Из салической правды (lex salica) 4 страница

76. Если муж ее отправился в чужие края ради религиозных обязанностей, (она) должна ожидать его восемь лет, если для (приобретения) знания или славы, - шесть лет, для удовольствия - три года.

77. В продолжение года муж должен терпеть жену, которая ненавидит его; но по (прошествии) года он может отобрать у нее имущество и прекратить сожительство с ней.

78. Та, которая показывает неуважение (к мужу), преданному (какой-либо дурной) страсти, к пьянице или больному, должна быть удалена на три месяца и лишена своих украшений и обстановки.

79. Но та, которая выражает отвращение к своему (мужу) безумному или лишенному варны, или скопцу, или страдающему бессилием, или пораженному такими болезнями, которые считаются наказанием за грехи, не должна быть ни удалена, ни лишена имущества.

80. Та, которая предана пьянству, дурной нравственности, постоянно противоречит мужу, поражена (неизлечимою) болезнью, злобная или расточительная, может быть всегда заменена (другой женой).

81. Жена, не рождающая детей, может быть переменена на восьмом году, рождающая детей мертвыми - на десятом, рождающая только девочек - на одиннадцатом, но сварливая - немедленно [15].

82. Но больная жена, которая ласкова ( к своему мужу) и высоконравственна, может быть переменена только с ее согласия и никогда не должна быть неуважаемой.

85. Если дваждырожденные берут жен из своей и других (низших варн), то старшинство, почет и помещение этих (жен) должно быть (устроено) согласно порядку варн.

88. За отличного, красивого жениха равной варны (отец) может выдать свою дочь, согласно предписанному правилу, хотя бы она не достигла (брачного возраста).

90. Девушка, даже достигнув совершеннолетия, должна ждать три года; но после этого срока она может выбрать себе жениха равной (варны).

91. Если она сама, не будучи выдана замуж, находит себе жениха, ни она не совершает греха, ни тот, за кого она выходит.

92. Девушка, сама выбравшая для себя жениха, не должна брать с собой украшений, полученных ею от отца, матери или братьев; если она уносит их, это будет воровство.

93. Но взявший (в жены) совершеннолетнюю девушку не должен платить брачного вознаграждения ее отцу; ибо последний теряет свою власть над ней, препятствуя (законному результату появления) ее отправлений.

94. Тридцатилетний мужчина может жениться на двенадцатилетней девушке, которая ему нравиться; двадцатичетырехлетний мужчина - на восьмилетней девушке; если (исполнение) его обязанностей может (иначе) замедлиться [16] (он должен жениться) раньше.

95. Муж получает свою жену от Богов...; чтобы угодить Богам он должен всегда содержать ее, (пока она) верна.

102. Мужчина и женщина, соединенные браком, должны стараться не быть разлученными и не нарушать своей взаимной верности.

103. Тем самым вам объявлен закон относительно мужа и его жены...; выслушайте (теперь закон относительно) раздела наследства.

104. По смерти отца и матери братья, собравшись, могут разделить между собою поровну отцовское (и материнское) наследство; они не властны (над ним) при их жизни.

105. (Или) старший один может взять все отцовское имение, остальные должны жить под его опекой, как (они жили) под опекой отца.

106. После рождения первенца человек делается отцом сына и освобождается от долга по отношению к предкам...

107. Только этот сын, на которого он возлагает свой долг и через которого он достигает бессмертия, рожден для (исполнения) Закона; все остальные считаются потомством любви.

108. Как отец (бережет) своих сыновей, так старший брат должен беречь своих младших братьев, и они также, согласно Закона, должны относиться к своему старшему брату, как сыновья (относятся к своему отцу).

118. Но девушкам (сестрам) братья отдельно из своих частей должны дать, каждый из своей доли, одну четвертую часть; те, которые отказываются дать это, должны быть исключены из варны.

127. Тот, кто не имеет сына, может сделать свою дочь уполномоченной дочерью (путрика, назначенной произвести потомство для своего отца, говоря ее мужу): “Мальчик, рожденный от нее, должен исполнять мои поминальные обряды”.

136. В том сыне, которого дочь, неуполномоченная или уполномоченная, может родить мужу равной варны, его дед по матери имеет внука; он должен принести поминальный пирог и наследовать имущество.

148. Правила, (изложенные выше), относятся к разделу между сыновьями женщин той же (варны); теперь выслушайте закон, относящийся к сыновьям, рожденным от нескольких жен разных (варн).

152. ...Знающий закон должен разделить все имущество на десять частей и распределить его следующим образом:

153. Сын брахман должен взять четыре части, сын кшатрийки - три, сын вайшийки - две, сын шудрянки может взять одну часть.

185. Не братья, не родители, а сыновья наследуют имущество отца; но наследство бездетного должен получить отец, а также братья.

189. Имущество (умершего) брахмана никогда не должно поступать в пользу царя, таково правило; но (имущество людей) других варн, при отсутствии всех наследников, царь может взять себе.

192. По смерти матери все единоутробные братья и единоутробные сестры должны поровну разделить имущество матери.

194. Что (было дано) до (брачного) огня, что (было дано) при свадебном шествии, что было дано в знак любви и что было получено от брата, матери или отца - это считается шестью видами собственности женщины.

195. Подарки, полученные ею после брака и сделанные (ей) любящим мужем, должны перейти к ее потомству, (даже) если она умерла при жизни своего мужа.

213. Старший брат, который по жадности обманывает младших, не должен (в дальнейшем пользоваться правами) старшего,.. и должен быть наказан царем.

220. ...Выслушайте теперь законы, относящиеся к игре.

221. (Азартную) игру и битье об заклад царь должен устранить из своего государства; оба эти порока причиняют государям разрушение их царства.

227. В древнюю эпоху этот порок игры оказался причиной сильной вражды; поэтому благоразумный человек не должен предаваться игре, даже ради удовольствия.

228. На всякого, кто предается этому (пороку) тайно или открыто, царь должен налагать наказания по своему усмотрению.

229. Кшатрий, вайший и шудра, которые не в состоянии уплатить штраф, должны возвратить долг работой; брахман должен уплачивать его мало-помалу.

230. На женщин, детей, безумных, старых, бедных и больных царь должен налагать наказание бамбуковыми прутьями или веревкой и т.п.

231. Тех (лиц), назначенных управлять (общественными) делами, которые, будучи распалены пламенем наживы, причиняют вред делам просителей, царь должен лишать собственности.

232. Составителей ложных указов, тех, которые развращают его министров, тех, которые убивают женщин, детей или брахманов, и тех, которые служат его врагам, царь должен предавать смерти.

270. Справедливый царь не должен заставлять предавать смерти вора, (если он не пойман) с украденным имуществом, но того, кто пойман с украденным имуществом, он может немедленно лишить жизни.

276. Но царь должен отрубить руки тем ворам, которые, проникнув в дом, совершают кражу ночью, и заставить посадить их на острый кол.

277. За первую кражу он должен приказать отрезать у вора два пальца, за вторую - руку и ногу, за третью - подвергнуть смерти.

278. Тех, которые дают (ворам) огонь, пищу, оружие или приют, и укрывателей краденых вещей царь должен наказать как воров.

280. Тех, которые врываются в (царскую) кладовую, арсенал или храм, и тех, которые крадут слонов, лошадей или колесницы, он должен казнить без промедления.

284. Все врачи, которые плохо обращаются (со своими пациентами, должны заплатить) штраф...

287. Тот человек, который поступает нечестно с честными (покупателями), или обманывает в своих ценах, должен быть оштрафован низшим или средним штрафом.

288. Царь должен помещать все тюрьмы вблизи большой дороги, где страдающие и обезображенные преступники могут быть видны.

291. Тот, кто продает плохое зерно (вместо хорошего), тот, кто вынимает семена (уже засеянные), и тот, кто уничтожает пограничный (знак), должен быть наказан изуродованием.

292. Но царь должен заставить разрезать на части бритвами золотых дел мастера, поступающего нечестно...

293. За кражу земледельческих орудий, оружия и лекарств царь должен налагать наказания, принимая во внимание время (преступления) и полезность (предмета).

303. Царь должен подражать энергичному действию Индры, Солнца, Ветра, Ямы, Варуны, Луны, Огня и Земли [17].

304. Как Индра посылает обильный дождь в течение четырех месяцев дождливого сезона, так и царь, принимающий на себя обязанности Индры, должен источать благодеяния на свое государство.

305. Как Солнце, в течение восьми месяцев, (неощутимо) поглощает воду своими лучами, так и царь должен постепенно извлекать подати из своего государства; ибо это обязанность, которою он уподобляется Солнцу.

306. Как Ветер движется (везде), проникая (в виде воздуха) во все созданные существа, так и царь должен проникать (повсюду) при помощи своих агентов; это - обязанность, которою он уподобляется Ветру.

307. Как Яма в назначенное время подчиняет своей власти и друзей и врагов, так и все подданные должны быть контролируемы царем; это - обязанность, которою он уподобляется Яме.

308. Как (грешник) оказывается связанным цепями через Варуну, так и он должен наказывать злодеев; это - обязанность, которою он уподобляется Варуне.

309. Царь принимает на себя обязанность Луны, (появление) которой его подданные (приветствуют с той большой радостью), какую люди испытывают при виде полнолуния.

310. (Если) он пылает гневом против преступников и одарен блестящей энергией и уничтожает дурных подданных, тогда его сила считается (похожею) на силу Огня.

311. Как Земля служит опорой равномерно для всех созданных существ, так (царь), служащий опорой для всех своих подданных, (принимает на себя) обязанности Земли.

322. Кшатрии не благоденствуют без брахманов, брахманы не благоденствуют без кшатриев; брахманы и кшатрии, объединившись, благоденствуют и в этом (мире) и в будущем.

326. После того, как вайший получил посвящение и вступил в брак, он должен быть неизменно внимательным к тем занятиям, на которые он может существовать и к заботам о скоте.

327. Ибо, когда Владыка тварей (Праджапати) создал скот, он поручил его вайшию; брахману и царю он вверил все (остальные) существа.

328. (Поэтому) вайший никогда не должен (допускать такой) мысли: “Я не хочу ухаживать за скотом”...

329. (Вайший) должен знать относительную стоимость драгоценных камней, жемчуга, кораллов, металлов, (платья) сделанного из тканей, благовоний и пряностей.

330. Он должен знать (способы) сеяния семян, хорошие и дурные свойства почвы, и он должен в совершенстве знать все меры и весы.

331. А также достоинства и недостатки товаров, выгоды и невыгоды (разных) стран, (вероятные) прибыль и убытки на товарах и способы правильного разведения скота.

332. Он должен знать надлежащую плату слугам, разные языки, способы хранения товаров и правила купли и продажи.

333. Он должен употреблять величайшие усилия для приращения своего имущества законным способом и должен давать пищу всем созданным существам.

335. (Шудра) чистый, покорный высшим варнам, кроткий в словах, чуждый гордости и всегда ищущий помощи у брахманов, достигает (в своей будущей жизни) высшей варны.

Глава X

1. Три дваждырожденные варны, исполняя свои (предписанные) обязанности, должны изучать (Веду); но из них (только) брахман должен толковать ее, а не другие двое; такое установлено правило.

2. Брахман должен знать средства существования, (предписанные) для всех, наставлять других и сам жить в соответствии с Законом.

4. Брахманы, кшатрии и вайшии (составляют) три варны дваждырожденных, четвертая же, шудры, имеет только одно рождение; пятой (варны) нет.

57. Человека нечистого происхождения, который не принадлежит к какой-либо варне,... который не ариец, хотя имеет вид арийца, можно распознать по его делам.

58. Поведение, недостойное арийца, грубость, жестокость и постоянное пренебрежение обязанностями обличают в этом мире человека нечистого происхождения.

63. Непричинение никому вреда, правдивость, неприсвоение чужого, чистоту и самообуздание Ману объявил сущностью Закона (основной дхармой) для четырех варн.

115. Существуют семь законных способов приобретения собственности: наследование, получение (в дар), покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы и получение милостыни от добродетельных людей.

116. Знание, механические искусства, работа за жалованье, услужение, скотоводство, торговля, земледелие, довольство малым, милостыня и ростовщичество составляют десять способов существования, (дозволенных всем людям в бедственном положении).

117. Брахману и кшатрию не полагается, конечно, ссужать деньги под проценты; но в тяжелые времена он при желании может дать ссуду под небольшой процент даже грешному человеку для благочестивых целей.

Глава XII

8. (Человек) достигает (результата) доброго или дурного посредством умственного (действия) в своем уме, словесного (действия) в своем слове, телесного (действия) своего тела.

9. За (многие) преступные деяния, совершенные телом, человек становится (в будущем рождении) чем-либо неодушевленным; за (грехи), совершенные словом, - птицей или зверем; и (за грехи), совершенные умом, (он возродится в) низшей варне.

10. Тот человек, который достиг контроля над своими словами, контроля над своими мыслями и контроля над своим телом, называется тридандин, “носящий три жезла”.

11. Тот человек, который соблюдает этот тройственный контроль (над собой) по отношению ко всем созданным существам и обуздывает желания и гнев, достигает истинного величия.

(Законы Ману. СПб., 1913)

Примечания

1. Веда - “Устав Самосущего”. Общее название священных книг древней Индии, включающих три древние Веды (риг, яджур и сама), к которым позднее была прибавлена четвертая (атхарва).

2. “Стоя” - в особо важных случаях.

3. Т.е. о межах.

4. Малолетство оканчивалось на шестнадцатом году.

5. “Обратить внимание... на самого себя” - значит помнить, что несправедливое решение несовместимо с “достижением неба”.

6. Под принуждением должника к уплате долга понималось, например, постоянное сидение у его дверей, или отобрание скота, или заключение в тюрьму его жены и детей. Применяя “насильственные меры”, кредитор мог схватить должника, насильно привести в свой дом и побоями заставить вернуть долг.

7. Васишхта - один из легендарных святых мудрецов.

8. Т.е. с брахмана 2%, с кшатрия - 3% и т.д.

9. Нишка, суварна, шатамана - “названия известных количеств меди, серебра и золота”.

10. Пана - денежная единица (“медная карша есть каршапана или пана”).

11. “Вторым рождением” назывался обряд посвящения, который проходили только члены трех высших варн, отчего они и назывались варнами дважды рожденных.

12. Предметом монополии были, например, слоны; в Кашмире - шафран, на востоке - тонкое полотно и шерсть, на западе - лошади, на юге - драгоценные камни и кораллы.

13. Сапинда - близкий родственник.

14. “Ограничивать себя” - не должна показываться на людях, наряжаться, ходить в чужие дома, на праздники и т.д.

15. Этот стих противоречит правилам, выраженным в предыдущих. Помещать подряд противоречивые мнения - было в обычае у индийских писателей, комментаторы старались согласовать их.

16. “Если (исполнение) его обязанностей могло бы (иначе) замедлиться” - т.е. исполнение обязанностей домохозяина.

17. Индра, Варуна - Божества, Яма - судья мертвых.

З А Д А Н И Я

1. Каковы древнейшие источники индусского права? Что такое веды, дхармасутры, смрити или дхармашастры?

2. Когда и кем были созданы известные дхармасутры и дхармашастры?

3. Чем можно доказать, что право Древней Индии выросло непосредственно из религиозных предписаний?

4. Какое место занимали в иерархии источников права артхашастры? Кто и когда создал самую знаменитую из них?

5. Что такое варна? Сколько варн было в Древней Индии? Какова их иерархия?

6. Совпадала ли в Древней Индии социально-юридическая (сословная) и социально-экономическая структура населения? Почему?

7. К какой варне принадлежали неприкасаемые, рабы?

8. Социальное назначение варн по Законам Ману.

9. Был ли возможен легальный переход из одной варны в другую?

10. Допускается ли законом изменение рода занятий, предписанных члену той или иной варны? В каких обстоятельствах?

11. Почему принцип равенства (юридического) не мог быть реализован в древнем праве применительно ко всему населению страны?

12. Общая характеристика Законов Ману (имущественные отношения, обязательства; брак и семья, преступления и наказания).

ИЗ ЗАКОНОВ XII ТАБЛИЦ

Законы XII таблиц - памятник римского цивильного права. Приняты в 451-450 гг. до н.э. Подлинник не сохранился. Публикуемый текст - это попытка реконструкции, предпринятая в XIX веке. Материалом для реконструкции стали фрагменты Законов XII таблиц, приведенные в сочинениях древних римских и греческих авторов буквально или в свободном пересказе. Имена авторов этих сочинений иногда указаны в скобках. Кроме того, в скобки заключены слова, помогающие пониманию лаконичного текста источников.

Таблица I

1. Если вызывают (кого-нибудь) на судоговорение, пусть (вызванный) идет. Если (он) не идет, пусть (тот, кто вызвал) подтвердит (свой вызов) при свидетелях, а потом ведет его насильно.

2. Если (вызванный) измышляет отговорки (для неявки) или пытается скрыться, пусть (тот, кто его вызвал) наложит на него руку.

3. Если препятствием (для явки вызванного на судоговорение) будет его болезнь или старость, пусть (сделавший вызов) даст ему вьючное животное. Повозки, если не захочет, предоставлять не обязан.

4. Пусть поручителем (на судоговорении) за живущего своим хозяйством будет (только) тот, кто имеет свое хозяйство. За бесхозяйного гражданина поручителем будет тот, кто пожелает.

6. На чем договорятся, о том пусть (истец) и просит (на судоговорении).

7. Если (тяжущиеся стороны) не приходят к соглашению, пусть (они) до полудня сойдутся для тяжбы на форуме или на комициуме. Пусть обе присутствующие стороны по очереди защищают (свое дело).

8. После полудня (магистрат) утвердит требование той стороны, которая присутствует (при судоговорении).

9. Если (на судоговорении) присутствуют обе стороны, пусть заход солнца будет крайним сроком (судоговорения).

Таблица II

1. (Гай. Институции. IV.14). По искам в 1000 и более ассов взыскивался (в кассу понтификов) судебный залог (в сумме 500 ассов), по искам на меньшую сумму - 50 ассов, так было установлено Законом XII таблиц. Если спор шел о свободе какого-нибудь человека, то, хотя бы его цена была наивысшей, однако тем же законом предписывалось, чтобы тяжба шла о залоге (за человека, свобода которого оспаривалась) всего лишь (в размере 50 ассов).

2. Если одна из таких причин, как... тяжкая болезнь или (совпадение дня судебного разбирательства) с днем, положенным для обвинения (кого-либо) в измене, (будет препятствовать) судье, третейскому посреднику или тяжущейся стороне (явиться на судебное разбирательство), то (таковое) должно быть перенесено на другой день.

3. Пусть (тяжущийся), которому недостает свидетельских показаний, идет к воротам дома (не явившегося на судебное разбирательство свидетеля) и в течение трех дней во всеуслышание взывает (к нему).

Таблица III

1. Пусть будут (даны должнику) 30 льготных дней после признания (им) долга или после постановления (против него) судебного решения.

2. (По истечении указанного срока) пусть (истец) наложит руку (на должника). Пусть ведет его на судоговорение (для исполнения решения).

3. Если (должник) не выполнил (добровольно) судебного решения и никто не освободил его от ответственности при судоговорении, пусть (истец) ведет его к себе и наложит на него колодки или оковы весом не менее, а, если пожелает, то и более 15 фунтов.

4. (Во время пребывания в заточении должник), если хочет, пусть кормится за свой собственный счет. Если же он не находится на своем содержании, то пусть (тот, кто держит его в заточении), выдает ему по фунту муки в день, а при желании может давать и больше.

5. (Авл Геллий. Аттические ночи. XX.1.46). Тем временем (т.е. пока должник находился в заточении), он имел право помириться (с истцом), но если (стороны) не мирились, то (такие должники) оставались в заточении 60 дней. В течение этого срока их три раза подряд в базарные дни проводили к претору на комициум и (при этом) объявлялась присужденная с них сумма денег. В третий базарный день они предавались смертной казни или поступали в продажу за границу, за Тибр.

6. В третий базарный день пусть разрубят должника на части. Если отсекут больше или меньше, то пусть это не будет вменено им в вину [1].

7. Пусть сохраняет свою силу навеки иск против изменника.

Таблица IV

1. (Цицерон. О законах. III.8.19). С такой же легкостью был лишен жизни, как по XII таблицам, младенец, отличавшийся исключительным уродством.

2. Если отец трижды продаст сына, то пусть сын будет свободен от власти отца.

3. (Цицерон. Филиппики. II.28.69). Пользуясь постановлением XII таблиц, приказал своей жене взять принадлежащие ей вещи и, отняв у нее ключ, изгнал ее.

4. (Авл Геллий. Аттические ночи. III.16.12). Мне известно, что когда женщина... родила на одиннадцатом месяце после смерти мужа, то из этого возникло дело, будто бы она зачала после того, как умер ее муж, ибо децемвиры написали, что человек рождается на десятом, а не на одиннадцатом месяце.

Таблица V

1. (Гай. Институции. 1. 144-145). Предки наши утверждали, что даже совершеннолетние женщины вследствие присущего им легкомыслия должны состоять под опекою... Исключение допускалось только для дев-весталок, которых древние римляне в уважение к их жреческому сану освобождали от опеки. Так было постановлено Законом XII таблиц.

2. (Гай. Институции. II.47). Законом XII таблиц было определено, что res mancipi, принадлежащие женщине, находившейся под опекою агнатов, не подлежали давности, за исключением лишь того случая, когда сама женщина передавала эти вещи с согласия опекуна.

3. Как кто распорядится на случай своей смерти относительно своего домашнего имущества или относительно опеки над подвластными ему лицами, так пусть то и будет ненарушеным.

4. Если кто-нибудь, у кого нет подвластных ему лиц, умрет, не оставив распоряжений о наследнике, то пусть его хозяйство возьмет себе его ближайший агнат.

5. Если у умершего нет агнатов, пусть оставшееся после него хозяйство возьмут его сородичи.

6. По Закону XII таблиц опекунами над лицами, которым не было назначено опекуна по завещанию, являются их агнаты.

7а. Если человек впал в безумие, то пусть власть над ним самим и над его имуществом возьмут его агнаты или его сородичи.

7б. (Ульпиан. 1. 1, рг. Д. XXVII.10). Согласно Закону XII таблиц расточителю воспрещалось управление принадлежащим ему имуществом.

8а. (Ульпиан. Lib. sing. reg. XXXX.1). Закон XII таблиц передавал патрону наследство после римского гражданина из вольноотпущенников в том случае, если последний, не имея подвластных ему лиц, умирал, не оставив завещания.

9а. (Гордиан. 1. 6. с. III.36). По Закону XII таблиц имущество, состоящее в долговых требованиях умершего к другим лицам, непосредственно, т.е. без выполнения каких-либо юридических формальностей, распределяется между наследниками в соответствии с их наследственными долями.

9б. (Диоклетиан. 1.26. с. II. 3). Согласно Закону XII таблиц долги умершего непосредственно разделяются между его наследниками соразмерно полученным ими долям наследства.

Таблица VI

1. Если кто заключает сделку самозаклада [2] или отчуждения вещи в присутствии 5 свидетелей и весовщика, то пусть слова, которые произносятся при этом, почитаются ненарушимыми.

2. (Цицерон. Об обязанностях. III.16). По XII таблицам считалось достаточным представить доказательства того, что было произнесено при заключении сделки, и отказывавшийся от своих слов подлежал штрафу вдвое.

3. Давность владения в отношении земельного участка устанавливалась в два года, в отношении всех других вещей - в один год.

4. Законом XII таблиц было определено, что женщина, не желавшая установления над собою власти мужа фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею.

5. (Авл Геллий. Аттические ночи. XX. 17. 7. 8). Собственноручно отстоять свою вещь при судоговорении... это значит наложить руку на ту вещь, о которой идет спор при судоговорении, т.е., иными словами, состязаясь с противником, ухватиться рукой за спорную вещь и в торжественных выражениях отстаивать право на нее. Наложение руки на вещь производилось в определенном месте в присутствии претора на основании XII таблиц, где было написано: “Если кто-нибудь собственноручно отстаивает свою вещь при судоговорении”.

5б. (Павел. Фрагменты. 50). Закон XII таблиц утвердил отчуждение вещи путем сделки, совершавшейся в присутствии 5 свидетелей и весовщика, а также путем отказа от права собственности на эту вещь при судоговорении перед претором.

7. Пусть собственник не трогает и не отнимает принадлежащих ему бревна или жердей, использованных другим человеком на постройку здания или для посадки виноградника.

8. (Ульпиан. В 3 титуле 47 кн. Дигест). Закон XII таблиц не позволял ни отнимать, ни требовать как свою собственность украденные бревна и жерди, употребленные на постройку или для посадки виноградника, но предоставлял при этом иск в двойном размере стоимости этих материалов против того, кто обвинялся в использовании их.

Таблица VII

1. Обход, т.е. незастроенное место вокруг здания, должен быть шириною в два с половиной фута.

2. Нужно заметить, что при иске о размежевании границ необходимо соблюдать указание Закона XII таблиц, установленное как бы по примеру следующего законодательного распоряжения, которое, как говорят, было проведено в Афинах Солоном: если вдоль соседнего участка выкапывался ров, то нельзя было переступать границы, если (ставился) забор, то нужно отступать от соседнего участка на один фут, если - дом для жилья, то отступать на два фута, если копают яму или могилу, отступать настолько, насколько глубоко выкопана яма, если колодец - отступить на 6 футов, если сажают оливу или смоковницу, отступить от соседнего участка на девять футов, а прочие деревья - на 5 футов.

3. (Плиний. Естественная история. 19, 4, 50). В XII таблицах не употреблялось совершенно слово “хутор”, а для обозначения его пользовались часто словом hortus - огороженное место, придавая этому значение отцовского имущества.

4. (Цицерон. О законах. 1, 21, 55). XII таблиц запрещали приобретение по давности межи шириною в 5 футов.

5. (Цицерон. О законах. 1, 21, 55). Согласно постановлению XII таблиц, когда возникает спор о границах, то мы производим размежевание с участием 3 посредников.

6. (Гай. В 3 титуле 8 кн. Дигест). По Закону XII таблиц ширина дороги по прямому направлению определялась в 8 футов, а на поворотах - 16 футов.

7. Пусть (собственники придорожных участков) огораживают дорогу, если они не убивают ее камнем, пусть едут на вьючном животном, где пожелают.

8б. (Павел. В 8 титуле 43 кн. Дигест). Если протекающий по общественной земле ручей или водопровод причинял ущерб частному владению, то собственнику последнего давался иск на основании Закона XII таблиц о возмещении убытков.

9а. Закон XII таблиц приказывал принимать меры к тому, чтобы деревья на высоте 15 футов кругом обрезались для того, чтобы их тень не причиняла вреда соседнему участку.

9б. Если дерево с соседнего участка склонилось ветром на твой участок, ты на основании Закона XII таблиц можешь предъявить иск об уборке его.

10. (Плиний. Естественная история. XVI. 5, 15). Законом XII таблиц разрешалось собирать желуди, падающие с соседнего участка.

11. (Юстиниан. 1.41, П. 1). Проданные и переданные вещи становятся собственностью покупателя лишь в том случае, если он уплатит продавцу покупную цену или обеспечит ему каким-либо образом удовлетворение его требования, например, представит поручителя или даст что-либо в виде залога. Так было постановлено Законом XII таблиц.

12. Если наследодатель делал следующее распоряжение: отпускаю раба на волю при условии, что он уплатит моему наследнику 10000 сестерциев, то, хотя бы этот раб был отчужден от наследника, он все-таки должен получить свободу при уплате покупателю указанной суммы. Так было постановлено в Законе XII таблиц.

Наши рекомендации