Организация как функция управления

Организация – это процесс создания необходимых условий для реализации поставленных целей. Это функция включает, предполагает:

  1. Формирование или уточнение структуры организации - Структура организации должна соответствовать целям организации, должны учитываться размеры организации, персонал. Формирование структуры организации осуществляется через разделение ее на производственные единицы – это процесс департаментализация, выделяют несколько ее видов:

- функциональная – выделяем отделы по выполняемым функциям (например, кафедра)

- продуктовая – выделяем подразделения по виду выпускаемой продукции

- географическая – предполагает создание подразделений на разных территориях со своими руководителями

- по клиентам – выделяем подразделение по группам потребителей

- проектная - формирование подразделений на временной основе для выполнения заданий или проектов

  1. Определение способов управления:

- единовластный – означает, что управление производится без учета мнения коллектива

- соучастный – каждый член коллектива имеет право знать цели организации, высказывать свои предложения. Стратегические решения принимаются коллективно.

  1. Установление отношений между подразделениями организации – установление связей, их 2 вида:

- горизонтальные связи – носят характер согласования и являются одноуровневыми, чаще всего они устанавливаются на неформальной основе

- вертикальные – связи подчинения, они служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации

  1. Обеспечение организации необходимыми ресурсами – человеческие ресурсы, материалы, оборудование, здания, финансовые ресурсы, информационные и временные ресурсы. Организационная структура должна обеспечить условия для наиболее рационального использования ресурсов
  2. Создание внутренней культуры. Внутренняя культура организации – это система ценностей, убеждений и норм поведения, сложившихся в организации. Данная культура проявляется в отношениях между работниками, между работниками и организацией.

Мотивация деятельности

Мотивация – это побуждение человека к определенным видам деятельности, результатам, отношению к работе.

Потребности:

  1. Естественные - пища, вода
  2. Социальные – признание
  3. Врожденные – общение
  4. Приобретенные – обучение
  5. Первичные – обеспечивают выживаемость человека
  6. Вторичные – связаны с развитием личности
  7. Материальные –
  8. Нематериальные –

Мотив – это осознанное внутреннее побуждение человека к определенному поведению для удовлетворения потребностей.

Мотивами могут быть:

- политические или нравственные идеалы

- сильная потребность

- сильные чувства

- моральные убеждения

- привычки

- подражание

В процессе мотивации участвуют стимулы. Стимул – это благо, с помощью которого человек может удовлетворить свои потребности, они подвергаются сознательной оценке со стороны человека и могут не повлиять на поведение, если потребуют нереальных действий.

Все стимулы делятся на 2 группы:

  1. Экономические – денежный доход или свободное время
  2. Неэкономические – создание благоприятных условий труда, награждение подарками, выражение публичной и личной благодарности

Этапы процесса мотивации:

  1. Возникновение потребности
  2. Поиск путей, устранение потребностей
  3. Определение направления действия
  4. Осуществление действия
  5. Удовлетворение потребности

Маслоу – пирамида:

  1. Физиологические потребности – пища, жилье, отдых, сон
  2. Потребности безопасности
  3. Потребности в причастии – стремление быть в группе
  4. Потребность в уважении
  5. Потребности в самовыражении

Для того, чтобы следующий, более высокий уровень потребностей начал влиять на поведение человека, нужно удовлетворить потребности более низкого уровня, но не обязательно полностью.

Теория мотивации Макгрегора: (теория Х и Y)

Контроль

- это процесс измерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов по отношению к запланированному.

Возможны результата:

  1. Совпадение результатов с планом
  2. Несовпадение результатов (изменение результатов)

Субъектами контроля в организации являются – руководители и государственные органы. Объектом контроля выступает сама организация

Виды контроля:

1 группа:

- Предварительный контроль – осуществляется до начала работ по всем видам ресурсов

- Текущий контроль – выполняется в ходе выполнения работ. Цель – исключить отклонения от намеченных планов.

- Заключительный контроль – проводится, когда работа выполнена.

2 группа:

- общий контроль (полный) – предполагает полное изучение процессов, деятельности …

- выборочный контроль – проверке подвергаются особым образом отобранные из партии образцы продукции, а выводы делаются по всей партии

3 группа:

- систематический – проводится в отношении наиболее важных объектов

- периодический –

- разовый –

4 группа:

- финансовый – составление финансовой отчетности

- административный – сравнение объема реальных продаж с объемом запланированных продаж

- технический – необходим для устранения неполадок и проверки состояния оборудования

Процесс контроля: этапы:

  1. Установление целей контроля – устанавливаются требования и стандарты, к которым должны стремиться люди
  2. Измерение фактических результатов работы – применяются наблюдение, письменные отчеты
  3. Сравнение фактических результатов с запланированными стандартами. Диапазон отклонений – приемлемые расхождения между фактическими показателями и запланированными
  4. Мероприятия для исправления значительных отклонений – если произошли радикальные изменения во внешней или внутренней среде организации, делающие установленные задачи невыполнимыми, то необходимо изменить стандарты и нормы

Характеристики эффективного контроля:

  1. Контроль должен быть действенным, то есть выявленные в результате контроля ошибки должны оперативно устраняться
  2. Контроль должен быть гибким – то есть механизмы контроля можно скорректировать, если изменилась ситуация
  3. Должен быть систематическим – проводиться постоянно и все виды и процедуры контроля должны быть связаны в единую целостность
  4. Комплексным – должен охватывать не несколько показателей плана, а все
  5. Экономичным – то есть выгоды, приносимые контролем, должны быть выше затрат на его проведение
  6. Гласным – то есть результаты контроля должны быть известны исполнителям
  7. Своевременным – то есть система контроля должна обеспечивать своевременную информацию
  8. Понятным – все должно быть понятно исполнителям или пользователям

Координация

- Это центральная функция управления по установлению связей, организация взаимодействия и согласованности работ компонентов системы. Координация может выполняться при выполнении любой функции и обеспечивает взаимосвязь всех управленческих функций. Главная задача координации – достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей и обмена информацией между ними. Координация осуществляется путем проведения совещаний, личных контактов между людьми, согласования рабочих планов и графиков. С помощью отчетов, собраний, компьютерной связи, документов устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, обеспечивается единство и согласование всех стадий управления, действий руководителя. Без соответствующей координации различных уровней и отдельных лиц люди могут сосредоточиться на обеспечении собственных интересов, а не интересов организации в целом.

Интеграция организаций

Интеграция с латинского переводится как – целое

Объединение, взаимодействие каких-либо элементов в единое целое.

Относительно организации, интеграция – это объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Это процесс объединения усилий разных подсистем для достижения целей организации.

Виды интеграции:

1 группа:

- вертикальная – процесс объединения организаций от поставщиков до закупщиков, в идеале охватывая всю цепочку от добывающего ресурса предприятия до торговой сети, продающей готовый продукт покупателю. Например, в сельском хозяйстве существует цепочка: сбор продукта – его переработка – упаковка – хранение – транспортировка – продажа продукта покупателю. Фирмы, которые контролируют все или несколько звеньев, являются вертикально интегрированными. В вертикальной интеграции каждый участник производит разный продукт или услугу для удовлетворения общих потребностей.

- горизонтальная – процесс объединения организаций внутри одной отрасли. Она происходит тогда, когда одна фирма берет под контроль или поглощает другую фирму, находящуюся в той же отрасли и на той же ступени производства. Целью горизонтальной интеграции является – объединение ресурсов и достижение общих целей совместными усилиями.

2 группа:

- внутренняя – процесс объединения внутри организации

- внешняя – процесс объединения усилий нескольких организаций

Форма интеграции организаций:

  1. Корпорация – организация (союз организаций), созданная для защиты интересов и преимуществ ее участников.

Черты корпорации:

- добровольные объединения независимых организаций

- имущество, добровольно переданное

- все равноправны

- ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в предприятие.

Современная корпорация, как правило, материнская компания с сетью дочерних обществ, имеющих разную степень самостоятельности. Акционеры не руководят компанией, они делегируют это право президенту, но при этом оказывают влияние на его решение, путем использования права своего голоса. Деятельность президента контролирует совет представителей, или совет директоров, избранный акционерами. Этот совет может увольнять и принимать президента и отменять их решения. Акции корпорации могут свободно покупаться и продаваться на рынке.

  1. Холдинг – организация, владеющая контрольными пакетами акций других компаний, с целью осуществления по отношению к ним функций контроля и управления. В холдинге имеются материнская и дочерние компании. Дочерние компании не имеют хозяйственной самостоятельности. Ее исполнительным органом является правление. Правление состоит из директоров дочерних обществ и контролирует деятельность холдинга в целом. Доходы холдинга формируются за счет процентов по акциям, за счет предпринимательской деятельности и части прибыли дочерних обществ.
  2. Консорциум – одна из форм объединений, создаваемых на основе соглашения между несколькими банками, организациями, научными центрами для совместного проведения крупных финансовых операций или осуществлению науко- и капиталоемких проектов. Он возглавляется крупным банком, который подбирает участников соглашения. Участники консорциума имеют право на получение комиссии, размеры которой определяются долей их участия. Из числа участников выбирается лидер, который руководит консорциумом. Лидер представляет интересы консорциума перед этими лицами. Каждый участник консорциума обеспечивает финансирование определенной части работы и несет риски. Партнеры, входящие в консорциум, полностью сохраняют свою экономическую и юридическую самостоятельность.
  3. Конгломерат – фирма, в состав которой входят предприятия, не имеющие производственных связей и выполняющие разнородные функции. Здесь организации объединены организационными или финансовыми связями.
  4. Картель – группа доминирующих на рынке производителей, совместно максимизирующих прибыли путем фиксации цен, путем ограничения объема выпуска продукции, путем раздела рынков сбыта. При образовании картеля его участники не утрачивают производственной и коммерческой самостоятельности. Между ними заключается соглашение по ряду вопросов: цены на продукцию, рынки сбыта, наем рабочих. Целью – монопольное владение рынком. Участники картели продают продукцию самостоятельно, но в рамках договоренности. Нарушение соглашения в виде превышения квоты или вторжения на чужие рынки сбыта влечет за собой уплату штрафа в карательную кассу.
  5. Синдикат – объединение организаций, которые заключают соглашение между организациями одной отрасли промышленности по контролю над сбытом продукции и закупкой сырья с целью получения монопольной прибыли. Эти организации сохраняют производственную и юридическую самостоятельность, но утрачивают коммерческую самостоятельность. Участники осуществляют сбыт продукции через сбытовую контору. Она принимает продукцию по ценам, установленным синдикатом. Этим достигается продажа продукции по высоким монопольным ценам.
  6. Трест – объединение собственности и управление предприятий одной или нескольких отраслей, полностью утрачивающих производственную и коммерческую самостоятельность. Организации, вступающие в трест, становятся акционерами, но подчиняются единому руководству. Во главе треста стоит правление, которое руководит производством, сбытом продукции, финансовыми операциями всех компаний, входящих в трест. Каждый участник треста получает определенный пакет акций в соответствии своей доли капитала. Исходя из этого он получает право на участие в делах треста и на определенную долю прибыли.

Диверсификация

С латинского – разнообразие.

- это распространение хозяйственной деятельности на новые сферы, то есть производство новой продукции и услуг и новой отрасли.

- это проникновение предприятий в новую отрасль, не имеющую прямой производственной связи с основной их деятельностью. Она применяется с целью повышения эффективности производства с целью получения экономической выгоды и предотвращения банкротства. Она позволяет компенсировать падение сбыта на одном рынке за счет увеличения его на других.

Типы диверсификации:

1. Связанная – когда новая область деятельности кампании связана с существующими областями бизнеса. Делится на:

- вертикальная – означает производство продуктов и услуг на предыдущий или следующий ступени производственного процесса, то есть производитель готовой продукции начинает или производить комплектующие (назад по цепочке), или выходить на более высокие глубины переработки

- горизонтальная – производство продуктов а той же ступени производственной цепочки, то есть расширение состава выпускаемой продукции за счет производства новых изделий, отличающихся от выпускаемых.

2. Несвязанная – новая область деятельности, не имеющая очевидных связей с существующими сферами бизнеса.

Дом зад: тема – хоз деят-ть субьектов, сделать таблицу – дать определелние следующим понятиям: рентинг, хайлинг, лизинг, определение и суть. Таблица – клиринг и дилер. Подготовить инфо об НКО, которая ведет предпринимательскую хозяйственную деятельность (что за организация, ее история, какую хоз деят-ть она ведет)

Тема – жизненный цикл организации.

Пути реализации диверсификации:

1. реструктурирование — цель в том, чтобы оказать помощь организациям, активизировать свою деятельность, изменить образ действий, развить новые стратегии, влить в кампанию новые ресурсы, особенно финансовые.

2. Разделение функций или ресурсов — этот путь возможен, если есть существенные сходства между функциями существующих и новых направлений деятельности, это позволяет уменишить расходы организации.

В результате диверсификации в организации происходит:

  • расширение организационной структуры организации
  • изменяется профессионально-квалификационная структура персонала
  • рост общего трудового дохода работников

Дифференциация товара

Дифференциация — это разделение целого на различные части, формы, ступени (различия).

Дифференциация товаров — это ситуация, при которой покупатели рассматривают идентичную продукцию конкурирующих производителей, как схожую, но не полностью взаимозаменяемым.(Различия в аналогичных товарах).

В условиях дифференциации товара отдельная фирма отрасли обладает ограниченной монопольной властью над своим товаром, то есть может понижать или повышать стоимость товара без риска потерять рынки сбыта.

Причины дифференциации товара:

1. быстрое обслуживание

2. доставка товара на дом

3. продажа в кредит

4. реклама

5. использование различной упаковки

6. разное качество продуктов (из-за отличий технологии, видов сырья, дизайна)

7. мнимые качества, различия между продуктами

8. дополнительные потребительские свойства — это особенности товара, которые влияют на легкость или удобность его использования

9. местоположение фирмы

то есть условия, побуждающие покупателей купить товар именно у этой фирмы

2 типа продуктовой дифференциации:

  • горизонтальная — это такая ситуация, когда при любом количестве продавцов, предлагающих разные продукты по одной цене, каждый продавец занимает строго положительную рыночную долю. Этот тип связан с различием потребительских характеристик товара, удовлетворяющих разные вкусы потребителей.

Горизонтальные продукты различаются по набору характеристик:

  • вертикальна дифференциация товара — это тип, который связан с различиями качественных характеристик товаров. И удовлетворяющих одинаковые вкусы потребителей, то есть отличаются в интенсивности проявления заложенных в продукте характеристик — надежность, безопасность, долговечность, качество и цена

домашка — найти свой социальный проект. Найти инфо про НКО, что делает, чем занимается,

управление и целеполагание — темы

Экономические модели реализации молодежной политики.

Экономическая модель — это описание различных экономических явлений и процессов.

Экономическая модель — это упрощенное формальное описание интересующих нас сторон экономического явления. Примером модели явялется карта города.

Экономическая модель представляет собой абстрактное изображение реально существующих или проектируемых организаций, объединений организаций, процессов их создания, развития, функционирования и ликвидации организации.

Черты экономической модели организации:

1. Большое число сложных структурных систем, образующих систему.

2. Разнообразие этих частей и функций.

3. Общие цели, определяющие эффективное направление развития и обеспечивающие устойчивость элементов в организации

4. наличие между элементами системы обратной связи

5. способность противостоять воздействию со стороны внешней среды

6. способность повышать уровень своей организации и степень ее новизны в молодежной экономической деятельности

7. способность сопротивляться негативным воздействиям со стороны внешней среды

Системы участия молодежи в экономике опираются на теории инновационной, инвестиционной, эволюционной экономики.

Теория инновационной экономики исходит из того, что — новый продукт в среднем возникает раз в десять лет, утверждается на рынке, удовлетворяет потребности, его продажи достигают пика, затем происходит быстрый спад, появляется совершенно новый продукт, который повторяет судьбу предшественника. Нновационная деятельность организации влияет на эффективность хозяйственной деятельности, на конкурентноспособность продукции. Организации, связанные с высокими технологиями, наукоемкие предприятия должны быстро и адекватно реагировать на новые разрботки и сами предлагать нововведения.

Эволюционная экономика состоит из нескольких систем:

  • генетическое направление эволюционной экономики исходит из того, что любой хозяйствующий субъект, организация имеет свой жизненный цикл. Под воздействием внешних и внутренних сил происходит саморазвитие экономических систем.

Принципы развития экономической системы:

1. принцип целостности — свойства системы сводятся к сумме свойств, составлющих ее элементов

2. принцип структурности — обусловленность поведения системы пределяется свойствами ее структуры

3. принцип взаимозависимости структуры и среды — если что-то изменяется во внешней среде, влияющих на организация, нужно менять организацию

4. принцип иерархичности — каждый элемент системы может рассматриваться как самостоятельная система

Практическое применение теории эволюционной экономики в организации молодежного бизнеса может обеспечить решение цели и задач по трем направлениям:

  • развитие технологий по средствам инноваций
  • моделирование изучения их
  • управление процессами экономической трансформации

Молодежные предприятия и организации — это открытые системы, то есть их развитие и выживание зависит от внешних условий. Данные организации должны обладать экономической устойчивостью в течение всего жизненного цикла. Экономическая устойчивость молодежной организации — это потенциал производственных и финансовых ресурсов организации и способность к эффективному использованию ресурсов для полного противостояния к негативным воздействиям внешней среды. Экономическая устойчивость молодежной организации определятся:

  • качественным состоянием совокупностей его элементов
  • количественным состоянием системы, способностью обеспечить эффективность воспроизводства деятельности и необходимых для этого ресурсов
  • способность обеспечить саморазвитие

На практике экономическая устойчивость оценивается чрез финансовое состояние молодежной организации. Экономическая модель молодежной организации формируется с помощью 5-ти элементов:

1. окружающая среда

2. цель

3. ресурсы

4. организационная структура управления

5. время (период жизненного цикла организации)

Динамическое экономическое развитие молодежной организации предусматривает определенную роль внешней среды в формировании миссии организации. Цели и стратегии выполнения цели разрабатываются с учетом ресурсов, производственной структуры и организационной структуры управления.

Совершенствование управления инновационной деятельностью является важной

Типология моделей молодежных и детских общественных объединений формируется по направлениям деятельности, целевым группам молодежи и миссией этого объединения.

Выделяют 3 типа общественных объединений детей и молодежи:

1. главная задача – это удовлетворение интересов и потребностей подростков и молодежи, передача им ЗУН и включение их в социальную практику (клубы общения, клубы, вводящие подростков в экономические отношения, творческие коллективы)

2. предлагают детям различные виды деятельности, включая ребят в социальную практику (профильные детские организации военно-патриотической, военно-спортивной, туристической, экономической направленности, направление милосердие)

3. предлагает детям систему ценностей, на основе которых строится их деятельность (религиозные объединения, национальные организации, скаутские и пионерские организации)

По направлениям деятельности выделяют 2 группы моделей молодежных организаций:

1. узконаправленные

2. осуществляющие сразу несколько видов деятельности

От молодежи исходит инициатива формирования моделей во многих областях социальной, экономической и политической жизни.

Социальные и экономические модели реализации ГМП могут формироваться по следующим направлениям:

1. информационное обеспечение региональной молодежной политики

2. адаптация инноваторов ГМП к изменяющейся экономической ситуации, проблема экологии. Организации досуга молодежи, развитие научно-технического потенциала и экспорта технологий студентов и молодых ученых, информирование местного самоуправления, первоочередные задачи государства и общества по вопросу здоровья нации.

ДОМАШНЕЕ: сформулировать миссию и видение, темы – планирование,организация,мотивация.

Собственность НКО

НКО может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование,инвентарь, денежные средства, ценные бумаги и другое имущество. Также мжет иметь в собственности или в бессрочном пользовании земельные участки.

НКО включает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которые по закону может быть обращено взыскание.

Источники формирования имущества НКО:

1. регулярные и единовременные поступления от учредителей, участников, членов

2. добровольные имущественные взносы и пожертвования

3. выручка от реализации товаров, работ и услуг

4. доходы, проценты, получаемые по ценным бумагам и вкладам

5. доходы, получаемые от собственности НКО

Полученная прибыль НКО не может распределяться между участниками НКО.

Право собственности — это человеку или организации принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом, то есть они могут продавать, дарить, уничтожать свое имущество.

Право оперативного управления — учреждение или организация не является собственником этого имущества, оно может им только владеть, пользоваться, распоряжаться в соответствии с целями своей деятельности, с заданиями собственника и назначением этого имущества. Собственник имущества в праве изъять лишнее, не используемое, или спользуемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением.

Имуществом, изъятым у учреждения, собственник в праве распорядиться по своему усмотрению.

НКО в праве использовать принадлежащие им на праве собственности имущество лишь для достижения уставных целей. В случае ликвидации НКО соответствующий достаток имущества должен быть использован в ценах,указанных в учредительных документах.

НКО, кроме учреждений явялется собственником имущества, переданного им в качестве вкладов или взносов их учредителями, участниками, членами, а также имущества, приобретенного по иным основаниям.

Общественные и религиозные организации, благотворительны и иные фонды становятся собственником переданного имущества, так как их участники утрачивают право на переданное этим организациям имущества (в собственность).

Наши рекомендации