Инвентаризация имущества и обязательств, ее виды; порядок проведения и выявления результатов, их регулирование и отражение в бухгалтерском учете.
По обязательности проведения:
· Обязательная инвентаризация проводится в обязательном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
· Инициативная инвентаризация проводится по решению руководителя организации.
По периодичности:
· Плановая инвентаризация проводится в установленные порядком проведения инвентаризации сроки;
· Внеплановая инвентаризация проводится по решению руководителя организации вне утвержденного плана для обеспечения дополнительного контроля над сохранностью отдельных видов имущества, либо необходимость ее проведения предусмотрена законодательством.
· Периодическая инвентаризация – система периодического учета запасов компании
По степени охвата:
· Полная инвентаризация – инвентаризации подвергаются все объекты имущества и обязательств организации;
· Частичная инвентаризация – инвентаризация , которая проводится по одному или нескольким видов имущества и обязательств;
· Выборочная инвентаризация – вид инвентаризации , которая проводится на отдельных участках производства или при проверке работы материально ответственных лиц.
По методу проведения:
· Натуральная инвентаризация состоит в непосредственном наблюдении объектов и определении их количества путем подсчета, взвешивания, обмера, сканирования и т. п.;
· Документальная инвентаризация состоит в проверке документального подтверждения наличия объектов.
Выделяют следующие этапы инвентаризации:
1. Подготовительный - издается приказ о провидении инвентаризации, назначается комиссия, определяются сроки и объекты для инвентаризации, берутся расписки с материально ответственных лиц , определяются остатки по учетным данным, пломбируются помещения
2. Основной - натуральная и документальная проверка, производиться подсчет, взвешивание, обмеривание, поиск документов подтверждающих данные бухгалтерского учета о наличии имущественных прав, обязательств и резервов. Оформляются типовые формы инвентаризационных описей и актов инвентаризации.
3. Аналитический - сопоставляются полученные от проверки фактические данные с данными бухгалтерского учета, выявляются расхождения (излишки, недосдачи) и составляются сличительные ведомости.
4. Заключительный - проводиться заключительное заседание инвентаризационной комиссии, на котором подписывается ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией. На основании этого издается приказ руководителя об утверждении результатов инвентаризации и привлечении виновных к административной и материальной ответственности, составляются учетные записи, а также заявления в следственные органы и иски в судебные органы.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета должны быть отражены на соответствующих счетах.
Излишки имущества приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и учитываются в составе прочих доходов.
Недосдача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относится на издержки производства или обращения (20,23,25,26), а сверх норм за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недосдачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты (91).
Учетные регистры
- специально приспособленные листы бумаги для регистрации и группировки учетных данных. По внешнему виду уч. Регистры –
1) книги (кассовая книга, главная книга)
2) карточки (карточка учета ос, карточка учета материалов)
3) журналы (свободные, раздробленные листы)
По видам производимых записей: хронологические (регистрационный журнал), систематические (главная книга), комбинированные (журналы-ордеры).
По степени детализации информации, содержащейся в учетных регистрах: 1) синтетические (главная книга) 2) аналитические (карточки) 3) комбинированные (журнал-ордер).
В УР производится регистрация и экономическая группировка информации о финансово-хозяйственной деятельности организации. В них записываются сведения из первичных документов, обеспечивается их сохранность и осуществляется обобщение отраженной в них информации.
Учетные регистры а) по материальной основе: бумажные, книги, карточки, сводные листы, б) по назначению: контокоррентные (учитывают денежные средства), материальные, в) по способу группировки: хронологические, систематические, комбинированные, г) по степени обобщения: синтетические и аналитические.
Содержание УР, как и данные внутренней бух отчетности – коммерческая тайна предприятия.
Способы исправления УР
В УР могут возникать ошибки. Их исправление должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправления с указанием даты исправления. Распространенные способы исправления:
1. Корректурный метод – применяется, когда ошибка обнаружена сразу путем зачеркивания 1 чертой. (Написание сверху или справа правильной цифры). Рядом подпись исправителя и дата, при этом оформляется бух справка.
2) Способ дополнительной проводки применяется, если проводка составлена правильно, а сумма указана меньше фактической и отражена во многих регистрах. Исправляется ошибка путем составления бух справки, где указывается бух проводка на разницу: всего 30000, Д10 к 60 20000 Д10 К60 10000
3) способ красное сторно (сторнировочная запись). Если проводка составлена неверно, она исправляется путем составления точно такой же проводки с указанием той же суммы с сторнировочной записью. Затем составляется правильная проводка с бух справкой. Сумму можно обвести в кружок, рамку, квадратные скоюбки, чтобы пометить как сторнировочную.
Отражен факт хозяйственной жизни, получены деньги в кассу с расчетного счета в размере 20 000. Бухгалтер составил проводку д60к51 20 000. д60к51 [20 000] д50 к 51
Формы БУ
Форма БУ – процесс обработки учетной информации с использованием различных регистров аналитического и синтетического учета, их состояние взаимосвязь и последовательность записи в них.
1) Материально-ордерная – книжные(синтетические) и карточные регистры(аналитические). Каждый первичный документ или группа однородных первичных документов составляют мемориальный ордер. Все мемориальные ордера переносятся в Главную книгу.
2) Журнально-ордерная форма - принцип накапливания данных первичных документов в накопительных ведомостях. Важнейшим регистром этой формы является журнал-ордер. В нем сочетаются хронологические и систематические записи, которые ведутся непосредственно из документов. На каждый синтетический счет открывается специальный журнал-ордер, в котором отражаются хо, относящиеся к кредиту соответствующего счета, в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов. Итоговые данные журналов-ордеров в конце месяца переносятся в Главную книгу.
3) Автоматизированная - бухгалтерский учет осуществляется путем внесения корреспонденций счетов непосредственно в журнал хозяйственных операций либо заполнением первичных учетных документов. При проведении заполненных первичных учетных документов происходит автоматическое формирование корреспонденции счетов. Также реализована возможность получения печатной формы созданного документа.
4) Упрощенная – с использованием регистров учета имущества. 8 унифицированных ведомостей: В1 УЧЕТ ОС и АО, В2 учет производственных запасов и готовой продукции, НДС уплаченного по ценностям,В3 учет затрат на производство, В4 учет денежных средств и фондов, В5 учет расчетов и прочих операций, В6 учет реализации, В7 учет расчетов с поставщиками, В8 учет оплаты труда. Учет операций завершается по истечении месяца подсчетом итогов по оборотам. Результаты заносятся в шахматную ведомость B9.
5) Учетная политика предприятия, ее элементы, порядок формирования, применения и раскрытия.
Учетная политика – принятая совокупность способов ведения Б/У первичного наблюдения (документация), стоимостного измерения (оценка), текущей группировки (отражение в регистрах) и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»
II Формирование учетной политики:
4. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.
При этом утверждаются:
1 - рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
2 - формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
3 - порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
4 - способы оценки активов и обязательств;
5 - правила документооборота и технология обработки учетной информации;
6 - порядок контроля за хозяйственными операциями;
7- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Каждая организация обязана предоставить информацию о способах б/у, существенно влияющих на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности, в пояснительной записке к отчетности.
ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»
IV Раскрытие учетной политики
В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным данным.
20. Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.
24. Существенные способы ведения бухгалтерского учета, а также информация об изменении учетной политики подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации. В случае представления промежуточной бухгалтерской отчетности, она может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, в которой раскрыта учетная политика.
Статья 8. Учетная политика
1. Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику.
2. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.
3. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.
4. В случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.
5. Учетная политика должна применяться последовательно из года в год.
6. Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:
1) изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
2) разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
3) существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.
7. В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.
12. Бухгалтерская (финансовая) отчетность, ее значение, функции, состав, информационное содержание.
Бухгалтерская отчетность – совокупность показателей учета, отраженных в форме определенных таблиц и характеризующих движение объектов учета за отчетный период. Отчетным годом для всех организаций является календарный год (с 1 января по 31 декабря включительно). Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций созданных после 1 октября – по 31 декабря следующего года.
Данные о хозяйственных операциях, проведенных до государственной регистрации организаций, включаются в бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год.
Организации в течение отчетного года составляют месячную, квартальную и годовую отчетность. Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года.
Организации обязаны предоставлять квартальную отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую – в течение 90 дней по окончании года.
1кв. до 31 марта, 30 апреля последний срок сдачи.
Годовая бухгалтерская отчетность состоит из следующих отчетных данных:
1. Бухгалтерский баланс
2. Отчет о прибылях и убытках
3. Приложения к ним
а) Отчет об изменениях капитала
б) Отчет о движении денежных средств
в) Приложение к бухгалтерскому балансу
г) Отчет о целевом использовании средств
4. Пояснительная записка
5. Аудиторское заключение для организаций, подлежащих обязательному ежегодному аудиту (акционерные общества, страховые, кредитные организации, организации, у которых доход превышает 50 млн. руб., а валюта баланса 20 млн. руб., а также государственные и муниципальные организации).
13. Основные средства: понятие, классификация, оценка.
К основным средствам организации относятся активы, которые при принятии к учету одновременно выполняют следующие условия: а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ, услуг, для управленческих нужд организации б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, свыше 12 месяцев в) организация не предполагает дальнейшую перепродажу данного объекта г) объект способен приносить организации экономические выгоды.
Основные средства - это здания, сооружения, машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы, племенной скот и т.д. В общем все то, что необходимо для производства продукции, оказания услуг.
В состав О.С. также входят капитальные вложения на улучшение земель. О.С. относятся к внеоборотным активам и учитываются на счете 01.
Единицей бух. учета О.С. является инвентарный объект. Инвентарный объект - это объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций (монитор от компьютера, мышь, процессор и т.п.).
Для сохранности О.С. каждому инвентарному объекту присваивается свой инвентарный номер. Если объект О.С. подлежит списанию, то его инв. номер не присваивается в течение 5 лет вновь поступившему объекту О.С.
Оценка О.С.: О.С. принимаются к учету по первоначальной стоимости. Способы приобретения О.С.: 1) приобретение за плату ( в сумме фактических затрат на приобретение, изготовление, сооружение) 2) Вклад в УК ( денежная оценка, соглас. учредителями организации) 3) Безвозмездное поступление ( оценка по текущей рыночной стоимости) 4) Бартерная сделка ( оценка цены в сравнимых обстоятельствах).
Переоценка ( не чаще 1 раза в год): Переоценка О.С. должна проводиться регулярно по текущей ( восстановительной) стоимости. Сумма дооценки О.С. зачисляется в добавочный капитал организации. Сумма дооценки после уценкизачисляется на фин. рез. в качестве прочих доходов. Сумма уценки О.С. приводит к уменьш. добав. капитала организации. Сумма уценки после дооценки относится на Ф.Р. в качестве прочих расходов.
При выбытии объекта О.С. сумма его дооц. переносится с доб.капитала в нераспр. прибыль организации. Амортизация на объекты О.С. начисляется ежемесячно.
Вопрос 14. Синтетический и аналитический учет О.С.
Независимо от способа приобретения О.С. первоначально все затраты учитываются на активном синтетическом счете 08 ( вложения во внеоборотные активы), а затем по мере ввода О.С. происходит перенесение затрат со счета 08 на счет 01 ( О.С.).
О.С. поступают в организацию в след. случаях: 1) Приобретение за плату: Д08 К60; Д19 К60; Д01К08; Д60К51; Д68К19. 2) Создание О.С. собств. силами: Д23К60,10,70,69,02; Д08 К23; Д01 К08. 3) Безвозмездная передача: Д08 К98.2; Д01 К08; Д26 К05; Д98.2 К91.1 4) Вклад в УК: Д08 К75.1; Д01 К08. 5) Бартерная сделка: Д08 К60; Д01К08; Д60 К62; Д62 К90.1; Д19 К60. 6) Излишки в рез-те инвентаризации: Д01 К91.1.
Оценка: 1) Дооценка: Д01 К83 После уценки: Д01 К91.1 2) Уценка: Д91.2 К01 После дооценки: Д83 К01. 3) Выбытие: Д83 К84.
О.С. выбывают в след. случаях:при выбытии О.С. их переводят в состав выбывающих О.С., и отражают это след. образом: Д01ВОС К01; далее формируют остат. стоимость: Д02 К01ВОС. И списывают О.С. по остаточной стоимости. 1) В рез-те продажи: Д01ВОС К01; Д02 К01ВОС ; Д76 К91.1; Д91.2 К01; Д91.2 К68; Д91.9 К99 или Д99 К91.9 2) Передача в УК:Д01ВОС К01; Д02 К01ВОС; Д58 К01 (согл.ст.= ост. ст.); Д58 К91.1 (если согл. ст.> ост. ст.) и Д91.2 К58 ( если ост > согл.ст). 3) Безвозмездная передача:Д01ВОС К01; Д02 К01ВОС; Д91.2 К01; Д91.2 К68; Д99 К91.9. 4) Самортизируемость: Д01ВОС К01; Д02 К01ВОС.
Вопрос 15. Нематериальные активы: понятие, классификация, оценка.
К НМА относятся активы, которые при принятии к учету выполняют следующие условия: а) объект способен приносить организации экономические выгоды б) организация имеет право на получение экономических выгод в) идентификация объекта от других активов г) объект предназначен для использования в течение длительного времени, свыше 12 месяцев д) организация не планирует перепродажу объекта в течение 12 месяцев е) отсутствие у объекта материално- вещественной формы ж) первоначальная стоимость может быть достоверно определена.
НМА- это произведения науки, программы для ЭВМ, изобретения, деловая репутация ( определяется как разница между покупной ценой предприятия как имущественного комплекса и суммой всех активов и обязательств предприятия).
Единицей б.у. НМА является инвентарный объект. И.О.-это совокупность прав, возникающих из одного патента на результат интеллектуальной деятельности, предназначенных для выполнения определенных самостоятельных функций. ( кинофильм, единая технология).
Первоначальная оценка:НМА принимается к учету по первоначальной стоимости ( фактической стоимости) . В зависимости от способа приобретения НМА различают: 1) Приобретение за плату ( оценка в сумме фактических затрат на приобретение, изготовление) 2) Создание НМА собств. силами 3) Вклад в УК ( денежная оценка, согласованная учредителями) 4) Договор дарения ( оценка исходя из текущей рыночной стоимости) 5) Бартерная сделка ( оценка исходя из цены в сравнимых обстоятельствах).
Последующая оценка: ( не чаще 1 раза в год): Переоценка НМА должна проводиться регулярно по остаточной стоимости. Сумма дооценки НМА зачисляется в добавочный капитал организации. Сумма дооценки после уценкизачисляется на фин. рез. в качестве прочих доходов. Сумма уценки НМА приводит к уменьш. добав. капитала организации. Сумма уценки после дооценки относится на Ф.Р. в качестве прочих расходов.
При выбытии НМА сумма его дооц. переносится с доб.капитала в нераспр. прибыль организации. Амортизация на объекты О.С. начисляется ежемесячно.
Вопрос 16. Синтетический и аналитический учет НМА.
Независимо от способа приобретения НМА первоначально все затраты учитываются на активном синтетическом счете 08 ( вложения во внеоборотные активы), а затем по мере ввода О.С. происходит перенесение затрат со счета 08 на счет 04( НМА.).
НМА поступают в организацию в след. случаях: 1) Приобретение за плату: Д08 К60; Д19 К60; Д04К08; Д60К51; Д68К19. 2) Создание О.С. собств. силами: Д23К60,10,70,69,02; Д08 К23; Д04 К08. 3) Безвозмездная передача: Д08 К98.2; Д04 К08; Д26 К05; Д98.2 К91.1 4) Вклад в УК: Д08 К75.1; Д04 К08. 5) Бартерная сделка: Д08 К60; Д01К08; Д60 К62; Д62 К90.1; Д19 К60.
Оценка: 1) Дооценка: Д04 К83 После уценки: Д04 К91.1 2) Уценка: Д91.2 К04 После дооценки: Д83 К04. 3) Выбытие: Д83 К84.
НМА выбывают в след. случаях: 1) В рез-те продажи: Д05 К04; Д76 К91.1; Д91.2 К04; Д91.2 К68; Д91.9 К99 или Д99 К91.9 2) Передача в УК:Д05 К04; Д58 К04 (согл.ст.= ост. ст.); Д58 К91.1 (если согл. ст.> ост. ст.) и Д91.2 К58 ( если ост > согл.ст). 3) Безвозмездная передача:Д05 К04; Д91.2 К04; Д91.2 К68; Д99 К91.9. 4) Самортизируемость: Д05 К04.