Налоговые проверки, их виды
Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков (ст. 87 НК РФ). Они различаются местом проведения налоговой проверки, объемом проверяемой документации, объектами контроля, используемыми методами. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три года деятельности налогоплательщика, предшествовавшие проверке.
Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость в получении информации о деятельности проверяемого налогоплательщика, связанной с другими налогоплательщиками, то у последних могут быть затребованы документы, относящиеся к проверяемому налогоплательщику (встречная налоговая проверка).Налоговые органы не могут проводить повторные выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией (ликвидацией) налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью проводившего проверку налогового органа. Цели и методы камеральных проверок:Камеральная налоговая проверка (desk review) проводится непосредственно в помещении налогового органа и заключается в контроле представленной налогоплательщиком налоговой отчетности, других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная проверка осуществляется налоговыми инспекторами без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и других документов. В случае выявления ошибок или противоречий в представленных сведениях информация доводится до налогоплательщика с требованием внести необходимые исправления в установленный срок. Результаты камеральной налоговой проверки фиксируются в предусмотренных строках форм налоговой отчетности, при этом акт налоговой проверки не составляется.
Во время проведения камеральной проверки налоговый орган вправе запросить у налогоплательщика дополнительные сведения, объяснения и документы. На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени. Цели и методы выездных проверок:Выездная налоговая проверка (field audit) проводится на основании решения руководства налогового органа.У отдельного налогоплательщика в течение одного календарного года налоговый орган не может проводить более одной выездной налоговой проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка, как правило, не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган вправе увеличить продолжительность проверки до четырех месяцев. Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории налогоплательщика. В него не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов и представлением запрашиваемых документов. При необходимости налоговые органы могут проводить инвентаризацию имущества, осмотр помещений и территорий налогоплательщика. В случае наличия подозрений у должностных лиц о возможности уничтожения, сокрытия, изменения или замене документов, свидетельствующих о совершении правонарушения, производится их выемка. В акте о выемке документов должна быть обоснована ее необходимость и приведен перечень изъятого. Документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика. По окончании выездной налоговой проверки проверяющие составляют справку о проведенной проверке, в которой фиксируют предмет проверки и сроки ее проведения. По ее результатам не позднее двух месяцев после выдачи справки налоговыми органами составляется акт налоговой проверки, который должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных налоговых правонарушений или отсутствие таковых, а также выводы и предложения по устранению выявленных правонарушений.
Акт выездной проверки включает три части: вводную, описательную и итоговую. Порядок составления акта выездной налоговой проверки и производство по делу о нарушениях налогового законодательства изложены в инструкции МНС России от 10 апреля 2000 г. № 60 (утв. приказом МНС России от 10 апреля 2000 г. № АП-3-16/38). 1. Вводная часть акта выездной налоговой проверки. Она представляет собой общие сведения о проводимой проверке и проверяемом налогоплательщике.2. Описательная часть акта выездной налоговой проверки. Этот раздел акта содержит систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки. Описательная часть должна соответствовать следующим требованиям:1) объективность и обоснованность.По каждому отраженному в акте факту налогового правонарушения четко излагаются:• вид налогового правонарушения, способ и иные обстоятельства его совершения, налоговый период, к которому данное правонарушение относится;• оценка количественного и суммового расхождения между указанными в налоговых декларациях данными и фактическими данными, установленными в ходе проверки;• ссылки на первичные бухгалтерские документы;• квалификация совершенного правонарушения со ссылками на нормы налогового законодательства;2) полнота и комплексность отражения всех существенных обстоятельств.
В акте отражаются все существенные обстоятельства, имеющие отношение к фактам налоговых правонарушений. Каждый установленный факт должен быть проверен полно и всесторонне;3) четкость, лаконичность и доступность изложения;4) системность изложения. Выявленные в процессе проверки нарушения группируются в соответствии с характером нарушений и видами налогов (сборов). 3. Итоговая часть акта выездной налоговой проверки (заключение) должна содержать:• сведения об общих суммах, выявленных при проведении проверки неуплаченных налогов или исчисленных в завышенных размерах, с разбивкой по видам налогов и налоговым периодам;• предложения по устранению выявленных нарушений;• выводы о наличии в деяниях налогоплательщика признаков налогового правонарушения.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководство налогового органа выносит решение (ст. 101 НК РФ): • о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
• об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;• о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Налоговая система государства представляет собой совокупность видов взимаемых налогов, форм и методов их исчисления, сбора и использования налоговых поступлений, а также включает налоговые, таможенные и финансовые органы, органы внутренних дел.
Виды налоговой системыСуществуют два вида налоговой системы – шедулярная и глобальная.В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части – шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше. В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Налоговая политика – комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему. В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения национального дохода в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения. Задачи налоговой политики:1. обеспечению государства финансовыми ресурсами;2. созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом;3. сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.Типа налоговой политики: Первый тип – политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов.Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%. Второй тип – политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются. Третий тип – налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доход направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.При реализации налоговой политики как составной части финансовой политики государство стремится к сбалансированному сочетанию следующих требований:• фискальной эффективности налогообложения;• справедливости налогообложения, их соблюдение предусмотрено ст. 3 НК РФ.Оценка названных требований, поиск наиболее сбалансированного и оптимального их сочетания основаны на использовании следующих частных критериев оценки налогообложения:• относительное равенство уровня налоговых обязательств;• экономическая нейтральность налогов при выборе видов деятельности;• организационная простота налоговой системы;• гибкость налога в зависимости от воздействия макроэкономических процессов;• контролируемость налоговой системы со стороны налогоплательщиков