Модель учёта продаж (реализации) продукции

Процесс реализации состоит в том, что изготовленная продукция организацией продаётся (реализуется). При продаже продукции выявляются окончательные результаты деятельности организации по производству и сбыту продукции в виде прибыли или убытка.

Основными задачами учёта процесса продаж являются:

а) выявление фактических расходов, связанных с реализацией;

б) выявление полной фактической себестоимости реализуемой продукции;

в) контроль выполнения плана реализации и выявление результатов сбытовой деятельности организации.

Учёт продаж ведётся на синтетическом активно-пассивном счёте 90 «Продажи».

По дебету указанного счета показывается фактическая себестоимость проданной продукции, а по кредиту – выручка от продажи.

Схематично счёт 90 «Продажи» можно представить в следующем виде:

Счет 90 «Продажи»

Дт Кт
1. Стоимость проданной продукции по учётным ценам (плановая или нормативная себестоимость, отпускная цена) 2. Разница между фактической себестоимостью и стоимостью по учётным ценам 3. Расходы на продажу 4. Управленческие расходы (при калькулировании сокращённой себестоимости) 5. Акциз 6. Налог на добавленную стоимость 1. Сумма к получению от покупателей (стоимость продукции по продажным ценам)    
7. Прибыль от продажи продукции (при превышении стоимости по продажным ценам над себестоимостью проданной продукции) 2. Убыток (при превышении себестоимости продукции над стоимостью по продажным ценам)
Оборот по дебету Оборот по кредиту

К счёту 90 «Продажи» открываются субсчета для отражения отдельных составляющих финансового результата от продаж:

90-1 «Выручка от продаж»;

90-2 «Себестоимость продаж»;

90-3 «Налог на добавленную стоимость»;

90-4 «Акцизы»;

90-5 «Экспортные пошлины», если организация является плательщиком экспортных пошлин;

90-9 «Прибыль / убыток от продаж».

По общему правилу, в процессе продажи готовой продукции (товаров, работ, услуг) выручка от продаж отражается в момент отгрузки продукции покупателю и выставления ему расчётных документов, независимо от сроков поступления оплаты от покупателя. Такой подход носит название «метод начисления»

В этом случае используется счёт 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками», который отражает задолженность за покупателем за проданную ему продукцию (по дебету счёта).

Финансовый результат от продаж за отчётный период определяется путём сопоставления совокупного дебетового оборота по счёту 90 «Продажи» и кредитового оборота этого счёта.

Ежемесячно определяется результат от продаж. Если кредитовое сальдо по счёту 90 «Продажи» больше дебетового оборота этого счёта, то делается запись:

Дебет 90/9 «Прибыль / убыток от продаж» Кредит 99 «Прибыли и убытки».

В случае если кредитовый оборот по счёту 90 «Продажи» меньше дебетового, то в результате продаж, получаем убыток и на сумму убытка от продаж делаем бухгалтерскую запись:

Дебет 99 «Прибыли и убытки» Кредит 90/9 «Прибыль / убыток от продаж».

Предварительно расходы, связанные с реализацией (на упаковку изделий на складах готовой продукции; на погрузочно-разгрузочные работы; на доставку продукции на станцию отправления; комиссионные сборы, уплаченные сбытовыми организациями; расходы на рекламу и др.), собираются по дебету счета 44 «»Расходы на продажу» в корреспонденции с разными счетами в зависимости от вида расходов (10, 70, 69, 60 и др.).

В конце месяца эти суммы списываются частично или полностью в дебет счёта 90 «Продажи».

По дебету счёта 44 «Расходы на продажу» накапливаются суммы, связанные с продажей продукции, работ, услуг.

Схематично счёт 44 «Расходы на продажу» представлен ниже.

44 «Расходы на продажу»

Сч. «Материалы»   Сч. Расходы на продажу»    
Дт Кт   Дт Кт    
Модель учёта продаж (реализации) продукции - student2.ru Расходы на упаковку       Списание расходов, относящихся к реализованной продукции    
               
Сч. «Расчётные счета»            
Дт Кт              
  Транспортные расходы            
  Модель учёта продаж (реализации) продукции - student2.ru              
               
Сч. «Расчёты с персоналом по оплате труда», «Расчёты по социальному страхованию и обеспечению»         Сч. «Продажи»  
Дт Кт         Дт Кт  
  Расходы на погрузку                
  Модель учёта продаж (реализации) продукции - student2.ru              
               
Сч. «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами»              
Дт Кт            
  Комиссионные расходы          
  Модель учёта продаж (реализации) продукции - student2.ru            
  Обд            
               
                       

Для закрепления материала по учёту процесса продаж предлагаем вам упражнение с решением.

Остатки по счетам ОАО «Плутон» на 30 июня 20__ г.

Шифр счёта Наименование счетов и субсчетов Сумма (руб.)
Дт Кт
Расчёты с покупателями и заказчиками 300 000  
Готовая продукция 206 836  
Материалы 103 164  
Расчёты с персоналом по оплате труда   110 000
Расчёты по социальному страховому обеспечению   120 000
Прибыли и убытки   180 000
Уставный капитал   200 000
  Итого 610 000 610 000

Модель процесса продажи (реализации продукции)

     
                     
  Модель учёта продаж (реализации) продукции - student2.ru Модель учёта продаж (реализации) продукции - student2.ru Модель учёта продаж (реализации) продукции - student2.ru  
                 
                     
Модель учёта продаж (реализации) продукции - student2.ru            
             
                     
Модель учёта продаж (реализации) продукции - student2.ru   Модель учёта продаж (реализации) продукции - student2.ru    
             
                 
                 
                         

Наши рекомендации