V. Расчет запаса финансовой прочности предприятия.
При определении запаса финансовой прочности предприятия сначала рассчитывают порог рентабельности, или критическую точку, или точку безубыточности (самоокупаемости).
Порог рентабельности — эта такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибыли.
Результата от реализации после возмещения переменных затрат в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль при этом равна нулю.
Пример.
Показатель | Млн. руб. | В % и относ. выражении к выручке от реализации |
Выручка от реализации — Vреал | 100% или 1 | |
Переменные затраты — Зпер | 55% или 0,55 | |
Результат от реализации за вычетом переменных затрат — Vреал – Зпер | 45% или 0,45 | |
Постоянные затраты – Зпост | - | |
Прибыль — П | - |
Условие порога рентабельности: П = Vреал – Зпер – Зпост = 0
Порог рентабельности — ПР =
ПР = 860 / 0,45 = 1911 млн. руб.
Таким образом, при достижении выручки от реализации в 1 911 млн. руб. предприятие достигает окупаемости и постоянных, и переменных затрат.
Каждая следующая проданная единица товара уже будет приносить прибыль.
Порог рентабельности позволяет определить пороговое (критическое) значение объема производства (пороговое количество товара), а также позволяет определить запас финансовой прочности предприятия.
Пороговое значение объема производства — это такое значение, ниже которого предприятию невыгодно производить данную продукцию, невыгодно продавать данный товар.
Пороговое значение товара рассчитывается по формуле (1)
Пор.к.т.i = ПР i / Ц i, (1)
где Ц — цена реализации данного товара
При этом данная формула может быть представлена формулой (2)
Пор.к.т.i = Зпост /(Ц i - Зперi). (2)
Пример.
Если Зпост = 40 млн. руб.,
Ц i = 100 тыс. руб./ед.,
Зпер i = 60 тыс. руб./ед.,
Значит, нужно изготовить 1 000 таких изделий прежде чем окупятся постоянные затраты и предприятие начнет получать прибыль:
Пор. к.т.i = 40000/(100 – 60) = 1 000 ед.
При этом следует учесть, что пороговое значение объема производства, рассчитанное по формуле (1), совпадает с таким значением, рассчитанным по формуле (2), только в том случае, когда речь идет о единственном товаре, которому приходится выручкой от реализации покрывать все постоянные затраты предприятия.
Если же предприятие предполагает выпускать несколько товаров, то расчет критического объема производства по каждому товару должен учитывать роль этого товара в общей выручке от реализации.
Таким образом, необходимо учитывать долю постоянных затрат, приходящихся на данный товар:
Пор. к.т.i = Зпост* αi /(Ц i - Зперi),
где αi — удельный вес i-ой продукции в общем объеме выручки от реализации
(αi = Vреал i / Vреал)
Чтобы определить сумму прибыли после прохождения порога рентабельности, достаточно умножить количество товара, проданного сверх порогового количества, на удельную величину результата от реализации после возмещения переменных затрат в каждой единице проданного товара:
П = (КТ - Пор.к.т.)*( Vреал – Зпер) / КТ,
где КТ — фактическое количество товара.
Данный способ определения порога рентабельности называется расчетным способом.
На практике часто пользуются при определении порога рентабельности графическим способом.
Он основан на равенстве выручки от реализации и суммарных затрат при достижении порога рентабельности.
Результатом построения графика будет пороговое значение физического объема производства.
Пример.
Ц i = 0,5 млн. руб. / шт.
КТ = 4000 шт.
Зпост = 860 млн. руб.
Зпер = 1100 млн. руб.
Зперi =0,275 млн. руб./шт.
Затраты /
Объем
Реализации
млн. руб. Объем реализации
|
|
| ||||||
| ||||||
| |||
| |||
Построение графика осуществляется в следующем порядке:
1. Строится прямая Vреал. При этом прямая проходит через 2 точки:
О – нулевая
А – соответствует фактическому количеству продукции и объему реализации.
2. Строится прямая Зпост. Она проводится параллельно оси абсцисс через точку на оси ординат, соответствующую сумме постоянных затрат.
3. Строится прямая суммарных затрат с помощью точки В.
Точка В соответствует фактическому количеству продукции (4000шт.) и суммарным затратам на ее производство (860+1100=1960 млн. руб.)
4.Порогу рентабельности соответствует объем реализации 3822 шт. и выручка от реализации — 1 911 млн. руб.
Именно при таком объеме реализации выручка точно покрывает суммарные затраты и прибыль равна нулю.
При этом левый нижний треугольник показывает зону убытков предприятия, правый верхний — зону прибыли.
Для того чтобы определить на практике, какую прибыль мы получим при запланированном объеме производства, какие при этом должны быть переменные, суммарные издержки и какая должна быть выручка от реализации продукции достаточно от точки на оси абсцисс, соответствующей планируемому объему производства, провести перпендикуляр и спроецировать пресечение этого перпендикуляра с линиями выручки от реализации и суммарных затрат на ось ординат.
Запас финансовой прочности — это разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности.
Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается, т. к. у предприятия появляется дефицит ликвидных средств.
ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ ИСТОЧНИКИ
I. АМОРТИЗАЦИОННЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ.
II. КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ.
III. КРЕДИТ И ЗАЕМ.
IV. СРЕДСТВА, ПОЛУЧАЕМЫЕ ОТ ПРОДАЖИ ЦЕННЫХ БУМАГ.
I. Предприятие, получая выручку от реализации продукции, направляет ее, в первую очередь, на возмещение произведенных на производство продукции затрат.
В составе этих затрат и затраты, связанные с использованием основных средств предприятия и нематериальных активов. Эти затраты возмещаются путем амортизации.
Специфика амортизации как источника финансовых ресурсов состоит в том, что:
1) до момента полного износа объектов основных средств и нематериальных активов амортизационные отчисления по этим объектам могут использоваться в обороте предприятия для приобретения других объектов основных средств и нематериальных активов либо для пополнения недостатка в оборотных средствах;
2) в явном виде суммы амортизаций, находящихся в обороте предприятия не отражаются в пассиве баланса предприятия, т. е. в составе источников финансовых ресурсов предприятия.
Поэтому для определения размера начисленной амортизации необходимо привлечение других информационных источников, в частности, Формы №5 «Приложение к балансу» и Формы №3 «Отчет о движении капитала».
II. Устойчивым источником финансовых ресурсов любого хозяйствующего субъекта является кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в его распоряжении.
Это, прежде всего, задолженность по зарплате перед своими работниками, отчисления во внебюджетные фонды, связанные с оплатой труда, резервы, создаваемые на предприятии в соответствии с учетной политикой, а также авансы, полученные от покупателей, задолженность перед поставщиками сырья, материалов и других ресурсов и задолженность по налогам и другим платежам в бюджет.
Образование кредиторской задолженности перед работниками предприятия по выплате заработной платы вызвано тем, что в составе выручки от реализации обязательно есть часть средств на возмещение затрат труда.
Однако традиционный порядок выплат заработной платы предусматривает ее выдачу 1-2 раза в месяц.
Таким образом, в перерывах между выдачами заработной платы на предприятии появляется задолженность перед работниками, которая является для предприятия источником финансовых ресурсов.
Некоторые предприятия в настоящее время для оплаты отпускных создают в соответствии со своей учетной политикой, резерв предстоящих расходов и платежей путем ежемесячного начисления в этот резерв 1/12 годовой суммы расходов на выплату отпускных.
Резерв предстоящих расходов и платежей целесообразно создавать на предприятиях, для которых характерно увеличение числа отпусков в отдельные периоды, с целью равномерного включения этих расходов в себестоимость продукции.
До момента использования этого резерва на выплату отпускных он становится источником финансовых ресурсов предприятия, и хозяйствующий субъект может распоряжаться им по своему усмотрению.
III. Предприятие при недостатке собственных источников финансовых ресурсов на текущую деятельность, либо на развитие может воспользоваться внешним заимствованием, т. е. привлечь в качестве источника финансирования кредит и (или) заем.
Кредит — это предоставление в долг денежных средств или товаров.
Кредиты бывают:
1- банковские,
2- коммерческие,
3- инвестиционно-налоговые.
1. Банковские кредиты — это ссуда, выданная банком или кредитным учреждением на условиях срочности, возвратности, платности.
В зависимости от срока кредитования банковские кредиты делятся на:
- краткосрочные (до 3-х месяцев);
- среднесрочные (до 1 года);
- долгосрочные (свыше 1 года).
В зависимости от целей кредитования банковские кредиты делятся на:
- кредиты, выдаваемые на финансирование оборотных средств;
- кредиты, предоставляемые на финансирование капиталовложений, т. е. на реконструкцию, строительство, техническое перевооружение основных средств и приобретение или создание объектов нематериальных активов.
Кредиты могут быть валютными и рублевыми.
В балансе предприятия информация о сумме непогашенного кредита на отчетную дату отражается в рублевом выражении. При этом в эту сумму не входят причитающиеся к уплате проценты по кредитам.
Процентная ставка по кредиту зависит от состояния финансового рынка. В любом случае информация о причитающихся к уплате процентах за отчетный период отражается в Отчете о прибылях и убытках, независимо от того, относятся ли проценты на себестоимость продукции, либо на прибыль предприятия.
2. Коммерческий кредит представляет собой отсрочку платежа одного хозяйствующего субъекта другому.
Этот кредит может предоставляться хозяйствующему субъекту в форме вексельного кредита поставщиками материальных ресурсов, а покупателями продукции — в виде аванса или предоплаты.
Информация о коммерческом кредите в пассиве баланса предприятия отражается в разделе кредиторской задолженности по балансовым статьям «Векселя выданные», «Авансы полученные» и «Кредиторская задолженность поставщикам».
Таким образом, по балансу предприятия на отчетную дату сумма коммерческого кредита данного хозяйствующего субъекта – это сумма кредиторской задолженности поставщикам, векселей выданных и авансов полученных.
При погашении коммерческого кредита данным хозяйствующим субъектом происходит отражение этой информации по соответствующим счетам бухгалтерского учета, что находит отражение в балансе предприятия.
3. Инвестиционный налоговый кредит — это отсрочка налогового платежа, предоставляемая органами государственной власти или налоговыми органами.
Это специфичный вид кредита, означающий, что причитающаяся к уплате сумма платежей в бюджет различных уровней может быть оплачена по истечении определенного времени, зафиксированного в договоре с налоговыми органами.
Порядок и условия выдачи такого кредита определены Законом РФ «Об инвестиционном налоговом кредите». По этому закону предусматривается возможность предоставления отсрочки налоговых платежей следующим субъектам хозяйствования:
1) малым предприятиям при закупке и вводе в действие определенных видов оборудования;
2) приватизируемым предприятия по предоставленным кредитам для выкупа имущества предприятия.
Кроме того, периодически Постановлением Правительства РФ и Госналогслужбы РФ могут предоставляться инвестиционные налоговые кредиты в случае тяжелого финансового положения предприятия и других случаях, установленных этим Положением.
Кредитное соглашение между предприятием и налоговым органом заключается по месту регистрации предприятия при условии согласования с бюджетами-получателями налогов.
При этом налоговый орган не вправе требовать от предприятия:
1) начала возврата кредита раньше 2-х лет с даты подписания соглашения, также погашения кредита в срок менее 5-ти лет;
2) установления процента на сумму взятого налогового кредиты свыше официального индекса инфляции.
В соответствии с эти законом малые предприятия имеют право уменьшать сумму налогового платежа на 10% от цен закупленного и введенного в действие оборудования, от сумм, потраченных на проведение научно-исследовательских работ и сумм, потраченных на защиту окружающей среды. При этом налоговые органы могут и увеличивать данный процент по согласованию с городскими, региональными и федеральными финансовыми органами.
Кроме привлечения в качестве источников финансовых ресурсов кредитов, предприятия могут использовать займы.
Заем — это предоставление в долг денежных сумм одного предприятия другому.
При этом займы могут быть долгосрочными и краткосрочными, что оговаривается в договоре займа.
Договор займа должен также предусматривать условия выдачи займа:
- цель заимствования;
- срок возврата;
- срок и порядок погашения;
- проценты по займу.
IV. Ценные бумаги — это денежные документы, удостоверяющие право собственности владельца этого документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ.
Информация о наличии ценных бумаг других хозяйствующих субъектов у предприятия отражается в активе баланса по следующим балансовым строкам:
- «Долгосрочные финансовые вложения» — по этой строке отражается информация о номинальной стоимости принадлежащих предприятию акций и облигаций других хозяйствующих субъектов;
- «Краткосрочные финансовые вложения» — здесь отражается стоимость полученных предприятием векселей, т. е. долговых расписок.
При реализации этих ценных бумаг у предприятия получается источник финансовых ресурсов.
При этом акции других предприятий и организаций имеют номинальную и рыночную стоимость.
Номинальная стоимость акций — это цена акции, обозначенная на ней, либо записанная в реестре акционеров.
Цена, по которой покупаются или продаются акции, называется рыночной ценой, или курсовой стоимостью акций.
Курс акции находится в прямой зависимости от размера получаемого по ней дивиденда и в обратной зависимости от уровня банковского процента.
Если акции ОАО по действующему законодательству могут продаваться в свободной продаже, то акции ЗАО — в соответствии с уставами этих предприятий в первую очередь должны предлагаться членам ЗАО.
В этом случае
В= ,
где:
В — балансовая стоимость данной акции;
Ч — чистые активы данного ЗАО (это активы за вычетом кредиторской задолженности), Ч показывает действительную стоимость имущества предприятия на отчетную дату;
А – количество оплаченных акций.
В случае если принадлежащие предприятию акции продаются по цене, превышающей их покупную стоимость, то у предприятия получается дополнительный источник в виде прибыли от реализации прочих активов. Эта прибыль отражается в Отчете о прибылях и убытках в составе операционных доходов предприятия.
Таким образом, при возникновении финансовой ситуации, требующей реализации принадлежащих предприятию акций других предприятий и организаций, следует:
1) оценить рыночную стоимость данной акции;
2) сравнить рыночную стоимость с балансовой;
3) только после этого принимать решение о целесообразности продажи акций для пополнения собственных финансовых ресурсов предприятия.
Облигация — это ценная бумага, удостоверяющая внесение ее владельцем денежных средств и подтверждающая обязательство возместить ему номинальную стоимость облигации в предусмотренный в ней срок с уплатой фиксированного процента.
Облигации выпускаются на определенный срок, который указывается на них.
Облигации могут выпускать государственные и местные органы, а также хозяйствующие субъекты.
Для того чтобы использовать деньги от продажи облигаций в качестве источника финансовых ресурсов, эмитенты должны:
1) соблюдая закон «О ценных бумагах», зарегистрировать проспект эмиссии и изготовить бланки облигаций;
2) разместить эти облигации среди инвесторов.
Таким образом, у предприятия-эмитента появляется внешний источник финансовых ресурсов предприятия.
Этот источник — платный, и платой является процент, зафиксированный на самой облигации.
Этот источник — срочный, срок погашения облигаций и выплаты процентов по ней также фиксируется на облигации.
Любой хозяйствующий субъект может приобретать облигации других хозяйствующих субъектов. В этом случае эти облигации учитываются в составе имущества предприятия как финансовые вложения.
При этом в случае погашения этих облигаций или выплаты процентов по ним в установленные сроки у предприятия появляется источник финансовых ресурсов.
Но в период между погашениями облигаций облигация может являться источником финансовых ресурсов в случае ее свободной продажи на вторичном рынке ценных бумаг.
При этом необходимо учитывать, что данный источник финансовых ресурсов зависит от котировки облигаций на вторичном рынке.
Пример.
Котировка облигаций составляет:
- покупка – 42% от номинальной стоимости;
- продажа – 44% от номинальной стоимости.
Тогда предприятие покупает облигацию номинальной стоимостью 100000 руб. за 42000 руб. и может продать эту облигацию за 44000 руб.
Следовательно, на вторичном рынке облигация продается ниже номинальной стоимости (со скидкой, или дисконтом). При этом дисконт составляет 50000 руб.
Когда облигация продается по цене, выше номинала, это означает, что она продается с премией.
Владелец облигации может продать ее до момента выкупа эмитентом или держать ее до погашения.
Если он приобрел облигацию по цене, выше номинала, и продержал ее до погашения, то в момент погашения он понесет потери в размере уплаченной премии, т. к. облигация всегда погашается эмитентом по номиналу.
На облигации указывается купонный процент. Это фиксированный процент, который устанавливается в момент эмиссии облигаций.
Исходя из этого купонного процента, инвестор получает ежегодный фиксированный процент по облигациям.
Чем выше разница между купонным процентом и сложившейся на рынке банковских услуг средней процентной ставкой по депозитам, тем привлекательнее облигация для инвесторов, потому что эта разница компенсирует в определенной мере финансовый риск владельца облигаций.
Вексель — это ценная бумага, удостоверяющая безусловное денежное обязательство векселедателя уплатить при наступлении срока определенную сумму денег владельцу векселя, т. е. векселедержателю.
Вексель может быть выдан юридическим или физическим лицам.
Простой вексель выписывается заемщиком, т. е. векселедателем, и содержит обязательства платежа кредитору, т. е. векселедержателю.
Переводной вексель выписывается и подписывается кредитором и представляет собой приказ должнику уплатить в указанный срок обозначенную сумму третьему лицу или предъявителю.
При передаче переводного векселя от одного собственника к другому на его обратной стороне делается передаточная надпись — «Индоссамент».
При этом вексель может передаваться неограниченное число раз и циркулировать среди физических и юридических лиц, выполняя функцию наличных денег.
Информация о принадлежащих предприятию векселях других векселедателей отражается в активе баланса предприятия по балансовой статье «Краткосрочные финансовые вложения».
Информация о выдаче векселя данного предприятия другим партнерам отражает кредиторскую задолженность данного предприятия и показывается в пассиве баланса по балансовой статье «Векселя выданные».