Модерация. Как ее применять?

Фасилитация, модерация, медиация

Фасилитация, модерация, медиация… Сегодня эти техники активно развиваются в нашей стране, а специалисты в этих отраслях становятся все более востребованы. Коллегиум тренеров и консультантов (КОТИК) 20 апреля организовал «Фестиваль фасилитационных техник», целью которого был обмен опытом использования различных методов фасилитации для решения бизнес-задач.

Организаторы постарались организовать данное мероприятие в форме праздника, в котором приняли участие как опытные бизнес-тренеры, так и те, кто впервые услышал о методах организации эффективной работы в группах. Мини мастер-классы проводились в активном игровом формате, который позволил задействовать всех участников фестиваля. Портал Training.com.ua подготовил репортаж с фестиваля и предлагает его своим читателям.

Что такое фасилитация, и где она применяется

Термин фасилитация в Украине начали использовать не так давно. Григорий Хмельницкий, консультант и бизнес-тренер, отмечает, что определения этого термина он так и не нашел ни в одном украинском словаре. Но оно есть в других источниках. Например, энциклопедия «Википедия» определяет фасилитацию как средство мотивирования группы, способ ведения группы к выработке решения.

Энциклопедия «Википедия» определяет фасилитацию как средство мотивирования группы, способ ведения группы к выработке решения

В свою очередь Психологический словарь гласит, что социальная фасилитация (от англ. facilitate — облегчать) — это повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т. п.) другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида. Впервые социальная фасилитация была зафиксирована в конце XIX века в опытах французского физиолога Фере, а затем подробно описана Ф. Олпортом, В. Меде, В. М. Бехтеревым (совместно с Н. Н. Ланге).

Существуют также словари, в которых фасилитация определяется как процесс оказания помощи группе в выполнении задачи, решении проблемы или достижении соглашения к взаимному удовлетворению всех участников. При этом успешной считается фасилитация, которая включает в себя предварительную подготовку и планирование, а также конструктивный подход. Цель фасилитатора — поддерживать группу, чтобы выполнить стоящую перед ней задачу.

По словам Григория Хмельницкого, научная терминология слова «фасилитация» не важна, главное — его функциональность. Участники Фестиваля были разбиты на три группы, каждая из которых попыталась сформулировать, что, по их мнению, представляет собою фасилитация. В ходе мини мастер-класса для выработки навыков оперативной фасилитации Григорием Хмельницким было предложена тема «Делаем встречи ярче». Участники должны были высказать свои идеи относительно улучшения встреч, организованных Коллегиумом тренеров и консультантов.

В модерации используются инструменты, с помощью которых визуализируется процесс принятие решения

Алгоритм фасилитации, с которым участники работали в ходе мастер-класса включает в себя следующие составляющие:

1. Определение темы, которую мы хотим достичь.
2. Сбор идей. Определение присутствия проблем.
3. Формирование рабочих групп.
4. Отработка темы.

По мнению Григория Хмельницкого, такой подход работает и на стратегических собраниях, и на рабочих группах, в ходе которых ищется решение определенных бизнес задач.

Модерация. Как ее применять?

Тренер-консультант Геннадий Ткаченко посвятил свое выступление рассказу о том, что такое модерации. Он начал с истории и отметил, что определение термина «модерация» было дано еще в 1972 году. Впервые модерация использовалась в ситуациях, когда нужно было собрать общественное мнение большинства людей, а традиционные методы опроса не помогали. При этом, по словам Геннадия Ткаченко, сама модерация появилась гораздо раньше, чем был определен сам термин. Еще в XIII — XIV веках в Ватикане появилась модерация. Тогда она использовалась, когда одного из священников посвящали в более высокий сан. В этой процедуре присутствовали адвокат дьявола и адвокат Бога. Первый отстаивал мнение, почему священник не достоин нового звания, а второй приводил аргументы почему священник должен быть посвящен в более высокий сан. Также на этом процессе присутствовал человек (модератор), который давал возможность высказаться адвокатам обеих сторон. Модератор фиксировал выступления и вел протокол, а также оглашал результаты заседания.

Наши рекомендации