Вертикальное и горизонтальное разделение труда
Исследование формальных организаций показывают, что существует уровень вертикальной и горизонтальной дифференциации. Вертикальная дифференциация показывает иерархические классные отношения в организации. Они могут определяться нормой управляемости и лежат в основе построения вертикальных иерархических структур. Норма управляемости - это показатель, определяющий число работников, подчиненных одному руководителю, при котором суммарная трудоемкость выполняемых им функций приближается к установленным нормативам, а эффективность управленческого труда удовлетворяет требованиям организации. Вертикальная дифференциация состоит из уровней власти. Власть распределяется по должностям и руководителям, отношения которых выстроены в иерархическом порядке. Горизонтальная дифференциация позволяет отражать степень разделения труда между работниками по выполнению функциональных обязанностей. Чем больше в организации сфер деятельности, требующих специализированных знаний, тем сложнее горизонтальное разделение труда. Гор дифференциация способствует выполнению функций, необходимых для достижения целей орг. Гор разд труда определяется сложностью, совместимостью и трудоемкостью работы. Оно направлено на дифференциацию функций и охватывает определение самой работы и определение взаимосвязанности работ. В некоторых орг распределение полномочий и обязанностей происходит только по вертикали. В таких орг используется централизованый тип управления. В орг, где процесс принятия управ решений осущ на более низком иерарх уровне использует децентрализованный тип управления. Централизация хар-ся: 1 сосредоточением управления в одном центре 2 созданием иерарх структуры управления, в которой преобладают вертикальные связи, при этом верхние уровни наделены определяющими полномочиями принятия решений, а сами эти решения строго обязательны для нижних уровней. Чем крупнее орг, тем сложнее решения.. Децентрализация - это передача части функций управления от вышестоящих уровней нижестоящим с целью оптимизации синергетического эффекта в орг. Децентрализация требует такой организации правления, которая позволяет принимать трудные решения в ограниченное время.
Делегирование полномочий. Представляет собой процесс передачи прав, обязанностей и функций руководящего состава сотрудникам орг. Делегирование должно использоваться в след случаях: 1 когда оно позволяет руководителю высвободить силы и время для осущ более перспективных и значимых мероприятий. Во 2х, когда чрезмерная занятость не позволяет руководителю лично заняться какой-либо проблемой. 3 когда подчиненный может сделать работу лучше, чем сам руководитель.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ
Выделяют следующие категории руководителей:
руководители низового звена
руководители среднего звена
руководители высшего звена
Руководители низового звена
Младшие начальники, которых также называют руководителями первого (низового) звена или операционными руководителями – это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). Руководители этого звена часто отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов, таких как сырье и оборудование. Типичным названием должности на данном уровне является мастер, мастер смены, сержант, заведующий отделом, старшая медсестра, заведующий кафедрой управления в школе бизнеса.
Руководители среднего звена
Работа младших начальников координируется и контролируется руководителями среднего звена. Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: заведующий отделом (в бизнесе), декан (в колледже), управляющий сбытом по региону или по стране и директор филиала. Характер его работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом. В основном, однако, руководители среднего звена являются буфером между руководителями высшего и низового звеньев. Они готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена, и передают эти решения обычно после трансформации их в технологически удобной форме.
Руководители высшего звена
Высший организационный уровень – руководство высшего звена – гораздо малочисленнее других. Даже в самых крупных организациях руководителей высшего звена – всего несколько человек. Типичные должности руководителей высшего звена в бизнесе – это председатель Совета, президент, вице-президент корпорации и казначей корпорации. В армии их можно сопоставить с генералами, в среде государственных деятелей – с министрами, а в университете – с ректорами колледжей. Руководители высшего звена отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной части организации.