Проектирование пользовательского интерфейса
Анализ предметной области
Целью анализа является подробное описание информационных процессов, сопровождающих основную деятельность предприятия, указанного в задании.
Разработке подлежат следующие вопросы:
- выделение множества объектов (сущностей) сведения о которых должны храниться в базе данных;
- для каждой сущности определить множество атрибутов (характеристик, задающих ее описание);
- для каждого атрибута указать его тип (текстовый, числовой и т.д.), указать, обязательно ли задавать его значения, сформулировать условия, ограничивающие область допустимых значений (условия целостности на уровне атрибутов);
- для всех рассматриваемых атрибутов описать источники информации, каждый из которых можно считать документом, формируемым либо работниками предприятия
- (товарная накладная, квитанция, договор и т.п.), либо вне его (справочные таблицы, перечень товаров, прейскурант цен и т.п.);
- описание выходных документов, которые формируются по результатам запросов к базе данных (справка по запросу, товарный чек и т.п.);
- описание действий с информацией на рабочих местах разных пользователей базы данных.
Анализ сущностей и связей между ними
На этом этапе выполняются следующие действия:
- для выделенных ранее сущностей задаются ключевые поля (там, где это целесообразно, вводятся «суррогатные» ключевые поля). Все действия выполняются с обоснованием выбора;
- для каждой пары связанных сущностей анализируются характеристики связи, и делается соответствующее преобразование ER-диаграмм;
- полученные ER-диаграммы объединяются в предварительную схему данных, из которой удаляются избыточные промежуточные сущности;
- в предварительную схему данных добавляются не ключевые атрибуты сущностей.
Нормализация отношений в предварительной схеме данных
На этом этапе все отношения (соответствующие сущностям) в предварительной схеме данных должны быть приведены к третьей нормальной форме, основываясь на анализе функциональных зависимостей (ФЗ).
Создание шаблонов входных и выходных документов.
Представить шаблоны входных документов для заполнения базы данных, а также шаблоны выходных документов. Все их можно создать, например, в MS Word или любом другом редакторе на Ваше усмотрение.
Составление требуемых запросов к базе данных (на языке SQL).
Для всех указанных в задании запросов составить соответствующие инструкции на языке SQL. Если в задании указаны отчеты, то для каждого из них разработать запрос и составить соответствующую SQL-инструкцию. Назначение каждого запроса должно быть описано словесно. Необходимо придумать несколько запросов самостоятельно.
Анализ разрешений и запретов на операции с табличными данными для различных пользователей.
Исходя из того, что для записей каждой таблицы допустимы 4 операции (просмотр, добавление, удаление и модификация), требуется описать для каждого пользователя , какие из допустимых операций с таблицами ему разрешены. Множество разрешений нужно согласовать с должностными обязанностями пользователя на предприятии.
Проектирование пользовательского интерфейса
На этом этапе требуется привести блок-схему разработанного кнопочного меню с учетом требований определенных пользователей БД.
7.1. Для курсовой работы по дисциплине «Базы данных» в СУБД «Access» необходимо выполнить следующее:
- разработать форму и макрос для ввода пароля пользователя;
- разработать для пользователей формы и настроить их свойства в точном соответствии с перечнем разрешенных операций для каждого пользователя;
- разработать формы для выходных документов;
- разработать (если необходимо) промежуточные кнопочные формы;
- обеспечить недоступность для пользователей (кроме пользователя «Администратор базы данных») окна базы данных и работы в режиме «Конструктор».
7.2. Для курсовой работы по дисциплине «Клиент-серверные системы» необходимо выполнить следующее:
- реализовать все запросы через вызовы хранимых процедур;
- составить хранимые процедуры для выдачи требуемых разрешений каждому пользователю;
- разработать необходимые триггеры для работы пользователей с таблицами базы данных.
1. Компьютерный магазин. 5
2. Трамвайное депо. 7
3. Больница. 8
4. Поликлиника. 9
5. Гостиница. 10
6. Кинотеатр. 11
7. Школа. 13
8. Ателье. Оформление заказов. 14
9. Аптечный склад. 16
10. Турфирма. 18
11. Служба знакомств. 20
12. Обслуживание рейсов в аэропорту. 22
13. Курсы иностранных языков. 24
14. Интернет-магазин по продаже билетов на концерты музыкальных групп. 26
15. Издательство. 28
16. Автосалон. 30
Компьютерный магазин
1.1. Описание предметной области
Небольшой магазин, продающий комплектующие ПК, которые поступают от различных поставщиков. Магазин оформляет заявку на товар (номер, дата, наименование, количество, цена). Заявка оформляется по тем наименованиям товаров, остатки которых на текущую дату равны нулю. При поступлении товара в магазине остается копия накладной, в которой указывается её номер, поставщик, дата поставки, наименование товара, количество, отпускная цена. Розничная цена формируется из затрат магазина в виде процента и добавляется к отпускной цене поставщика. На основании чека продажи (номер чека, код товара, название, количество в шт., стоимость товара) каждый день производится анализ продаж: ежедневная выручка и формирование заказа необходимого товара.
1.2. Пользователи и их права
Магазин состоит из трех отделов: склад, торговый зал, офис. На складе работает кладовщик, в торговом зале – продавец, в офисе – экономист. Все они работают в одной информационной системе. Также есть администратор, который занимается поддержкой данной ИС. Экономист ведет учет сотрудников, составляет рабочий график, утверждает заявки на приобретение товара и получает счета. Кладовщик вносит и изымает данные о товарах, присутствующих/отсутствующих на складе. Продавец должен обладать информацией о наличии товара на складе и его количестве, также продавец составляет товарный чек.
1.3. Запросы
- наличие определенного товара, дата поставки, поставщик и общее количество товара;
- какая продукция откуда поступила в определённый день;
- подсчет ежедневной выручки определенного вида товара;
- подсчет общей выручки магазина за день.
1.4. Описание входных и выходных документов
Входными документами являются: заявления о приеме на работу сотрудников; заявки на приобретение товаров; документы, содержащие информацию о поставщиках.
Выходные документы: чеки о продажах.
Трамвайное депо
2.1. Описание предметной области
Трамвайный парк обслуживает несколько маршрутов, на каждом из которых находится несколько трамваев. Ежедневно перед выходом на линию трамваи осматриваются и если обнаруживаются неполадки, то трамвай отправляется в ремонт. Водители трамваев обслуживают единственный маршрут. Каждый водитель имеет класс: 1, 2, 3 (1- высший). Вместе с водителем на маршруте работает кондуктор, который может перенаправляться на разные маршруты по необходимости.
2.2. Пользователи их права
В данной ИС будет несколько пользователей: диспетчер, который должен владеть информацией о состоянии маршрутов; главный инженер, занимающейся поломками трамваев; экономист, ведущий финансовую составляющую дела; директор, который руководит кадровым составом, а также контролирует весь процесс в целом.
2.3. Запросы
- посчитать выручку за определенный день на конкретном маршруте;
- подсчёт выручки по всем маршрутам на конкретную дату;
- водители конкретного маршрута;
- количество трамваев на каждом маршруте, исключая ремонтируемые.
2.4. Описание входных и выходных документов
Входными документами являются: заявления о приеме на работу сотрудников; документы, уведомляющие, что на данном маршруте ведутся ремонтные работы, и он будет временно закрыт.
Выходными документами будут отчёты о поломках; отчёты о выручке по всем маршрутам.
Больница
3.1. Описание предметной области
В приемный покой больницы поступают больные по направлениям из поликлиник или по скорой. Сведения о больном заносятся в его карточку (паспортные данные, номер страхового полиса, страховая компания, причина поступления). Пациента осматривает дежурный врач, после чего данные первичного осмотра заносятся в карточку больного, в том числе дата и время его поступления. По результатам первичного осмотра пациента определяют в необходимое отделение больницы, а также в палату, которая в свою очередь может быть одно-, двух-, трех- и четырехместной.
3.2. Пользователи и их права
В данной ИС следующие пользователи: администратор, который должен заносить информацию в БД больницы о поступившем пациенте; врачи должны получать информацию о состоянии больного на момент его поступления; главный врач, который занимается кадровой работой, а также руководит всем процессом в целом.
3.3. Запросы
- сведения о конкретном больном;
- сведения о больных, запрашиваемые на конкретную дату;
- просмотр свободных мест в палатах конкретного отделения;
- в каком отделении находится больной.
3.4. Описание входных и выходных документов
Входными документами послужат: страховой полис пациента, направление на лечение, история болезни пациента.
Выходным документом является: справка о выписке, отчёты о проделанном лечении (проведённые процедуры, назначенные лекарства).
Поликлиника
4.1. Описание предметной области
В поликлинике обследуется взрослое население, имеющее паспорт. На каждого пациента заводится амбулаторная карточка, в которой фиксируется следующая информация: ФИО пациента, паспортные данные, контактный телефон, номер страхового полиса. В зависимости от адреса прописки пациент посещает врачей, относящихся к определенному участку (1, 2, 3, 4…). Примерный перечень врачей: терапевт, ЛОР, хирург, кардиолог, окулист, эндокринолог, пульмонолог, уролог. Каждый врач имеет категорию (1-ая высшая, 2-ая, 3-ая), а также степень кандидата или доктора. При осмотре больного врачом заполняется лист посещения в амбулаторной карточке, где отмечается дата посещения, причина посещения (жалобы больного), выдача направлений на сдачу анализов и посещение других специалистов, назначение лекарств. Также пациент может быть сразу госпитализирован.
4.2. Пользователи и их права
Непосредственными пользователями данной ИС являются: заведующие отделениями, врачи, а также работники регистратуры, которые заводят амбулаторные карточки для вновь прибывших пациентов. Поддержкой ИС занимается администратор. Врачи в свою очередь должны владеть информацией о результатах сданных анализов, лечащий врач должен иметь доступ к данным с записями узкопрофильных специалистов.
4.3. Запросы
- сведения о больном, т.е. его амбулаторная карточка;
- сведения о врачах-специалистах;
- сведения о нескольких результатах посещения больным врача;
- информация о курсе лечения конкретного больного (назначенные лекарства, результаты анализов).
4.4. Описание входных и выходных документов
Входными документами послужат: заявления от врачей о приёме на работу; паспортные данные пациентов.
Выходными документами являются: направления к другим специалистам; перечень больных по участкам с итоговым значением по участкам; выписанные рецепты на получение лекарств.
Гостиница
5.1. Описание предметной области
Гостиница имеет 1, 2, 3, 4 местные номера различных категорий, которые отличаются удобствами и ценой за сутки. В ИС гостиницы имеются сведения о горничных (паспортные данные, дата устройства на работу). Каждая горничная обслуживает несколько номеров. Клиенты гостинцы снимают номера на определенный срок, причем оплата производится сразу и в полном размере, также они могут сначала забронировать номер. О клиенте фиксируется следующая информация: ФИО, номер паспорта, дата заезда и выезда.
5.2. Пользователи и их права
Непосредственными пользователями данной ИС являются: администратор гостиницы, занимающийся бронированием, вселением/выселением постояльцев, предоставляющий информацию о номерах клиентам; экономист, отвечающий за финансовое состояние гостиницы; директор, руководящий всеми процессами в целом.
5.3. Запросы
- свободные номера в гостинице с итоговым значением (кол-во);
- свободные номера по запрашиваемому типу;
- забронированные номера;
- список горничных, обслуживающих конкретный номер на определённую дату.
5.4. Описание входных и выходных документов
Входными документами послужат: паспортные данные сотрудников гостиницы и их трудовые книжки; информация о клиенте.
Выходными документами являются: квитанция об оплате (ФИО клиента, количество дней пребывания, стоимость, тип номера); список клиентов (ФИО, номер, даты начала и конца съема); список горничных, работавших в определённый день.
Кинотеатр
6.1. Описание предметной области
Кинотеатр располагает несколькими кинозалами. Цены на билеты формируются исходя из времени сеанса, сектора зала. В кинотеатре показываются одновременно несколько фильмов (название, длительность, компания-прокатчик, дата начала проката и дата окончания проката). Продажу билетов с информацией о дате выпуска, сеансе, месте, ряде осуществляют кассиры.
6.2. Пользователи и их права
Непосредственными пользователями данной ИС являются: кассир, занимающийся продажей билетов, их бронированием, снятием брони, а также вопросами по возврату билетов; экономист, который ведёт финансовую часть; менеджер, определяющий категории мест в зрительных залах (с чем связаны ценовые схемы), а также менеджер ведет список сеансов (оптимальная компоновка позволит увеличить прибыль) и определяет цены на билеты.
6.3. Запросы
- свободные места по запрашиваемому фильму;
- список кассиров, работавших определённого числа;
- подсчёт выручки за день по каждому фильму;
- подсчёт выручки за всё время проката определённого фильма;
6.4. Описание входных и выходных документов
Входными документами послужат: документы на поступившие в прокат фильмы; заявления оп приёме на работу сотрудников кинотеатра.
Выходными документами являются: проданные билеты; отчёт о выручке за день.
Школа
7.1. Описание предметной области
В школе учатся дети с 1 по 11 классы. При поступлении (переводе) ребёнка в школу необходимы следующие сведения: его Ф.И.О., дата рождения, адрес прописки, дата поступления в школу, сведения о родителях, номер контактного телефона. Ребёнок определяется в конкретный класс (номер, буква). В каждом классе так же есть классный руководитель. Каждый учитель ведёт один предмет в разных классах. Об учителе должно быть известна следующая информация: паспортные данные, начальная дата работы учителем, дата поступления в школу.
7.2. Пользователи и их права
Непосредственными пользователями данной ИС являются: директор школы, имеющий доступ на чтение таблиц; завуч, ответственный за информацию об учителях и о переводах учеников; экономист, ведающий учётом нагрузки учителей.
7.3. Запросы
- информация об учителе;
- преподаватель предмета в данном классе;
- Ф.И.О. классного руководителя в данном классе;
- выдача информация об ученике;
- состав класса;
- перевод ученика в следующий класс (запрос на обновление);
- формирование архива по окончании учеником школы (переводе в другую).
7.4. Описание входных и выходных документов
Входными документами послужат: заявления о приёме ребёнка в школу; паспортные данные родителей; сведения об учителях.
Выходными документами являются: преподавательский состав с названием преподаваемого предмета и стажем работы в данной школе; перечень классов с кол-вом учащихся в каждом классе; список учащихся в классе.