Ликвидация юридического лица: порядок ликвидации, порядок удовлетворения требований кредиторов
Реорганизация существенно затрагивает интересы кредиторов юридического лица, коль скоро их должник прекратит свое существование. Поэтому обязательным ее условием является предварительное уведомление кредиторов, которые в таком случае вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения убытков (ст. 60 ГК).
Ликвидация юридического лица — это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. ГК содержит развернутый перечень оснований ликвидации юридических лиц, которая (так же как и реорганизация) может носить и добровольный, и принудительный характер.
В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Типичными основаниями добровольной ликвидации являются нецелесообразность дальнейшего существования юридического лица, истечение срока, на который оно было создано, достижение или, напротив, принципиальная недостижимость уставных целей организации.
Принудительная ликвидация проводится по решению суда в случаях, когда деятельность юридического лица осуществляется без соответствующего разрешения (лицензии)либо такая деятельность прямо запрещена законом, либо сопряжена с неоднократными или грубыми нарушениями законодательства.
Для отдельных видов юридических лиц законом установлены дополнительные основания ликвидации. Так, коммерческие организации (кроме казенных предприятий), потребительские кооперативы и фонды могут быть ликвидированы по причине их несостоятельности (банкротства). Для хозяйственных обществ и унитарных предприятий предусмотрено такое основание ликвидации, как утрата имущества, т.е. уменьшение стоимости чистых активов предприятия ниже уровня минимального размера уставного капитала. И в том и в другом случае ликвидация может производиться как добровольно, так и принудительно.
Порядок ликвидации юридического лица урегулирован ст. 61 — 64 ГК и состоит из следующих этапов:
1) участники организации, ее уполномоченный орган или суд, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (или единоличного ликвидатора), определяют порядок и сроки ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает на себя все полномочия по управлению юридическим лицом;
2) ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщение о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления претензий кредиторами (этот срок не может быть менее 2 месяцев), выявляет всех кредиторов и уведомляет их о ликвидации, взыскивает дебиторскую задолженность юридического лица;
3) ликвидационная комиссия оценивает состав кредиторской задолженности, принимает решение об удовлетворении (отклонении) выявленных требований и составляет промежуточный ликвидационный баланс;
4) в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом удовлетворяются законные требования кредиторов, причем выплаты производятся в порядке очередей, установленных ст. 64 ГК. Если денежных средств организации недостаточно для расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия продает имеющееся имущество с публичных торгов;
5) после погашения кредиторской задолженности ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс и распределяет оставшееся имущество между участниками юридического лица, если иное не следует из законодательства или учредительных документов организации. Все документы, оформляющие ликвидацию, передаются регистрирующему органу, который на их основе вносит соответствующую запись в единый государственный реестр юридических лиц. С этого момента деятельность организации считается прекращенной.
Особенности ликвидационной процедуры в случае несостоятельности (банкротства) юридического лица установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» и рядом других нормативных актов.
Виды ликвидации юридического лица:
· с распределением оставшегося имущества между учредителями (участниками) юридического лица (ликвидация хозяйственных обществ и товариществ, кооперативов);
· с передачей оставшегося имущества собственнику (унитарные предприятия и финансируемые собственником учреждения);
· с передачей оставшегося имущества на цели, определенные в учредительных документах юридического лица (общественные и религиозные объединения, фонды).
Несостоятельность (банкротство) юридического лица по закону «О несостоятельности (банкротстве)»: понятие несостоятельности, признаки. Краткая характеристика процедур банкротства и их значение.
Несостоятельность (банкротство) (ст.65) наступает в случае невозможности (неспособности) ЮЛ полного удовлетворения всех денежных требований своих кредиторов. В этой ситуации закон предполагает равномерное и справедливое распределение имеющегося имущества должника между его кредиторами, которые как бы конкурируют между собой в рамках предусмотренных законом определенных групп (очередей). Порядок такого распределения называется конкурсом (конкурсным производством). Составляющие его правила являются сутью института несостоятельности (банкротства).
В современном правопорядке правила о Н (Б) применяются как к ЮЛ, так и к ФЛ. Из числа ЮЛ банкротами могут быть объявлены коммерческие организации (за исключением казенных предприятий), а из числа НО – потребительские кооперативы и фонды, т.к. по закону банкротами не могут быть объявлены ЮЛ, по долгам которых учредители несут субсидиарную ответственность. Объявление банкротом, а также последующая ликвидация ЮЛ, могут быть принудительными (по решению суда) и добровольными (по решению самого банкрота, принятому совместно с кредиторами). Основной особенностью такой ликвидации является обязательное соблюдение конкурсного порядка распределения имущества между кредиторами.
В ходе разбирательства дела о Н (Б) арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов может вводиться внешнее управление организацией-должником (при наличии оснований для восстановления ее платежеспособности). На период внешнего управления вводится мораторий – отсрочка удовлетворения требований кредиторов, по долгам возникшим до начала этого управления. Внешнее управление осуществляется внешним управляющим назначаемым судом, который приобретает права руководителя организации должника и самостоятельно распоряжается его имуществом. Его деятельность строится на основе плана, утвержденного собранием кредиторов на срок не более года. План предусматривает различные мероприятия по восстановлению платежеспособности организации. В случае недостижения этой цели суд признает должника банкротом и открывает конкурсное производство.
С момента принятия судом заявления о банкротстве вводится период наблюдения, для осуществления которого судом назначается временный управляющий. С этого момента приостанавливается производство и исполнение по всем делам, связанным с обращением взыскания на имущество должника, а все имущественные требования должны предъявляться в конкурсном порядке. Цель этих мер – сохранение имущества должника для соразмерного удовлетворения кредиторов. В госреестр ЮЛ вносится соответствующая запись. Временный управляющий проводит АФСП и устанавливает размер требований кредиторов.
Конкурсное производство открывается с момента судебного признания должника банкротом. Это ликвидационная процедура, влекущая прекращение деятельности ЮЛ. С этого момента считается наступившим срок исполнения всех обязательств должника и прекращается начисление пени (неустоек). Совершение сделок с имуществом должника, предъявление требований кредиторами и их исполнение осуществляется только в порядке конкурса (конкурсный иммунитет). Все полномочия переходят к конкурсному управляющему, который имеет право требовать: признания недействительными совершенных должником сделок; расторжения заключенных договоров; предъявлять иски об истребовании имущества должника; принимать меры по его поиску, выявлении и возврату. Затем он проводит инвентаризацию и оценку имущества и определяет конкурсную массу. Имущество, составляющее конкурсную массу, продается управляющим с согласия кредиторов на открытых торгах. Из вырученных средств производятся расчеты с кредиторами по очередности (ст.64). Вне очереди оплачиваются судебные расходы и вознаграждение управляющего, а также требования возникшие в период процедуры банкротства. Действия управляющего контролируются судом и кредиторами. По завершению расчетов управляющий представляет суду отчет с приложением реестра кредиторов и иных документов. Суд выносит решение о завершении производства, которое является основанием о внесении в госреестр записи о ликвидации ЮЛ. Н (Б) отдельных ЮЛ имеет свои особенности (градообразующие организации, сельскохозяйственные организации, банки, страховые компании и т.д.