Государственный и муниципальный финансовый контроль Исполнительных органов власти

Прежде всего такой контроль — прерогатива органов исполнительной власти общей компетенции. Так, в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О Правительстве Российской Федерации» оно непосредственно осуществляет валютный контроль.

Контрольные полномочия органов исполнительной власти общей компетенции предусмотрены также в конституциях и ус­тавах субъектов РФ.

К органам исполнительной власти специальной компетенции, осуществляющим финансовый контроль, относятся: Министерст­во финансов РФ и органы казначейства, Министерство РФ по на­логам и сборам и подчиненные ему налоговые органы, федераль­ные органы налоговой полиции, таможенные органы, финансо­вые органы субъектов РФ и муниципальных образований, глав­ные распорядители и распорядители бюджетных средств.

Министерство финансов РФ действует на основании Положе­ния о нем, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 2731. В соответствии с этим Положением к функциям Минфина России в сфере государственного финансово­го контроля относятся:

а) контроль за целевым использованием средств федерального бюджета;

б) участие в разработке порядка и в контроле за поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;

в) обеспечение контроля за доходами от проведения лотерей;

г) проведение комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования средств федерального бюджета;

д) контроль за рациональным и целевым использованием средств государственных внебюджетных фондов и других феде­ральных средств;

е) проведение документальных ревизий и проверок финансо­во-хозяйственной деятельности организаций по заданиям право­охранительных органов;

ж) организация ревизий и финансовых проверок в организа­циях по обращениям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (п. 6 Положения).

Кроме того, согласно постановлению Правительства РФ «Во­просы Министерства финансов Российской Федерации» от 23 ав­густа 2000 г., последнее осуществляет валютный контроль.

В соответствии с п. 7 Положения Министерство финансов РФ имеет право:

— запрашивать у федеральных органов государственной влас­ти, органов государственной власти субъектов РФ и организации данные, необходимые для контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета;

— ограничивать, приостанавливать, а в ряде случаев и прекра­щать финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств феде­рального бюджета, а также в случае непредставления ими в установ­ленные сроки отчетности о расходовании ранее полученных средств;

— взыскивать в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому на­значению, с наложением штрафа согласно законодательству РФ.

Все вышеназванные функции и права в сфере государственно­го финансового контроля Министерство финансов РФ осущест­вляет через свои структурные подразделения — Департамент фи­нансового контроля и аудита, Главное управление федерального казначейства, контрольно-ревизионные органы Министерства финансов РФ в субъектах РФ, а также территориальные органы валютного контроля Минфина России.

Контрольно-ревизионные органы Минфина России действуют в соответствии с постановлением Правительства РФ «О террито­риальных контрольно-ревизионных органах Министерства фи­нансов РФ» от 6 августа 1998 г. № 1882.

Территориальные контрольно-ревизионные органы осущест­вляют последующий финансовый контроль на территории соот­ветствующего субъекта РФ. В частности, они:

а) контролируют целевое использование средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;

б) проводят документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собствен­ности по мотивированным постановлениям правоохранительных органов;

в) в ряде случаев на договорной основе проводят ревизии и проверки поступления и расходования средств бюджетов субъек­тов РФ и местных бюджетов;

г) контролируют своевременное устранение нарушений в финан­сово-хозяйственной деятельности проверенных управлением организаций, а также возмещение ими причиненного ущерба и т.д.

Территориальные контрольно-ревизионные органы Минфина России имеют право:

а) проверять в ревизуемых организациях денежные, бухгал­терские и другие документы;

б) получать от должностных лиц ревизуемых организаций

объяснения;

в) получать от органов государственной власти и местного самоуправления, а также организаций данные, необходимые для осуществления своих функций;

г) направлять предложения о приостановлении и прекраще­нии финансирования ревизуемых организаций при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств, а также непредставления ими бухгалтерских документов, связанных с ис­пользованием этих средств;

д) ставить вопрос об отстранении от работы должностных лиц, виновных в нарушениях, передавать материалы проверок и реви­зий в правоохранительные органы и другие права.

Работники контрольно-ревизионных органов имеют право проходить во все здания и помещения, занимаемые ревизуемыми учреждениями, однако они не должны вмешиваться в оператив­ную деятельность ревизуемых организаций.

Структурным подразделением центрального аппарата Минфи­на России является Главное управление Федерального казначей­ства. Оно возглавляет систему органов Федерального казначейст­ва, которая складывается из органов казначейства в субъектах РФ, а также в городах, районах и районах в городах. Правовое положение этих органов определено постановлением Правитель­ства РФ от 27 августа 1993 г. «О Федеральном казначействе Рос­сийской Федерации».

Одной из главных задач органов федерального казначейства является контроль за исполнением федерального бюджета, а также за поступлением и использованием внебюджетных феде­ральных средств.

В этих целях Главное управление Федерального казначейства

Минфина России:

а) организует контроль за поступлением и использованием

внебюджетных средств;

б) организует и осуществляет сводный учет операций по движению средств федерального бюджета и государственных внебюжетных фондов;

в) организует и осуществляет сбор и анализ информации о состоянии федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и государственных внебюджетных фондов.

Органы Федерального казначейства по субъектам РФ, по городам, районам, районам в городах: контролируют своевременность совершения операций со средствами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, а также целевое направление использования указанных средств; передают правоохрани­тельным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность и т.д.

В ходе контрольной деятельности органы казначейства имеют право:

а) проверять денежные и иные документы в любых организа­циях;

б) получать от банков справки о состоянии счетов организа­ций, использующих средства федерального бюджета и государст­венных внебюджетных фондов;

в) приостанавливать операции по счетам организаций, исполь­зующих средства федерального бюджета и государственных вне­бюджетных фондов;

г) налагать на кредитные организации штраф в случае несвое­временного исполнения ими платежных документов на перечис­ление средств в федеральный бюджет и др.

Территориальными органами валютного контроля Минис­терства финансов РФ являются региональные управления ва­лютного контроля, которые осуществляют свою деятельность под руководством Департамента валютного контроля Министерства финансов РФ. Правовое положение этих органов определено По­ложением о территориальных органах валютного контроля Ми­нистерства финансов РФ, утвержденным приказом Минфина РФ от 27 декабря 2000 г.

Основными задачами региональных управлений валютного контроля являются:

а) обеспечение проведения единой государственной политики сфере валютного контроля;

б) осуществление контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства РФ резидентами и нерезидентами;

в) Участие в организации и ведении единой информационной системы валютного контроля.

В этих целях региональное управление имеет полномочия, в частности:

а) проводить проверки соблюдения валютного законодательст­ва резидентами и нерезидентами;

б) ставить в установленном порядке вопрос о приостановлении валютных операций, о лишении хозяйствующих субъектов ли­цензий и других прав в области валютной деятельности;

в) оформлять результаты проверок резидентов и нерезидентов актами;

г) привлекать резидентов и нерезидентов к ответственности за нарушение валютного законодательства;

д) предъявлять судебные иски по результатам проверок соблю­дения валютного законодательства и т.д.

Министерство РФ по налогам и сборам, а также подчинен­ные ему налоговые органы на уровне субъектов РФ также явля­ются органами специальной компетенции, осуществляющими го­сударственный финансовый контроль. Деятельность этой систе­мы органов регламентируется ст. 30—32 НК РФ, а также Законом РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21 марта 1991г.

Главной задачей этих органов является контроль за соблюде­нием законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюд­жеты государственных налогов и других платежей, установлен­ных законодательством РФ и субъектов РФ. В НК РФ, а также в упомянутом Законе предусмотрен целый ряд полномочий налого­вых органов, направленных на решение вышеназванной задачи. В их числе:

а) право производить в любых организациях проверки доку­ментов, связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей;

б) получать от организаций справки и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика;

в) обследовать любые помещения, связанные с содержанием объектов налогообложения;

г) приостанавливать операции организаций и граждан по рас­четным и иным счетам в кредитных организациях в случае не­представления налоговым органам документов, связанных с ис­числением и уплатой налогов, и др.

В соответствии со ст. 36 НК РФ, а также Законом РФ «О феде­ральных органах налоговой полиции» государственный финан­совый контроль осуществляют федеральные органы налоговой полиции, которые имеют право проводить проверки налогоплатель­щиков, в частности по запросу налоговых органов участвовать в налоговых проверках. Согласно ст. 34 НК РФ правом контролиро­вать соблюдение налогового законодательства и по результатам составлять акты налоговой проверки обладают и таможенные ор­ганы.

Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образо­ваний осуществляют финансовый контроль за операциями с бюд­жетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, дру­гих участников бюджетного процесса (ст. 270 БК РФ).

Главные распорядители, распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджет­ных средств получателями бюджетных средств в части обеспече­ния целевого использования и своевременного возврата бюджет­ных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами.

Главные распорядители бюджетных средств проводят провер­ки подведомственных государственных и муниципальных пред­приятий, бюджетных учреждений (ст. 269 БК РФ).

4. Государственный финансовый контроль со стороны банков.

Коммерческие банки проводят такой контроль в случаях, когда наделены государством властными полномочиями в сфере государственных финансов. Таких случаев два. Во-первых, в со­ответствии со ст. 11 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. (с изм. и доп.), а также Инструкцией ЦБ РФ «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» от июня 1992 г. № 7 коммерческие банки наделены правом валютного контроля предприятий и способны в ряде случаев денонсировать 50% валютной выручки предприятия на спецсчете, а во-вторых, в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета РФ «О безотлагательных мерах по реализации налично-денежного обращения в Российской Федерации» От 13 января 1992 г., а также с п. 2.14 Положения о правилах ор­ганизации наличного денежного обращения на территории Рос­сийской Федерации, утвержденного Советом директоров ЦБ РФ 5 января 1998 г., коммерческие банки обязаны контролировать порядок ведения кассовых операций и работу с денежной на­личностью организаций.

Наши рекомендации