Характеристика главных героев

Дядя Ваня

Портрет: почти отсутствует. Известно, что герою на момент действия пьесы 47 лет, не женат и нет детей. Почти всю жизнь проработал приказчиком в имении сестры.

Прямая авторская характеристика отсутствует

Косвенная характеристика

Мария Васильевна (мать): Тебе почему-то неприятно слушать, когда я говорю. Прости, Жан, но в последний год ты так изменился, что я тебя совершенно не узнаю… Ты был человеком определенных убеждений, светлою личностью.

Елена Андреевна:

<…> Вероятно, Иван Петрович, оттого мы с вами такие друзья, что оба мы нудные, скучные люди! Нудные! <…>

<…>Вы, Иван Петрович, образованны и умны <…>

Серебряков: Ничтожнейший человек!

Речевая характеристика

Речь героя достаточно экспрессивна, часто используются устойчивые речевые обороты, такие как: из пустого в порожнее, священный ужас, работать, как вол; не стоят медного гроша; одни глазом <…>, другим <…> и т.д.

Часто используются такие конструкции, как: старая галка, maman, заткни фонтан, старый сухарь и т.д.

Самохарактеристика

<…>Я тот же, что и был, пожалуй, стал хуже, так как обленился, ничего не делаю и только ворчу<…>

<…> О да! Я был светлою личностью, от которой никому не было светло…<…> Нельзя сострить ядовитей! Теперь мне сорок семь лет. До прошлого года я так же, как вы, нарочно старался отуманивать свои глаза вашею этою схоластикой, чтобы не видеть настоящей жизни, — и думал, что делаю хорошо. А теперь, если бы вы знали! Я ночи не сплю с досады, от злости, что так глупо проворонил время, когда мог бы иметь все, в чем отказывает мне теперь моя старость!

<…> Чувство мое гибнет даром, как луч солнца, попавший в яму, и сам я гибну.

<…> Пропала жизнь! Я талантлив, умен, смел… Если бы я жил нормально, то из меня мог бы выйти Шопенгауэр, Достоевский… Я зарапортовался! Я с ума схожу… Матушка, я в отчаянии! <…>

<…> Двадцать пять лет я управлял этим имением, работал, высылал тебе деньги, как самый добросовестный приказчик, и за все время ты ни разу не поблагодарил меня. Все время — и в молодости и теперь — я получал от тебя жалованья пятьсот рублей в год, — нищенские деньги! <…>

Интерьер, характеризующий персонаж – отсутствует.

Пейзаж, характеризующий персонаж – отсутствует.

Серебряков

Портрет: возраст не указан, однако известно, что он стар, старше всех героев, соответственно ему больше 50 лет. Герой болен, находится при смерти. Сын простого дьяка, бурсак (семинарист), добился ученых степеней и кафедры, стал его превосходительством, зятем сенатора. Занимается «наукой» всю свою сознательную жизнь. Эгоистичен, себялюбив, деспот и тиран.

Прямая авторская характеристика отсутствует.

Косвенная характеристика

Войницкий: Жарко, душно, а наш великий ученый в пальто, в калошах, с зонтиком и в перчатках.

<…> Отставной профессор, понимаешь ли, старый сухарь, ученая вобла… Подагра, ревматизм, мигрень, от ревности и зависти вспухла печенка… Живет эта вобла в имении своей первой жены, живет поневоле, потому что жить в городе ему не по карману. Вечно жалуется на свои несчастья, хотя, в сущности, сам необыкновенно счастлив. <…>

<…> Ты для нас был существом высшего порядка, твои статьи мы знали наизусть… Но теперь у меня открылись глаза! Я все вижу! Пишешь ты об искусстве, но ничего не понимаешь в искусстве! Все твои работы, которые я любил, не стоят гроша медного! Ты морочил нас!<…>

Соня: <…> Надо быть милосердным!

Речевая характеристика

Речь героя не отличается особенностями, которые могли бы охарактеризовать его.

Самохарактеристика

«Говорят, у Тургенева от подагры сделалась грудная жаба. Боюсь, как бы у меня не было. Проклятая, отвратительная старость. Черт бы ее побрал. Когда я постарел, я стал себе противен. Да и вам всем, должно быть, противно на меня смотреть».

«<…> заговорит Иван Петрович или эта старая идиотка, Марья Васильевна, — и ничего, все слушают, но скажи я хоть одно слово, как все начинают чувствовать себя несчастными. Даже голос мой противен. Ну, допустим, я противен, я эгоист, я деспот, но неужели я даже в старости не имею некоторого права на эгоизм? Неужели я не заслужил?»

«Всю жизнь работать для науки, привыкнуть к своему кабинету, к аудитории, к почтенным товарищам — и вдруг, ни с того ни с сего, очутиться в этом склепе, каждый день видеть тут глупых людей, слушать ничтожные разговоры… Я хочу жить, я люблю успех, люблю известность, шум, а тут — как в ссылке. Каждую минуту тосковать о прошлом, следить за успехами других, бояться смерти… Не могу! Нет сил! А тут еще не хотят простить мне моей старости!»

«<…> а я старик, почти труп».

Интерьер, характеризующий персонаж, отсутствует.

Пейзаж, характеризующий конкретно персонаж, отсутствует.

Елена Анатольевна

Портрет

Жена Серебрякова, петербурженка, 27 лет. Училась в консерватории, умеет играть на фортепиано и петь. Детей с мужем нет. Все вокруг признают её красоту, однако она, как Елена Троянская, не описана в конкретных фактах.

Прямая авторская характеристика отсутствует.

Косвенная характеристика

Войницкий: «А как она хороша! Как хороша! Во всю жизнь не видел женщины красивее». И далее: «Глаза… Чудная женщина!»

«<…> Его вторая жена, красавица, умница — вы ее только что видели, — вышла за него, когда уже он был стар, отдала ему молодость, красоту, свободу, свой блеск <…>».

«<…>В ваших жилах течет русалочья кровь, будьте же русалкой!<…>»

Серебрякова: «Ты молода, здорова, красива, жить хочешь <…>».

Астров: «Роскошная женщина».

«Хитрая! <…> Хищница милая <…>»

«Красивый, пушистый хорек… Вам нужны жертвы! Вот я уже целый месяц ничего не делаю, бросил все, жадно ищу вас — и это вам ужасно нравится, ужасно…<…>»

Соня: «Ты колдунья, должно быть».

Речевая характеристика

Речь Елены не отличается экспрессивностью или каким-то характерными конкретно для неё чертами.

Самохарактеристика

«Вероятно, Иван Петрович, оттого мы с вами такие друзья, что оба мы нудные, скучные люди! Нудные! <…>»

«А я нудная, эпизодическое лицо… И в музыке, и в доме мужа, во всех романах — везде, одним словом, я была только эпизодическим лицом. Собственно говоря, Соня, если вдуматься, то я очень, очень несчастна! Нет мне счастья на этом свете. Нет! <…>»

Интерьер, характеризующий персонажа отсутствует.

Пейзаж, характеризующий персонажа, отсутствует.

Пейзаж скорее относится ко всем героям пьесы в совокупности.

Всё действие произведения разворачивается в конце лета и основная часть приходится на осень. Осень часто ассоциируется с грустью. Летнее тепло уходит до следующего года, близятся зимние холода. Небо становится серым, а люди погружаются в свои мысли.

Действие 2 картины протекает ночью, на дворе собирается граза и идёт дождь. Ночь (темнота), как известно, означает докосмическую и предродовую тьму, предшествующую возрождению или просветлению. Это также хаос, смерть, безумие, разрушение, возвращение к утробному состоянию мира. Ночь — время, когда люди могут скрыть свои тайны от дневного света. Но, также, очень часто именно ночью люди открывают свои души.

В русской литературе за грозой укрепилось устойчивое значение перемен, оказывающих разрушительное воздействие на уклад «тёмной» российской жизни. В христианстве гроза нередко олицетворяла собой гнев Господа, при этом в древнерусском представлении её грозная сила связывалась, скорее, с очистительными и возрожденческими мотивами. Как известно, Чехов был скорее верующим, нежели наоборот. Также среди жителей деревни (о которых, в сущности, говорится в пьесе) характерна поголовная православность.

Хронотоп

События пьесы происходят на протяжении неизвестного количества дней. Однако это и не имеет особого значение, так как описанный период, это лишь часть из огромного куска времени неизменно текущей, рутинной жизни, которая характерна для жителей усадьбы, которые воплощают собой не просто семью, а именно общественный классы.

Начинается "Дядя Ваня" пасмурно. Но в пьесе не пасмурно, а темно. Темно от всеобщей тоскливой злобы, которой изнуряют друг друга обитатели имения Войницких. На протяжении всей пьесы этот «пасмурный» окрас пьесы только усугубляется и усиливается, наступает осень, время увядания жизни.

Поэтический язык

Соотношение форм литературного изображения (монолог, диалог, описание, повествование, рассуждение)

Как и любая другая пьеса, в основе данной пьесы лежат диалоги. Наиболее важными монологами пьесы являются монологи Астрова и дяди Вани. Монологи Астрова встречаются на протяжении всей пьесе, важнейшим является самый 1 монолог в 1 действии, монолог о разрушительной силе человека из 1 действия и монолог «В человеке всё должно быть прекрасно…» из 2 действия. Важные монологи Войницкого распределены по всей пьесе, его постоянные сокрушения о бессмысленности последних 25 лет его жизни, есть ни что иное, как сокрушение о служении ложным ценностям, фальшивим идолам.

Ll СОДЕРЖАНИЕ

Тема

В пьесе, помимо прочих, рассматривается тема любви, вечного поиска счастья, сокрушительной силы красоты.

Проблема

В чём человеческое счастье?

Идея

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. <…> А праздная жизнь не может быть чистою». Ложные ценности не приносят человеку счастья. Красота (Елена), бесцельный труд(Соня, дядя Ваня, Серебряков) или труд без удовольствия (Астров) — никогда не обеспечат человеку полного и абсолютного счастья. Со временем глаза откроются, и человек будет повержен иллюзорностью собственной жизни.

[1]Вечным двигателем (лат.) .

Наши рекомендации