Принципы формирования бюджетной системы
Бюджетная система основывается на следующих принципах: 1) принцип единства - применение единых принципов организации и функционирования бюджетной системы, использование единой бюджетной классификации и единых процедур бюджетного процесса в РК;
2) принцип полноты - отражение в бюджете и Нац фонде РК всех поступлений и расходов,;
3) принцип реалистичности - соответствие утвержденных (уточненных, скорректированных) показателей бюджета утвержденным (скорректированным) параметрам и направлениям среднесрочной фискальной политики и среднесрочного плана социально-экономического развития РКи регионов;
4) принцип транспарентности - обязательное опубликование нормативных правовых актов в области бюджетного закон.РК,;
5) принцип последовательности - соблюдение органами государственного управления принятых ранее решений в сфере бюджетных отношений;
6) принцип результативности - разработка и исполнение бюджета, ориентированного на достижение прямых и конечных результатов, предусмотренных стратегическими планами государственных органов;
7) принцип самостоятельности бюджетов - установление стабильного распределения поступлений между бюджетами разных уровней и определение направлений их расходования право всех уровней государственного управления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс недопустимость возложения на нижестоящие бюджеты дополнительных расходов без соответствующей компенсации.
8) принцип преемственности – планирование респ и мест бюджетов, основанное на прогнозах соц-эк развития и бюдж программ, базовых расходах.
9) принцип обоснованности – планирование б-та на основе норматив прав актах и др док-в.
10) принцип своевременности - зачисление поступлений в респ и местные бюджеты, на контрольный счет наличности Нац фонда РК и перевод их на счета Правительства в Национальном Банке РК.
11) принцип единства кассы - зачисление всех поступлений в бюджет на единый казначейский счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого казначейского счета в национальной валюте
12) принцип эффективности - разработка и исполнение бюджета исходя из необходимости достижения наилучшего прямого результата с использованием утвержденного объема бюджетных средств или достижения прямого результата с использованием меньшего объема бюджетных средств
13) принцип ответственности - принятие необходимых административных и управленческих решений, направленных на достижение прямых и конечных результатов и обеспечение ответственности администраторов бюджетных программ и руководителей государственных учреждений за принятие решений, не соответствующих законодательству Республики Казахстан
Национальный фонд.
Национальный фонд Республики Казахстан представляет собой активы государства в виде финансовых активов, сосредоточиваемых на счете Правительства Республики Казахстан в Национальном Банке Республики Казахстан, а также в виде иного имущества, за исключением нематериальных активов.
Источниками формирования Национального фонда Республики Казахстан являются:
1) поступления в Национальный фонд Республики Казахстан;
2) инвестиционные доходы от управления Национальным фондом Республики Казахстан;
3) иные поступления и доходы, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.
Поступления в Национальный фонд Республики Казахстан состоят из:
1) прямых налогов от организаций нефтяного сектора (за исключением налогов, зачисляемых в местные бюджеты), к которым относятся:
корпоративный подоходный налог, налог на сверхприбыль;
налог на добычу полезных ископаемых, бонусы, доля по разделу продукции;
рентный налог на экспорт;
дополнительный платеж недропользователя, осуществляющего деятельность по контракту о разделе продукции;
2) других поступлений от операций, осуществляемых организациями нефтяного сектора (за исключением поступлений, зачисляемых в местные бюджеты), в том числе поступлений за нарушения условий нефтяных контрактов (за исключением поступлений, зачисляемых в местные бюджеты);
3) поступлений от приватизации государственного имущества, находящегося в республиканской собственности и относящегося к горнодобывающей и обрабатывающей отраслям;
4) поступлений от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения.
3. К организациям нефтяного сектора относятся юридические лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией сырой нефти, газового конденсата, а также заключившие контракты на разведку сырой нефти, газового конденсата
Структура бюджета.
Структура бюджета строится на основе бюджетной классификации и состоит из следующих разделов:
1) доходы –:
налоговые поступления;
неналоговые поступления;
поступления от продажи основного капитала - от продажи государственного имущества, товаров из государственного материального резерва, земельных участков;
поступления офиц трансфертов - из одного уровня бюджета в другой, из Национального фонда РК в республиканский бюджет;
2) затраты;
3) операционное сальдо (разница м/у доходами и затратами б-та);
4) чистое бюджетное кредитование (разница м/у кредитами и их погашением):
бюджетные кредиты;
погашение бюджетных кредитов;
5) сальдо по операциям с финансовыми активами:
приобретение финансовых активов;
поступления от продажи финансовых активов государства;
6) дефицит (профицит) бюджета;
7) финансирование дефицита (использование профицита) бюджета:
поступление займов;
погашение займов;
движение остатков бюджетных средств.