Статистика качества продукции

Одним из важнейших показателей конкурентоспособности предприятия и конкурентоспособности выпускаемой продукции является ее качество.

Качество продукции выражает степень ее способности удовлетворять потребности (личные или производственные).

Обобщающими показателями качества продукции принято считать:

- удельный вес новой продукции;

- удельный вес научно-технической продукции;

- удельный вес инновационной продукции;

- удельный вес сертифицированной продукции;

- удельный вес экспортируемой продукции;

- коэффициент сортности продукции и др.

Коэффициент сортности учитывает размер скидки на цену продукции 2-ого, 3-его сорта и рассчитывается по формуле

Статистика качества продукции - student2.ru , (2.14)

где Статистика качества продукции - student2.ru ... – количество продукции соответственно 1-го, 2-ого и т.д. сорта;

Статистика качества продукции - student2.ru ... - % скидки на продукцию II, III и т.д. сорта.

Следовательно, допуская выпуск продукции не первым сортом, предприятие теряет в объемах продукции (работ, услуг), выраженных в стоимостном измерении.

Анализ выполнения плана по качеству продукции осуществляется методом сопоставления стоимости фактически реализованной продукции со стоимостью фактического объема при плановом соотношении сортов.

Например, необходимо определить процент выполнения плана с учетом качества продукции.

Определяем, как выполнен план с учетом качества продукции

------------ х 100 = 99,7%.

Потери в рублях составили:

548900 – 547500 = 1400 тыс. руб.

Таблица 2.5 – Исходная информация для анализа выполнения плана с учетом качества продукции

    Сорт Отпуск-ная цена, тыс. руб. План по сорт-ности, % Фактич. реализ. пр-ции, ед. Фактич. объем при плановом соотношении сортов, ед. Стоимость реализован. пр-ции при соотношении сортов (тыс.руб.)
  плановом фактическом
1-ый (5500 х 96)/ 100 = 5280 5280 х 100 = 528000 5000 х 100 = 500000
2-ой (5500 х 4)/100 = 220 220 х 95 = 20900 500 х 95 = 47500
   

В настоящее время при оценке качества продукции и уровня ее конкурентоспособности наибольшее распространение получили интегральные показатели

К = ∑αi Кi , (2.15)

где Кi – оценки отдельных качественных параметров в баллах или других единицах, полученные путем сопоставления параметров данной продукции с эталонными;

αi – весомости или значимости этих параметров.

Параметрами качества при этом служат технические, технологические, экономические, экологические, эстетические, сервисные и другие показатели.

В качестве показателя конкурентоспособности может использоваться и средний балл, рассчитанный по этим параметрам , а в качестве универсального обобщающего показателя качества реализуемость продукции и использовать для этих целей коэффициент реализации

РП

Креал = -----------------------------------, (2.16)

ГПн.п. + ВГП – ГПк.п.

где РП – реализованная продукции (объем продаж);

ГПн.п., ГПк.п. – остатки нереализованной готовой продукции соответственно на начало и конец отчетного периода;

ВГП – выпуск готовой продукции за отчетный период.

В оценке качества продукции части используют и показатели «антикачества» или косвенные показатели качества:

- количество рекламаций;

- количество возвратов;

- потери от уценки

и др.

Наши рекомендации