Методологические принципы оценки государственных программ.
Содержание
Введение. 2
Методологические принципы оценки государственных программ. 3
Законодательная основа экспертизы государственных программ. 5
Практические наработки по экспертизе государственных программ на федеральном и региональном уровнях, выявленные проблемы и недостатки государственных программ. 8
Пути совершенствования обеспечения финансово-экономической экспертизы государственных программ. Выводы и предложения. 14
ВВЕДЕНИЕ
В условиях демократического государства необходимыми требованиями политического процесса выступают открытость, прозрачность и подотчетность действий избранных властей. Для достижения этих характеристик политического процесса во многих странах мира, как в признанных демократиях, так и в транзитных странах применяют анализ и оценку государственных программ, политик и оценку регулирующего воздействия. Опыт зарубежных стран показал, что применение системы анализа и оценки программ существенно повышает эффективность государственного управления.
Актуальность финансово-экономической экспертизы программ в мире в последнее время возросла, во-первых, в связи с тенденцией международных организаций использовать в своей деятельности в развивающихся странах механизмы оценки для контроля и получения обратной связи от реализуемых ими программ с целью их корректировки и улучшения. Вторым фактором увеличения востребованности финансово-экономической экспертизы программ стало внедрение бюджетирования, ориентированного на результат в ряде стран мира, которое также предполагает использование процедур оценивания. Еще одним значимым моментом стали изменения в характере взаимоотношений государства и гражданского общества, зарождение общества знания, появление сетевых форм координации, тенденции к большей демократизации и учету мнения структур гражданского общества в процессе принятия политических решений.
Начиная с 2014 года бюджеты всех уровней Российской Федерации формируются в программном формате. В связи с чем, расширены полномочия Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, к их числу отнесена экспертиза и аудит государственных программ.
Знание о методологии и практике применения финансово-экономической экспертизы государственных программ в России углубляет и конкретизирует представление о способах повышения экономической и социальной эффективности государственного управления. Этим определяется теоретическая и практическая значимость исследования данной темы.
Методологические принципы оценки государственных программ.
Государственная программа, как и любая другая, возникает тогда и только тогда, когда сегодняшнее положение государства (его политическая, экономическая и социальная сфера) по каким - то причинам не удовлетворяет изменяющимся условиям и эта программа должна перевести государство в новое положение, удовлетворяющее этим изменениям.
Таким образом, в основу методологии оценки государственных программ можно и нужно положить принцип влияния любой государственной программы на три эти основополагающие функции деятельности государства. Этот принцип можно назвать – принципом согласованности.
Для оценки государственных программ необходимо ввести те показатели программ, по которым необходимо сравнивать эти программы, в качестве таких параметров применяют показатели результативности и эффективности. Результативность определяется стандартами ИСО 9000:2000 как степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов. Эффективность, согласно стандарту ИСО 9000:2000, - соотношение достигнутых результатов и использованных ресурсов.
В соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 № 588
(ред. от 17.07.2015), Государственной программой является документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Методические рекомендации Минэкономразвития России, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 22.12.2010
№ 670, предусматривают, что для федеральных государственных программ методика оценки их эффективности предусматривает необходимость проведения оценок:
- степени достижения целей и решения задач подпрограмм и государственной программы в целом;
- степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств федерального бюджета;
- степени реализации ведомственных целевых программ и основных мероприятий (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации).
Степень достижения целей и решения задач оценивается с помощью целевых индикаторов (показателей), для которых могут быть установлены пороговые значения. Превышение (недостижение) таких пороговых значений свидетельствует об эффективной (неэффективной) реализации государственной программы.
В соответствии с Методическими указаниями по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2013 № 690 используемые показатели (индикаторы) должны соответствовать следующим требованиям:
адекватность (показатель должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи государственной программы (подпрограмм), при этом из формулировки показателя и обосновывающих материалов должна быть очевидна желаемая тенденция изменения значений показателя, отражающая достижение соответствующей цели (решение задачи));
точность (погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации государственной программы (подпрограмм));
объективность (не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел; используемые показатели должны в наименьшей степени создавать стимулы для участников государственной программы к искажению результатов реализации государственной программы);
сопоставимость (выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды с показателями, используемыми для оценки прогресса в реализации сходных (смежных) подпрограмм, а также с показателями, используемыми в международной практике);
однозначность (определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных показателей и показателей, не имеющих четкого, общепринятого определения и единиц измерения);
экономичность (получение отчетных данных должно проводиться с минимально возможными затратами, применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации);
достоверность (способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки реализации государственной программы (подпрограммы));
своевременность и регулярность (отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным лагом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны предоставляться не реже 1 раза в год)).
При этом система показателей должна быть сформирована с учетом показателей, утвержденных в рамках стратегических и программных документов, а также при необходимости, показателей, зафиксированных в ведомственных планах деятельности до 2018 года.