Тема 18. Евразийский банк развития
Евразийский банк развития (ЕАБР) (англ. Eurasian Development Bank, EDB) — региональный банк развития, учрежденный Российской Федерацией и Республикой Казахстан в 2006 году.
В настоящее время участниками Банка являются шесть государств, в том числе Республика Армения, Республика Беларусь, Кыргызская Республика и Республика Таджикистан.
К Соглашению об учреждении Банка могут присоединяться другие государства и международные организации.
Миссия ЕАБР заключается в содействии развитию рыночной экономики государств — участников Банка, их экономическому росту и расширению торгово-экономических связей между ними путем осуществления инвестиционной деятельности.
Уставный капитал Банка составляет 7 млрд долларов США, в том числе оплаченный — 1,5 млрд долларов США и капитал до востребования — 5,5 млрд долларов США. Доли государств-участниковв уставном капитале Банка распределены следующим образом: Российская Федерация — 65,97 %; Республика Казахстан — 32,99 %; Республика Беларусь — 0,99 %; Республика Таджикистан — 0,03 %; Республика Армения — 0,01 %; Кыргызская Республика — 0,01 %.
Деятельность ЕАБР регламентируется международным правом. Как субъект международного права Банк:
1.обладает международной правоспособностью;
2.пользуется правами юридического лица на территории государств-участников;
3.располагает особым юридическим статусом, подразумевающим наделение его на территории участников такими привилегиями и льготами, как имущественный и судебный иммунитеты; налоговые и таможенные освобождения; преимущества, позволяющие избегать издержек и рисков, вызванных возможным изменением законодательства и банковского регулирования в государствах-участниках;
4.имеет статус преференциального кредитора.
Штаб-квартира Банка находится в Алматы (Казахстан). ЕАБР имеет филиал в Санкт-Петербурге, представительства в Астане, Бишкеке, Душанбе, Ереване, Минске, Москве.
Банк имеет статус международной организации. В январе 2013 годаОрганизация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) признала Евразийский банк развития в качестве многосторонней финансовой организации.
Банк имеет статус:
1.наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН (с 2007 года);
2.наблюдателя в Евразийской группе по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) (с 2008 года);
3.наблюдателя в Совете по торговле и развитию ЮНКТАД ООН;
4.наблюдателя в Международном инвестиционном банке (с 2014 года).
ЕАБР является:
1.членом Казахстанской фондовой биржи (KASE), International Capital Market Association (ICMA), International Swaps and Derivatives Association (ISDA);
2.институциональным членом Всемирного экономического форума (ВЭФ) (с 2014 года);
3.членом постоянной рабочей группы Международных банков развития по экологии (с 2012 года).
История создания: Евразийский банк развития создан по инициативе президентов России и Казахстана. Учрежден на основании межгосударственного соглашения, подписанного 12 января 2006 года.
Официально начал свою деятельность в июне 2006 года после подписания президентами России и Казахстана законов о ратификации этого международного соглашения.
В 2009 году участниками ЕАБР стали Республика Армения и Республика Таджикистан. В 2010 году к Банку присоединилась Республика Беларусь, а в 2011 году — Кыргызская Республика.
Стратегия: Согласно обновленной Стратегии, ЕАБР планирует нарастить объем текущего инвестиционного портфеля к концу 2017 года до уровня 3,3 млрд долларов США. Как наднациональный институт, определяя потенциальные возможности интеграционной кооперации стран, Банк свяжет имеющиеся производственные цепочки в регионе, в том числе в промышленной отрасли наряду с продолжением работы по поиску и участию в инфраструктурных проектах государств-участников. При этом концентрация деятельности на финансировании интеграционных проектов в регионе должна составлять не менее 50 % инвестиционного портфеля.
Согласно Стратегии, ЕАБР сосредоточится на проектах с интеграционным эффектом в следующих отраслях:
1.энергетика;
2.машиностроение;
3.химическая промышленность;
4.горнодобывающая промышленность;
5.нефтегазовая промышленность;
6.инфраструктура.
В развитие поручения Совета Банка в документе предусмотрен новый раздел «Расширение состава акционеров ЕАБР».
Разработаны механизмы выполнения Стратегии, в том числе в части привлечения необходимого фондирования и ликвидности в национальных валютах. В рамках утвержденной Стратегии Правлению ЕАБР было поручено заключить меморандумы о сотрудничестве с Азиатским банком инфраструктурных инвестиций и Новым банком развития.
Кредитно-инвестиционная деятельность:Банк осуществляет финансирование крупных инвестиционных проектов в евразийском регионе в формах долгосрочного кредитования государственных или частных предприятий, участия в уставном капитале организаций, выпуска гарантий, прямого или косвенного финансирования частных инвестиционных фондов, а также займов коммерческим банкам для последующего кредитования предприятий.
Приоритетные направления кредитования:
1.проекты по развитию инфраструктуры (транспортной, энергетической, телекоммуникационной и муниципальной);
2.развитие производств с высокой добавленной стоимостью;
3.программы по повышению энергоэффективности экономики.
Задачи инвестиционной деятельности ЕАБР:
1.предоставление технической помощи в рамках программ межгосударственного сотрудничества и развития региональных интеграционных инициатив на евразийском пространстве;
2.формирование финансово-инвестиционных механизмов поддержки региональных интеграционных процессов, в том числе инвестиционной деятельности (например, поддержка интеграции через финансирование совместных и трансграничных проектов) и развития финансовых рынков;
3.повышение эффективности использования природных ресурсов, охрана окружающей среды и улучшение экологической обстановки.
Ключевые проекты в текущем инвестиционном портфеле:
1.улучшение технического состояния станции и строительство третьего энергоблока Экибастузской ГРЭС-2 (Казахстан);
2.строительство Тихвинского вагоностроительного завода (Россия);
3.строительство автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» (проект государственно-частного партнерства, Россия);
4.строительство прокатного стана на Белорусском металлургическом заводе (Беларусь);
5.строительство Полоцкой ГЭС (Беларусь);
6.реконструкция аэропорта Пулково (проект государственно-частного партнерства, Россия);
7.создание единой автоматизированной системы управления перевозочным процессом в железнодорожной отрасли Казахстана.
Управление средствами: Основная статья: Евразийский фонд стабилизации и развития
ЕАБР, как Управляющий средствами Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР), занимается подготовкой и воплощением в жизнь проектов ЕФСР.
Государствами — участниками Фонда являются Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызская Республика, Россия и Таджикистан.
Основные цели ЕФСР — содействие странам-участницам в преодолении последствий глобального кризиса, обеспечение долгосрочной устойчивости их экономик, содействие интеграционным процессам в регионе.
Фонд имеет два основных инструмента:
1.финансовые кредиты на поддержку бюджета, платежного баланса и курса национальной валюты;
2.инвестиционные кредиты, финансирующие межгосударственные проекты.
Помимо финансового и инвестиционного кредитования, средства ЕФСР могут использоваться для предоставления грантов государствам — участникам Фонда.
Ранее Фонд носил название Антикризисного фонда ЕврАзЭС (АКФ). Переименование Фонда обусловлено упразднением ЕврАзЭС в связи с созданием Евразийского экономического союза.
В 2010–2013 годах из средств ЕФСР предоставлены два финансовых кредита: Беларуси (2,56 млрд долларов) и Таджикистану (70 млн долларов).
В 2015–2016 годах Совет ЕФСР одобрил три финансовых кредита: Армении (300 млн долларов, предоставлен 1 транш на 100 млн долларов), Беларуси (2 млрд долларов, предоставлено 2 транша на 800 млн долларов) и Таджикистану (40 млн долларов, предоставлен 1 транш на 20 млн долларов).
Проектный портфель ЕФСР также включает девять инвестиционных проектов на сумму 540 млн долларов. Из них подписаны пять:
1.«Строительство автодорожного коридора “Север — Юг” (4-я очередь)» в Армении (150 млн долларов);
2.«Реабилитация Токтогульской ГЭС. Фаза 2» в Кыргызстане (100 млн долларов);
3.«Реконструкция участка автомобильной дороги Бишкек — Ош, фаза 4» в Кыргызстане (60 млн долларов);
4.«Финансирование поставок сельскохозяйственной техники в Кыргызскую Республику» (20 млн долларов);
5.«Модернизация оросительных систем» в Армении (40 млн долларов).
На стадии подготовки находятся четыре проекта, по которым получено одобрение Совета ЕФСР:
1.«Ввод в эксплуатацию второго гидроагрегата Камбаратинской ГЭС-2» в Кыргызстане (80 млн долларов);
2.«Строительство инфраструктуры товаропроводящей системы Кыргызской Республики по экспорту агропродукции» (25 млн долларов);
3.«Строительство резервуара Мастара» в Армении (25 млн долларов США) (одобрен предварительно);
4.«Реабилитация Токтогульской ГЭС. Фаза 3» в Кыргызстане (40 млн долларов США) (одобрен предварительно).
Техническое содействие: Банк оказывает финансовую поддержку в проведении предынвестиционных и инновационных исследований на межгосударственном, страновом и отраслевом уровнях, направленных на углубление интеграционных процессов на евразийском пространстве, укрепление рыночной инфраструктуры и обеспечение устойчивого экономического роста государств — участников Банка.
Информационно-аналитическая деятельность: Становление Банка в качестве авторитетного аналитического центра обусловлено серьезной работой, проводимой им в этом направлении.
ЕАБР в лице Аналитического управления и Центра интеграционных исследований:
1.реализует крупные исследовательские и прикладные проекты;
2.готовит доклады и рекомендации правительствам государств-участников по проблемам региональной экономической интеграции;
3.регулярно организует конференции и круглые столы;
4.публикует на постоянной основе научно-аналитические издания, отраслевые и тематические аналитические обзоры, макроэкономические доклады с анализом проблем и прогнозами экономического развития стран региона, а также информационные материалы, отражающие события региональной интеграции, деятельность банков развития и финансирование инвестиционных проектов на постсоветском пространстве.
Привлечение финансовых ресурсов: ЕАБР активно работает с финансовыми институтами по привлечению долгосрочных ресурсов на рынках капитала, которые являются основным источником финансирования инвестиционной деятельности Банка.
Инструменты рыночного привлечения средств:
1. еврооблигации в рамках программы EMTN;
2. облигации на местных рынках;
3. ценные бумаги в рамках программы ECP;
4. двусторонние банковские займы.
Международное сотрудничество: Одной из стратегических целей ЕАБР является расширение географии операций Банка. В соответствии с ней ЕАБР проводит активную работу по привлечению в Банк новых государств-участников.
Для создания благоприятных условий деятельности Банка как на международной арене, так и в государствах-участниках ЕАБР осуществляет взаимодействие с государственными органами своих участников, устанавливает и развивает отношения с другими международными организациями, национальными и международными институтами развития, научными и общественными организациями, объединениями и ассоциациями.
Экологическая и социальная ответственность: Деятельность Евразийского банка развития основывается на принципах социальной и экологической ответственности и направлена, помимо прочего, на повышение эффективности использования природных ресурсов и охрану окружающей среды, а в целом на устойчивое социально-экономическое развитие.
В своей деятельности, в первую очередь при реализации инвестиционных проектов, Банк не просто учитывает, но системно решает комплекс природоохранных и социальных задач. В рамках этих усилий, направленных на уменьшение и устранение негативных экологических и социальных последствий при реализации проектов, в 2012 году Правлением Банка утверждена «Политика экологической и социальной ответственности».
Банк финансирует проекты, в результате реализации которых не происходит значительного ухудшения среды обитания, социальных условий труда и жизни населения; инвестиции призваны обеспечить повышение уровня жизни населения, уровня занятости и уровня социальной обеспеченности. Важнейшим является и вектор на повышение эффективности использования природных ресурсов.
Банк стремится избежать негативных экологических и социальных последствий при реализации проектов или уменьшить их, способствовать обеспечению вклада финансируемых проектов в устойчивое развитие государств-участников.
Банк не финансирует производство и распространение табачной и алкогольной продукции, игорный бизнес, производство оружия, боеприпасов и торговлю ими, виды деятельности, запрещенные законодательством государств — участников Банка или международными конвенциями, относящимися к защите биологического разнообразия ресурсов или культурного наследия, а также другие виды деятельности по решению Правления и/или Совета Банка.