Каждая стратегия маркетинга использует свой набор методов и инструментов, направлена на решение определенных задач. При разработке стратегии маркетинга необходимо сопоставить маркетинговые цели фирмы и имеющиеся ресурсы, с тем чтобы выбрать направления, наилучшим образом соответствующие и целям и ресурсам.
2. Товарная политика опирается на сегментацию рынка и изучение возможностей продукта применительно к каждому сегменту. Она разрабатывается с привязкой к сегментации и должна отвечать на следующие вопросы.
1. Насколько предлагаемые продукты (услуги) отвечают требованиям потребителя (по основным сегментам рынка)?
2. Какова их полезность?
3. В чем состоят преимущества продукции перед продукцией конкурентов?
4. Каково качество продукции и его роль в оценке продукции потребителем?
5. Каково значение сервиса, гарантийного и послепродажного обслуживания и др.?
Если выпускаемая продукция требует сервисного или гарантийного обслуживания, то дополнительно дается описание сервиса, его организация, кадровое обеспечение и ключевые факторы успеха.
Определение характеристик товара и товарной политики является основой для последующей разработки производственной программы и расчета производственных мощностей, определения инвестиционных затрат, производственных и маркетинговых издержек, а также для оценки рыночных рисков при осуществлении маркетинговой стратегии.
Инвестиционный проект оправдан с финансовой точки зрения, если результат его реализации представляет ценность для потребителя, т. е. если продукт может быть продан на рынке. Потенциальный потребитель будет покупать продукт (услугу) только в том случае, если в отличие от аналогичных продуктов конкурентов он обладает уникальными достоинствами, либо имеет меньшую цену, либо более экономичен в эксплуатации и т. д. Выражаясь языком маркетинга, продукт должен нести в себе уникальное торговое предложение (USP). В противном случае позиция компании-производителя будет уязвима для атак конкурентов.
Сформулировать уникальное торговое предложение и найти такую рыночную позицию для продукта или компании, которая будет выгодно отличать его (ее) от положения конкурентов, — ключевая задача маркетинга коммуникаций. Клиенты должны быть в состоянии немедленно уловить ту дополнительную выгоду, которую предлагает ваш продукт и которая имеет для них важное значение.
При разработке маркетинговой программы, направленной на достижение желаемой позиции в целевом сегменте, необходимо не только выделить самые перспективные сегменты рынка, но и указать, что может служить основой для их достижения (цена, качество, сервисные услуги, бренд и др.).
3. Цены и политика ценообразования — важный элемент общей стратегии маркетинга. Здесь необходимо дать общую структуру цен и привести соображения, лежащие в ее основе. При определении цены крайне важно учитывать, насколько предлагаемая продукция действительно может заинтересовать потребителя. Целесообразно рассмотреть политику предоставления скидок и корректировки цен, особенности политики ценообразования компании в отличие от ценовой политики основных конкурентов. Можно рассмотреть несколько вариантов ценовой политики, выбрав затем наилучший. Желательно показать влияние ценовой политики на прибыль фирмы. При этом необходимо увязать между собой цену, рынок сбыта и цели по прибыли.
4. Продажи и сбытовая политика — здесь подробно раскрывают выбранные каналы сбыта, организацию и развитие сбытовых сетей, формирование сбытового персонала, используемые способы доставки и продажи товара.
К числу важных элементов комплекса сбыта относятся: условия поставки (сроки поставки, транспортные средства, оптимизация транспортных маршрутов, организация складов), контроль запасов, сохранность товара при транспортировке.
Выбор каналов сбыта оказывает существенное влияние на прибыльность проекта. Установление скидок для оптовых и розничных продавцов необходимо, чтобы продукт был включен в их сбытовые программы. При этом важно выявить те факторы, которые способствуют успеху сбытовой политики, определить ее преимущества и недостатки. Они могут быть связаны как с набором и тренингом персонала, так и с системой вознаграждения сбытовых агентов.
Необходимо разработать программу, отражающую основные виды деятельности по сбыту, а также используемые измерители для контроля и оценки достигнутых результатов.
5. Реклама и продвижение раскрывают выбранные фирмой методы привлечения внимания покупателей к товару. Здесь следует определить комплекс мероприятий по продвижению продукта и достижению запланированного объема продаж, а также оценить затраты на эти мероприятия. Могут быть использованы различные инструменты продвижения:
• реклама;
• целевая коммуникация;
• персональные продажи и их разновидности (продажи по телефону, по почте);
• стимулирование продаж (презентации на ярмарках, бесплатная раздача образцов продукции и др.);
• политика использования торговой марки.
Детальный комплекс рекламы и продвижения будет определяться во время внедрения проекта. Однако предварительная оценка затрат на мероприятия рекламы и продвижения должна быть определена, что важно для последующего финансового планирования. Определяются мероприятия по рекламе и продвижению, а также рассчитываются необходимые затраты на их проведение.
6. Маркетинговая программа. Разрабатываемая маркетинговая программа и мероприятия по ее реализации должны быть достаточно конкретными и давать надежные ориентиры для принятия решений в течение всего планового периода. Программа маркетинга включает в себя детальное описание основных этапов, которые должны быть пройдены,
необходимых ресурсов (финансовых, материальных, трудовых), сроков проведения мероприятий и распределение обязанностей между ответственными исполнителями. При разработке плана маркетинга желательно проработать штатное расписание, затраты на рекламу и сервисное обслуживание, а также сравнить общие затраты с размерами сбыта и ожидаемой прибылью. Все мероприятия, предусмотренные планом маркетинга, должны иметь своих исполнителей, отвечающих за их осуществление.
Сопоставление выбранной маркетинговой программы и поставленных целей позволяет определить, способствует ли она достижению целей.
7. Издержки на маркетинг. Детальная проработка плана маркетинга позволяет оценить затраты на его реализацию. Эти оценки используются для разработки финансового раздела бизнес-плана.
В условиях рынка эти затраты по величине порой могут превышать производственные издержки. Некоторые российские предприятия зачастую не имеют большого опыта, а потому недостаточно внимания уделяют проблеме продвижения товара на рынок и стимулирования продаж. Следствием этого выступает платежный кризис, одной из причин которого является отсутствие стратегии продвижения товара на рынок и развитой дистрибьюторской сети. Поэтому для обеспечения запланированного объема сбыта необходимо планировать затраты на продвижение товара на рынок.
Планирование затрат на маркетинг включает все компоненты издержек, связанные с маркетинговой деятельностью. Как правило, выделяют прямые (переменные) издержки на маркетинг и косвенные (постоянные) маркетинговые издержки. В составе общих маркетинговых затрат (на рекламу, продвижение товара на рынок) учитываются как текущие регулярные, так и разовые затраты, осуществляемые в расчетный период в соответствии с планом по маркетингу.
Разрабатывая маркетинговую стратегию, необходимо составить план мероприятий, увязать его с планом продаж и проанализировать издержки на их проведение. Стратегия, цены на продукцию и затраты на сбыт зависят от того, каким путем предприятие намерено продавать продукцию конечному потребителю (самостоятельно, через дилеров и агентов по сбыту). Затраты на маркетинг должны быть запланированы с учетом тенденции изменения затрат.
8. Контроль за ходом выполнения плана маркетинга. План маркетинга на действующем предприятии служит ориентиром для принятия всех текущих решений. Поэтому в процессе его разработки должна быть продумана надежная система контроля за ходом выполнения плана. Она предполагает ежемесячное отслеживание конкретных показателей (объемов продаж по видам продукции и регионам и др.) и своевременное внесение корректировок с учетом изменения ситуации на рынке.
Гибкая и своевременная корректировка планов имеет исключительно важное значение, поскольку, как бы ни был хорошо продуман план, жизнь обязательно вносит свои коррективы.
К числу возможных причин невыполнения плана маркетинга относятся:
1) поверхностное и неконкретное составление плана маркетинга без четкой проработки его целей и задач;
2) неадекватный анализ текущей ситуации (в отрасли и в компании);
3) выбор недостижимых целей;
4) непредвиденные действия конкурентов или форс-мажорные обстоятельства;
5) неспособность фирмы обеспечить нужный объем производства и отставание производственной программы от сбытовой.
Пример 7.1 иллюстрирует отдельные фрагменты плана маркетинга, что позволяет составить представление о его структуре и содержании.
Пример 7.1. Бизнес-план: раздел «План маркетинга»
ПЛАН МАРКЕТИНГА
Текущее положение
На сегодняшний день позиции «Группы ЛСР» на кирпичном рынке таковы (кратко).
1. Доля на рынке потребления — 53%.
2. Доля на рынке строительного пустотелого кирпича — 69%.
3. Доля на рынке строительного полнотелого кирпича — 72%.
4. Доля на рынке лицевого кирпича — 44%.
5. Доля на рынке поризованной керамики — 16%.
6. Основной ассортимент — строительный кирпич.
7. Объем выпуска — 173,7 млн шт. кирпича в год.