Уровень высшего образования

бакалавриат

Москва – 2015 г.

В соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России от 19.12.2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» оценочные средства для проведения государственной итоговой аттестации представлены фондом оценочных средств, который включает в себя:

– перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы;

- описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания;

- типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы;

- методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

Промежуточная аттестация по каждому типу практики осуществляется в форме дифференцированного зачета (зачета с оценкой).

Для получения зачета студент представляет отчет, который выполняется по результатам прохождения Практики с учетом результатов проведенных работ и отзыв - характеристику руководителя практики.

ЧАСТЬ 1. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе прохождения производственной практики

Основными этапами формирования компетенций при прохождении производственной практики-практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности являются последовательное прохождение содержательно связанных между собой разделов практики. Изучение каждого раздела предполагает овладение студентами необходимыми элементами компетенций на уровне знаний, навыков и умений. Итоговая оценка, полученная с учетом оценивания компетенций на различных этапах их формирования, показывает успешность освоения компетенций студентами.

При выставлении оценки учитывается качество представленных практикантом материалов и отзыв руководителя о работе студента в период практики.

Таблица 1

Контролируемые компетенции

Индекс (код) контролируемой компетенции Формулировка компетенции
ПК - 4 способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты
ПК - 5 способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений
ПК - 8 способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии

Таблица 2

В результате студенты должны овладеть следующими компетенциями, в соответствии этапами (уровнями) освоения дисциплины:

Коды компетенции Содержание компетенций В результате прохождения практики студент должен:
Знать Уметь Владеть
Базовый уровень – (1):
ПК - 4 – способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты – способы анализа и использования источников информации для проведения.   – формулировать проблематику в сфере финансового управления на основе описания экономических процессов. – навыками исследовательской работы в сфере финансового управления на основе описания экономических процессов.  
ПК - 5 способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений – методы анализа и интерпретации финансовой, бухгалтерской и иную информации, содержащейся в отчетности предприятий. – анализировать, систематизировать и обобщать финансово-экономическую информацию, относящуюся к предприятию.   – навыками проведения исследований в сфере финансового управления хозяйствующего субъекта.  
ПК - 8 способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии – методы исследования экономических процессов в рамках темы выпускной квалификационной работы с использованием современных технических средств и информационные технологии. – применять средства и методы решения поставленных задач в области финансового управления.   – методами принятия решений в соответствии с законами логики и правилами аргументирования.
Повышенный уровень – (2):
ПК - 4 способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты – способы анализа и оценки рисков предпринимательской деятельности, методы прогнозирования финансово-экономических показателей с использованием современных технических средств и информационные технологии. - обосновывать достоверность полученных результатов прогнозирования финансово-экономических явлений и процессов в сфере финансового управления. – экономико-математическими способами обработки получаемых эмпирических данных и их интерпретации.  
ПК - 5 способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений – приемы построения эконометрических моделей прогнозирования. – строить эконометрические модели планирования и прогнозирования экономических процессов.   – навыками построения эконометрических моделей планирования и прогнозирования экономических процессов.  
ПК - 8 способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии – методологию решения аналитических задач с использованием современных технических средств. – применять методологию решения аналитических задач с использованием современных технических средств. – навыками решения аналитических задач с использованием современных технических средств.

Таблица 3

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе прохождения производственной практики в том числе преддипломной (практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности)

№ п/п Контролируемый этап практики/раздел практики Код контролируемой компетенции Наименование оценочного средства
1. Подготовительный этап
1.1 Согласование программы практики Собеседование с руководителем практики (отзыв руководителя)
2. Аналитический этап
2.1 Структура и содержание отчета по практике   Отчет по практике с описанием выполненных заданий
2.1.1 Общая характеристика организации ПК-4 (1); ПК-8 (1).   Раздел №1 отчета (Раздел №1 инд. задания )
2.1.2 Социально-экономические условия и особенностей функционирования организации Раздел №1 отчета (Раздел №2 инд. задания )
2.1.3 Характеристику финансово-хозяйственной деятельности организации ПК-4 (2); ПК-5 (1). Раздел №1 отчета (Раздел №3 инд. задания )
2.1.4 Описание выявленных проблем в исследуемых видах деятельности организации для разработки управленческого решения для совершенствования предмета выпускной квалификационной работы ПК-5 (2); ПК-8 (1). Раздел №1 отчета (Раздел №4 инд. задания )
3. Результативно-аналитический этап
3.1. Защита результатов прохождения практики ПК-4 (2); ПК-5(2); ПК-8 (2). Отчет по практике с описанием технологии выполненных заданий, с анализом всех видов деятельности

2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания.

Промежуточная аттестация по Практике проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков по Практике требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» в форме дифференцированного зачета (зачета с оценкой).

Оценка по результатам дифференцированного зачета по Практике выставляется в ведомость, электронную зачетную книжку студента, а в последующем в приложение к диплому.

Шкалы и показатели оценивания представлены в таблице 3.


Показатели оценивания «Зачтено (с оценкой «отлично»)» «Зачтено (с оценкой «хорошо»)» «Зачтено (с оценкой «удовлетворительно»)» «Не зачтено (с оценкой «неудовлетворительно»)»
Базовый уровень – (1)
Оценивание выполнения 1 и 2 раздела индивидуального задания/ Содержание отзыва -характеристики Студент: - своевременно, качественно выполнил весь объем работы, требуемый программой практики; - показал глубокую теоретическую, методическую подготовку; - умело применил полученные знания во время прохождения практики; - ответственно и с интересом относился к своей работе Студент: - демонстрирует достаточно полные знания всех профессионально-прикладных и методических вопросов в объеме программы практики; - полностью выполнил программу, с незначительными отклонениями от качественных параметров; - проявил себя как ответственный исполнитель, заинтересованный в будущей профессиональной деятельности Студент: - выполнил программу практики, однако часть заданий вызвала затруднения; - не проявил глубоких знаний теории и умения применять ее на практике, допускал ошибки в планировании и решении задач; - в процессе работы не проявил достаточной самостоятельности, инициативы и заинтересованности Студент: - владеет фрагментарными знаниями и не умеет применить их на практике, не способен самостоятельно продемонстрировать наличие знаний при решении заданий; - не выполнил программу практики в полном объеме
Повышенный уровень – (2)
Оценивание содержания и оформления отчета по практике Отчет по практике выполнен в полном объеме и в соответствии с требованиями. Результативность практики представлена в количественной и качественной обработке. Материал изложен грамотно, доказательно. Свободно используются понятия, термины, формулировки. Студент соотносит выполненные задания с формированием компетенций. Грамотно использует профессиональную терминологию при оформлении отчетной документации по практике. Четко и полно излагает материал, но не всегда последовательно. Описывает и анализирует выполненные задания, но не всегда четко соотносит выполнение профессиональной деятельности с формированием определенной компетенции Низкий уровень владения профессиональным стилем речи в изложении материала. Низкий уровень оформления документации по практике; низкий уровень владения методической терминологией. Не умеет доказательно представить материал. Отчет носит описательный характер, без элементов анализа. Низкое качество выполнения заданий, направленных на формирование компетенций. Документы по практике не оформлены в соответствии с требованиями. Описание и анализ видов профессиональной деятельности, выполненных заданий отсутствует или носит фрагментарный характер

Таблице 3. Шкалы оценивания/показатели оценивания

Для студентов, обучающихся в системе ДОТ оценки выставляются по сто бальной шкале, с последующим переводом в четырех балльную следующим образом:

– 90-100 баллов - 5 (отлично)

– 71-89 баллов - 4 (хорошо)

– 55-70 баллов - 3 (удовлетворительно)

– менее 55 - 2 (неудовлетворительно)

3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.

Задания раскрывающие уровень освоения компетенций Показатели достижения заданного уровня освоения компетенций
Задание №1. Охарактеризуйте уставную и отчетную документацию организации и дайте общую характеристику ее деятельности, а именно: ПК-4; ПК-8. З – (4.1;8.1); Н – (4.1;8.1); У – (4.1;8.1).
– наименование, цель создания организации; – организационно-правовую форму и форму собственности; – основные учредительные документы, внутреннюю организационно-распорядительную документацию, в т.ч. положения, должностные инструкции, методическое обеспечение и т. п.; – отраслевую принадлежность; – экономическую и социальную значимость организации; масштабы, особенности деятельности.
Задание №2. Опишите социально-экономические условия и особенностей функционирования организации, отразив следующие вопросы: ПК-4; ПК-8. З – (4.1;8.1); Н – (4.1;8.1); У – (4.1;8.1).
– макроэкономические условия; – отраслевые особенности деятельности организации; – уровень концентрации конкуренции в отрасли региона; – уровень государственного регулирования отрасли.
Задание №3. Дайте характеристику финансово-хозяйственной деятельности организации, а именно: ПК-4 (2); ПК-5 (1). З – (4.2;5.1); Н – (4.2;5.1); У –(4.2;5.1);
– характеристику основных видов продукции (работ, услуг); – конкурентоспособность продукции, услуг, работ; – особенности организационной и производственной структур; – схематично действующую систему планирования в организации; – систему внутрифирменного планирования и контроля;
Задание №4. Опишите методы систематизации полученных данных в соответствии с поставленными задачами и структурой отчета и формулировку выводов и прогнозов, а именно: ПК-4 (2); ПК-5(2); ПК-8 (2). З – (4.2;5.2;8.2); Н – (4.2;5.2;8.2); У –(4.2;5.2;8.2);
– используя методы ретроспективного показать выявленные проблемы в исследуемых видах деятельности организации; – сформулировать способы решения данных проблем.

4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности

Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности определены следующей процедурой.

Процедура проведения дифференцированного зачета.

Оценивание результатов практики происходит в два этапа.

1. Проверка правильности составления отчета по формальным признакам и наличия отзыва-характеристики.

2. Оценивание уровня сформированности компетенций на основе защиты раздела отчета о Практике.

При этом, до начала проведения процедуры зачета преподавателем подготавливается необходимый фонд оценочных материалов для оценки знаний, умений, и опыта деятельности в соответствии с формой проведения контроля.

Каждому обучающемуся, принимающему участие в процедуре, преподавателем формулируются вопросы в сформированные в соответствии с п.3 ФОС. После получения задания, студент опираясь материалы, изложенные в отчете и подготовки ответов должен в меру имеющихся знаний, умений, навыков, сформированности компетенции дать устные развернутые ответы на поставленные вопросы в установленное расписанием время.

Наши рекомендации